Рефераты. Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере Сберегательного Банка РФ)

p align="left">Анализ общего кредитного портфеля и его характеристик обычно дает достаточно полную картину деятельности банка, его приоритетов, видов кредитных рисков, которым он подвержен и которые готов на себя принять. При этом нужно проанализировать:

– список основных видов кредитов, включая информацию о количестве клиентов, среднем сроке кредитов и средней кредитной процентной ставке;

– распределение кредитного портфеля, включая анализ общего количества и общей суммы кредитов в разных ракурсах, например по валютам, по срокам погашения (краткосрочные, т.е. менее одного года, и долгосрочные ? более года), по видам деятельности, по виду собственности (государственные или частные), по виду кредитования (корпоративное или частное);

– кредиты с правительственными или другими гарантиями;

– кредиты по видам рисков;

– неработающие кредиты.

Инструменты, используемые аналитиком, позволяют производить всестороннюю оценку состава и характеристик общего кредитного портфеля, включая определение, кому, что и на какой срок было предоставлено.

Изменения приоритетов банка в отношении клиентов, несомненно, влияют на распределение кредитных продуктов банка.

На это влияют изменения в структуре клиентов и кредитных продуктов, а также изменение факторов риска и/или макроэкономических тенденций.

5. Политика управления кредитными рисками.

Кредитные риски являются наиболее частой причиной банкротств банков, в связи с чем, все регулирующие органы устанавливают стандарты по управлению кредитными рисками. Для защиты международных финансовых рынков ключевые стандарты прописаны также в международных соглашениях, которые направлены на унификацию национальных подходов к управлению кредитными рисками. В основе надежного управления рисками лежит определение существующих и потенциальных кредитных рисков,/присущих кредитным операциям. Среди мер по противодействию данным рискам ? четко сформулированная политика организации в отношении кредитных рисков и установление параметров, по которым кредитные риски будут контролироваться. Такой контроль включает в себя ограничение кредитных рисков при помощи политики, которая обеспечивает достаточную диверсификацию кредитного портфеля.

Конкретные меры по управлению кредитными рисками обычно включают три вида директив. Первый вид ? это директивы, направленные на ограничение или уменьшение кредитных рисков, например определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с банком лиц или превышение лимитов. Второй вид включает директивы по классификации активов. Сюда входит анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают банк кредитному риску. Третий вид включает директивы по кредитному резервированию ? не только по портфелю кредитов, но также по всем другим активам, которые могут привести к убыткам.

Анализируя функцию управления кредитными рисками, нужно рассматривать кредиты и все другие виды кредитных инструментов (балансовые и забалансовые), чтобы определить следующие факторы:

– уровень, распределение и важность классифицированных активов;

– уровень и состав ненакапливаемых, неработающих, пересмотренных, пролонгированных активов и активов с пониженной ставкой;

– достаточность резервов по переоценке активов;

– способность руководства управлять проблемными активами и собирать их;

– чрезмерная концентрация кредитов;

– соответствие и эффективность кредитной политики и процедур по кредитному администрированию, а также их соблюдение;

– адекватность и эффективность процедур банка по определению и отслеживанию первоначальных и изменяющихся рисков или рисков, связанных с уже одобренными кредитами.

Четкое распределение полномочий при утверждении кредитов помогает обеспечить принятие разумных и соответствующих установленным параметрам решений. Организации должны иметь процедуры для управления инкассацией основных сумм, процентных платежей и прочих издержек в соответствии с установленными условиями погашения. Также должен существовать некий механизм, направленный на решение проблемы неработающих кредитов, а также механизмы по обеспечению соблюдения прав кредитора в случаях непогашения кредитов. Системы отчетности банка должны предоставлять точные и своевременные отчеты по состоянию кредитного портфеля, в то время как сбор детальной, современной информации по заемщикам является прерогативой процесса оценки рисков.

Процедуры урегулирования являются важным элементом управления кредитными рисками. Если не предпринять своевременные действия в отношении проблемных кредитов, то может быть окончательно упущена возможность укрепить их или получить по ним деньги, вследствие чего убытки могут возрасти до такой степени, что они станут угрожать платежеспособности банка. Оценивая процедуры урегулирования, нужно рассмотреть организацию данной функции, включая анализ эффективности работы отделов и ответственных служащих. В итоге должна быть определена эффективность действий подразделений по взысканию долгов; сколько было успешных попыток взыскания (их количество и объем) и сколько времени в среднем уходило на каждый случай. Также нужно оценить участие высшего руководства в этом процессе.

При урегулировании каждый кредит и заемщик должны рассматриваться индивидуально. Типичная стратегия урегулирования состоит из следующих действий:

– сокращение кредитных рисков, которым подвергается банк; для этого можно, например, заставить заемщика предоставить дополнительный капитал, фонды, залог или гарантии;

– работа с заемщиком по оценке проблем и нахождению решений, которые позволят увеличить возможности заемщика по обслуживанию кредита и его платежеспособность, например предоставление консультаций, разработка программы по сокращению операционных расходов и/или по увеличению доходов, продаже активов, создание программы реструктуризации долга или изменение условий кредита;

– передача управления заемщиком более кредитоспособному лицу или организация его продажи; организация совместного предприятия;

– погашение задолженности путем внесудебного урегулирования или через подачу судебного иска, использование гарантий, лишение права выкупа залога или ликвидация залога.

Очень важно, чтобы банки предоставляли необходимую информацию контролирующим организациям и другим заинтересованным лицам для того, чтобы те могли правильно оценить финансовое состояние банков, так как у банков разных стран разные правила классификации кредитов, резервные требования, практика обращения с проблемными кредитами, а также степень профессионализма банковского руководства. Принципы предоставления информации в отношении кредитных рисков должны контролироваться регулирующими организациями, как рекомендовано Базельским комитетом по банковскому надзору. В частности, должна раскрываться следующая информация:

– политика и методы, используемые в отчетах для кредитов и для допущений снижения стоимости (например, для резервов);

– политика управления рисками и контроль над ними;

– кредиты, в т.ч. ослабленные и просроченные, а также соответствующие общие резервы и специальные резервы по основным категориям заемщиков и географическим регионам, методы согласования изменений резервов;

– крупные кредиты, кредиты связанным с банком лицам;

– суммы кредитов (и другая относящаяся к ним информация), которые отличаются от первоначально заключенных кредитных соглашений, например, в том случае, если они были реструктурированы.

6. Политика по ограничению кредитных рисков.

Органы банковского надзора всегда уделяли большое внимание концентрации рисков банков. Их цель, с точки зрения управления кредитными рисками, состоит в препятствовании тому, чтобы банки чрезмерно полагались на одного большого заемщика или группу заемщиков, но в то же время они не должны диктовать банкам, кому можно предоставить кредит, а кому нельзя. Современное банковское регулирование обычно ставит условием банку не производить инвестиции, не предоставлять большие кредиты или другие виды кредитных инструментов любому отдельному юридическому лицу или группе взаимозависимых юридических лиц сверх установленного процента от капитала банка и резервов. Используя данные ограничения, органы надзора могут контролировать как банковский сектор в целом, так и структуру кредитных портфелей отдельных банков, чтобы защитить интересы вкладчиков и предотвратить критические ситуации в банковском секторе.

Большинство стран устанавливают лимит на сумму кредитов одному клиенту в размере не более 10-25% капитала банка, хотя в некоторых странах этот лимит доходит до 30-40%. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует максимальное значение данного лимита, равное 25%, со снижением его до 10%, когда это целесообразно. Нижняя граница, при достижении которой необходимо отчитываться перед контролирующими органами, обычно устанавливается чуть ниже максимального лимита. Органы надзора могут, таким образом, уделять особое внимание кредитам, превышающим данную границу, и предписывать банкам принимать превентивные меры до того, как риск концентрации станет чрезмерно большим.

Основная сложность при определении максимального размера выданных средств состоит в том, чтобы понять, можно ли (и в какой степени) включать в анализ другие формы кредитных инструментов. В анализ включаются условные обязательства и кредитные субституты, такие как гарантии, акцепты, аккредитивы, а также будущие требования, которые банк обязался обеспечить. В принципе условные обязательства должны браться в расчет при определении совокупной величины кредитных рисков, хотя некоторые из них могут рассматриваться с другой точки зрения. Например, гарантия по финансовым обязательствам может рассматриваться не так, как гарантия выполнения. Учитывать или не учитывать залог при оценке соответствия лимитам также спорный вопрос, так как определение стоимости залога ? это процесс в высшей степени субъективный. Разумно не рассматривать залог при определении размера выданных средств.

Еще один важный вопрос заключается в определении термина «один клиент». В соответствии с международной практикой таким клиентом считается одно лицо или группа взаимосвязанных физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов ? обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.

С практической точки зрения, крупные кредиты обычно являются признаком желания банка поддержать определенных клиентов. Банки, которые увлекаются кредитованием больших корпоративных клиентов, иногда забывают о рисках, связанных с таким кредитованием.

Вопрос управления крупными кредитами имеет и следующие дополнительные аспекты: адекватность политики банка, инструкций и процедур, отслеживающих общее или взаимосвязанное владение; эффективный контроль; общие денежные потоки. В отношении крупных клиентов банк должен уделять особое внимание полноте и точности информации. Служащие кредитного отдела банка должны постоянно отслеживать события, влияющие на деятельность крупных заемщиков независимо от того, выполняют они свои обязательства перед банком или нет. Если какие-либо внешние события вызывают беспокойство, банк должен запросить у заемщика дополнительную информацию. Если есть некоторая вероятность того, что заемщик будет иметь сложности с выполнением своих обязательств перед банком, то информация об этом должна быть представлена выше в соответствии с иерархией управления кредитными рисками и должен быть разработан план на случай непредвиденных обстоятельств, если сомнения в платежеспособности заемщика станут реальными.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.