Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Коммерческие банки стали неизменной принадлежностью рыночной структуры. Коммерческие банки - главные центры кредитной системы.
Современные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, но и выдает кредиты.
Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.
Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране.
Зачастую банки выдают кредиты физическим лицам и корпоративным предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Поэтому необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и, только после этого, коммерческие банки в России, как и в странах Европы, станут действительным фундаментом кредитной системы.
Также в заключении необходимо сказать, что в настоящее время в каждом коммерческом банке России должна быть организована служба внутреннего контроля. Эта структура должна быть самостоятельным подразделением, подчиненным непосредственно главе банка.
Она должна контролировать как операции банка (чтобы не допустить слишком рискованных сделок), так и деятельность его сотрудников. Раз в год служба внутреннего контроля должна отчитываться перед ЦБ.
Система внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро - и макроуровне (см. Приложение 1).
1. Аргунов И.А. Коммерческие банки. - М.: Банковский журнал, 2009- с.137 - 142.
2. Ачкасов А.И. Банковская система. - М.: АО Консалтбанкир, 2008- с.13 - 32.
3. Банки / под. ред. В. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2006- с.140 - 190.
4. Банковская система России. Настольная книга банкира - книга 1 - М.: Банки, 2009. - с.237 - 242.
5. Банковское дело/ В. Колесников. - М.: Финансы и статистика, 2008- с.29-56.
6. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 2008- с.75 - 142.
7. Банковское дело // под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009- с.13 - 42.
8. Банковское дело в России (в 3 томах) // под. общ. ред. Кумок С.И. - М.: АОЗТ Вече, 2008- с.20-50.
9. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Бабичевой Ю.А. - М.: Экономика, 2007- с.12- 156.
10. Белоглазова Г.Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка. - Новосибирск: НГУ, 2009- с. 12 - 89.
11. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: Банки и биржи, ИО ЮНИТИ, 2008- с.17 - 56.
12. Варьяш И.Ю. Банковский мониторинг предприятий. // Деньги и кредит, 2009, №10. - с.22-26.
13. Виноградов В.В. О положении в экономике и банковской системе - М.: Бизнес и банки, № 11, 2009- с.37 - 42.
14. Воронин Ю.М. Макроэкономическое регулирование кредитными рисками. // Банковское дело, 2009, №9.- с.14 - 17.
15. Доллан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.- М.: Экономика, 2005- с.137 - 242.
16. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др. Финансы. Денежное обращение. кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004- с.137 - 205.
17. Ибрагимова Т.Ю. Взгляд на надежность сквозь призму международного опыта // Финансист, № 46, 2009- с.22-26.
18. Коммерческие банки - основа кредитной системы? //Бизнес, №31(550), 2009. - с.11-13
19. Коммерческий словарь. / Под ред. Азрилияна А.Н. - М.: Фонд Правовая культура, 2006- с.37.
20. Коротков П.А. О некоторых проблемах управления кредитованием банка в современных условиях. // Деньги и кредит. - 2009, №9. - с.28 - 33.
21. Коротков П.А. Проблемы Финансовой стабильности и устойчивости банковской системы. // Деньги и кредит. - 2009, №1. - с.42.
22. Кредитной системе нужна стабильность. // Экономика и жизнь. - 2008, №1. - с.4.
23. Лексис В.И. Кредиты банков - М.: Перспектива, 2003- с.3 1- 52.
24. Мороз А.Н. Основы банковского дела.- М.: Знания, 2004 - с.72- 42.
25. Москвина В. Снижение риска кредитования предприятий. // Бизнес и банки, 2008, №30. - с.2 - 10.
26. Основы банковской деятельности в условиях перехода к рынку. / Под ред. Тимохина Г.С. - Казань: КФЭИ, 2005- с.52 - 103.
27. Соколинская Н.Э. Стратегия управления банковскими рисками. // Бухгалтерский учет, 2009, №12. - с.13 - 19.
28. Тукмаков И.Ш. О некоторых вопросах деятельности кредитных организаций на территории РФ. // Банки, кредиты, бизнес, 2009, 12. - с.3.
29. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк, М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 2001- с.137 - 145.
Предварительный контроль
Текущий контроль
Последующий контроль
(Объектом контроля выступает отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии решения)
Наличие служебных инструкций
Установление объема операций и сделок, выше которого решения об их проведении принимаются вышестоящим руководством или постоянно действующим органом
Регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций
(Объектом контроля выступает состояние системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенным его акционерами и закрепленным соответствующим документом)
Наличие плана оперативных действий в случае, если негативное влияние рисков, которые банк рассматривал в качестве разнородных, наступило одновременно
Соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок
Служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует практику управления рисками
(объектом контроля выступает состояние аналитической работы с точки зрения учета в процессе управления банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений развития банка)
Наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка о выводах и предложениях аналитического отдела, о прогнозах развития ситуации на соответствующем рынке, в экономике в целом, в сфере нормативно-правового обеспечения
Своевременность реагирования на действия конкурентов
Службы внутреннего контроля осуществляют сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб и реального развития ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5