Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.
В настоящее время в разных странах устанавливаются различные валютные режимы с разной степенью свободы валютного обмена. Вследствие этого валюты пользуются большим или меньшим спросом на валютных рынках. Большинство стран, присоединившись к статье VIII Устава МВФ, установили режим частичной обратимости, распространив ее лишь на текущие международные сделки. Лишь незначительное число наиболее богатых и стабильных государств отменили валютные ограничения и на движение капиталов. Формально таких стран в конце 80-х годов было 17. Но, учитывая моменты вмешательства официальных властей некоторых стран в валютные операции, большинство из них еще не достигли режима полной конвертируемости. Полностью конвертируемых валют в мире всего три: доллар США, фунт стерлингов Великобритании и марка ФРГ.
Таким образом, и настоящее время валюта реально может иметь 3 статуса: 1) замкнутая; 2) частично конвертируемая; 3) свободно конвертируемая.
Отметим также, что формальное присоединение страны к VIII статье Устава МВФ не всегда означает действительное установление обратимости валюты. Дело в том, что по условиям статьи VIII страны-участницы могут устанавливать ограничения даже по текущим операциям, но с согласия и одобрения МВФ. Сегодня более двух десятков стран используют подобную процедуру. Поэтому их валюту можно считать конвертируемой лишь условно. Это в основном страны Центральной и Латинской Америки. Вместе с тем можно наблюдать обратное явление. Некоторые страны отменяют валютные ограничения на текущие операции. Таким образом, их валюта в принципе становится частично конвертируемой. Но по тем или иным причинам эти страны не заявляют официально о присоединении к VIII статье Устава МВФ, и поэтому остаются в составе стран с замкнутыми валютами.
С точки зрения принадлежности той или иной стране обратимость валюты может быть внешней и внутренней. В условиях внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранным юридическим и физическим лицам (в общепринятой терминологии - нерезидентам). А граждане и юридические лица данной страны такой свободы не имеют. Внутренняя обратимость валюты означает, что резиденты данной страны без ограничений могут использовать свои накопления местной валюты для покупки иностранной валюты, ее хранения или перевода, какому угодно резиденту для любой цели. А нерезиденты такой свободой не обладают. Как показывает практика, переход к конвертируемости валюты обычно начинается с внешней обратимости. Поскольку легче контролировать валютные операции, учитывая относительную немногочисленность иностранцев по сравнению с резидентами данной страны.
Таким образом, конкретный режим обратимости валюты характеризуется тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении видов внешнеэкономической деятельности и их участников.
Конвертируемость валюты позитивно влияет на экономику страны, стимулируя конкуренцию, позволяя сопоставлять внутренние издержки и цены с мировым уровнем. Национальная экономика получает возможность осваивать передовые технологии, подтягивать производство до уровня мировых стандартов. Малоэффективные производства, не выдержавшие иностранной конкуренции, свертываются или осуществляют структурную перестройку. В конечном счете, в экономике страны происходит определенная оптимизация внутренних пропорций воспроизводства в увязке с общим состоянием мирового рынка.
2. Практическая часть
2.1 Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Крупные банки предлагают ряд услуг клиентам-участникам внешнеэкономической деятельности и сами становятся важным связующим
звеном в международной торговле. Как правило, банки создают специализированные отделы по внешним связям.
На основании статьи 20 Федерального закона от 17.05.2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР) (ОГРН 1027739311665, ИНН 7708011796, БИК 044525060, место нахождения: 107996, ГСП-6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, дом 9) будет реорганизован путем его преобразования в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». [4]
С момента государственной регистрации государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» к ней переходят все права и обязанности Банка внешнеэкономической деятельности СССР, включая все права и обязанности по договорам (соглашениям) Банка внешнеэкономической деятельности СССР.
При реорганизации обеспечивается полное правопреемство по всем обязательствам и требованиям Банка внешнеэкономической деятельности СССР в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными международными соглашениями.
Осуществление гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг позволяет российским экспортерам участвовать в экспортных проектах в тех странах, которые характеризуются высоким уровнем политического риска, в которых имеются объективные препятствия для реализации контрактов, а также там, где не представлены российские коммерческие банки.
Внешэкономбанк успешно осуществляет на коммерческой основе гарантийную поддержку российского промышленного экспорта в такие страны как Ливия, Иран, Сирия, Алжир, Мексика, Венесуэла, Узбекистан и другие.
Планируемый объем осуществления Внешэкономбанком гарантийных операций в 2008-2012 гг. составит порядка 9,46 млрд. долл. США (из них на цели поддержки экспорта промышленной продукции и услуг - порядка 5,7 млрд. долл. США).
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для целей поддержки экспорта в настоящее время осуществляется ЗАО «Росэксимбанк», мажоритарным акционером которого является Внешэкономбанк.
Существующая система государственной гарантийной поддержки экспорта поэтапно будет трансформирована в гарантийно-страховую поддержку экспорта. В целях развития механизмов страхования экспортных кредитов и совершенствования действующей государственной финансовой гарантийной поддержки экспорта в перспективе предстоит создать специализированное Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Объем государственной гарантийной поддержки экспорта к 2012 г. должен составить 0,3-0,35% внутреннего валового продукта.[8]
Функция страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков отнесена к сфере исключительной компетенции Внешэкономбанка. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 19.02.2008г.
Развитие сотрудничества с ОЭСР, Бернским союзом/Пражским клубом страховщиков экспортных кредитов и инвестиций, крупнейшими зарубежными экспортными кредитными агентствами призвано способствовать укреплению международного авторитета Внешэкономбанка.
Итак, осуществление экспортного финансирования крупных проектов в области авиастроения, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, строительства и реконструкции энергетических объектов, атомной энергетики и других ключевых областях экономики, позволяет развивать промышленный потенциал российских производителей, открывает новые возможности для выхода российских экспортеров на зарубежные рынки.
Предоставляя экспортное финансирование, Внешэкономбанк осуществляет поддержку своиx клиентов на всех этапах реализации проектов, используя свой опыт в международной экономической деятельности и знание мировой банковской практики.
2.2 Деятельность Внешэкономбанка на территории Дальневосточного Федерального округа (ДВФО)
1. Об участии Внешэкономбанка в проекте строительства пассажирского терминала в Международном аэропорту Владивостока [данные от 28.12.09г.]
Органами управления Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» одобрено предоставление финансирования проекта строительства нового пассажирского терминала в Международном аэропорту г.Владивосток. В ближайшее время планируется заключение кредитного соглашения между Банком и ЗАО «Терминал Владивосток» (дочерняя компания ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»).
Помимо предоставления кредитных средств в объеме 3,6 млрд. рублей сроком до 15 лет, для снижения долговой нагрузки и совершенствования корпоративных процедур управления Внешэкономбанк планирует также участие в акционерном капитале ЗАО «Терминал Владивосток» посредством выкупа дополнительной эмиссии общества в 2010 году.
Проект нового пассажирского терминала ориентировочной площадью 55 тыс. кв. м. и пропускной способностью 3,5 млн. пассажиров в год реализуется в рамках подготовки к конференции стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества в 2012 году.
Общий объем капитальных вложений по проекту планируется на уровне 175 млн. долларов США. Срок реализации проекта 2009-2011 гг.
Участие банка в крупных проектах транспортной инфраструктуры является одним из приоритетов деятельности Банка развития.[9]
2. Об участии Внешэкономбанка в финансировании проекта по организации автосборочного производства на Дальнем Востоке [данные от 31.07.09г]
В г. Хабаровск, в ходе совещания по развитию Дальнего Востока, которое провел Председатель Правительства РФ Владимир Путин, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ОАО «СОЛЛЕРС» подписали кредитные соглашения для финансирования проекта по организации автомобильного производства в Приморском крае (г. Владивосток) и производства автокомпонентов в Республике Татарстан (г. Елабуга).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5