Рефераты. Валютные операции коммерческих банков: проблемы и перспективы развития

ассмотрим следующую ситуацию: компании требуется привлечь доллары США на срок в три месяца, при этом она располагает свободными денежными средствами в евро в течение этого периода. Вместо размещения одной валюты и привлечения другой компания проводит конверсию евро в доллары США и одновременно заключает форвард на покупку евро через три месяца. Таким образом, привлекая доллары США и разместив евро по ставкам межбанковского рынка, можно полностью избежать валютного риска.

Как уже было отмечено, операции "форвард" и "своп" являются инструментами, которые позволяют уже сейчас зафиксировать будущие результаты. В то же время, хеджируясь с помощью указанных инструментов, компания не только избавляется от потенциальных курсовых убытков, но одновременно отказывается и от потенциальной будущей прибыли при благоприятной конъюнктуре валютного курса. Однако на рынке присутствуют инструменты, позволяющие застраховать свои будущие риски, одновременно не отказываясь от возможности использования положительной динамики валютного курса, например, операция "валютный опцион".

Валютный опцион - это соглашение между покупателем опциона и продавцом опциона, которое предоставляет покупателю право, но не накладывает обязательства купить у продавца опцион или продать ему определенное количество валюты в будущем по установленному заранее курсу.

При рассмотрении данных операций необходимо выделить следующие подвиды опционов:

Опцион CALL (на покупку) - сделка, в результате которой покупатель опциона приобретает право купить валюту в заранее определенное время по заранее определенной цене.

Опцион PUT (на продажу) - сделка, в результате которой покупатель опциона приобретает право продать валюту в заранее определенное время по заранее определенной цене.

В качестве примера использования валютного опциона рассмотрим тот же профиль риска, что и в предыдущих примерах: компания в рамках инвестиций несет убыток в случае падения курса USD/RUB, а при росте курса - получает дополнительную прибыль. Приобретая опцион PUT USD/RUB европейского типа со страйком (курсом покупки базовой валюты, согласованной при заключении сделки), равным форвардному курсу, компания получает право продать USD по данному курсу. Если компании это будет выгодно в дату валютирования - она реализует это право и получит по опциону прибыль, если же невыгодно - опцион останется нереализованным. Тогда компания понесет убыток, равный уплаченной банку премии, которая зависит от волатильности валют, текущего курса и процентных ставок и значение которой может быть существенным. Однако в этом случае ситуация на валютном рынке в целом для компании благоприятна. В итоге совокупный риск позиции таков: убыток ограничен уплаченной премией, а прибыль не ограничена. Для того чтобы снизить величину риска, компания может использовать возможности структурных продуктов, основанных на одновременном проведении нескольких валютных опционов.

Одним из вариантов структурного продукта, основанного на валютных опционах, одновременная покупка опциона Put и продажа опциона Call.

Проиллюстрировать такую сделку можно на следующем примере: существует риск укрепления рубля по отношению к доллару США, и компания покупает опцион Put USD/RUB по 26 рублей на срок в три месяца. За покупку опциона платится премия, одновременно компания продает опцион Сall USD/RUB по 27 рублей. Премия, уплаченная и премия, полученная практически уравнивают друг друга, таким образом, компания, рискуя понести небольшой убыток, оставляет себе возможность получить чуть большую прибыль. Подобную схему можно реализовать для каждого отдельного срока по требованию компании.

Предложенные внебиржевые инструменты валютного рынка позволяют добиться следующих результатов:

минимизации валютных рисков;

обеспечения стабильного и прогнозируемого финансового результата исполнения экспортного, импортного и других контрактов;

обеспечения эффективного финансового менеджмента;

улучшения управляемости основной деятельностью.

При этом если операции "форвард" и "своп" дают возможность фиксации будущего курса, то валютный опцион (при его покупке у банка) предоставляет возможность использовать при этом благоприятное изменение курса. При продаже валютного опциона клиентом профиль риска соответствует профилю риска по форвардам за вычетом полученной премии.

Подводя итог, нужно подчеркнуть, что основным отличием хеджирования от других видов операций для корпоративных клиентов является то, что его целью должно быть не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных убытков. В этой связи для банка важно определить основные принципы хеджирования. Их можно было бы сформулировать следующим образом:

Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск, она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые.

Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление. В этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Как и любая другая финансовая стратегия, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

В настоящее время российский рынок производных инструментов активно развивается. Улучшается его ликвидность, на рынок выходят новые игроки.

По мере повышения квалификации сотрудников нашего банка в перспективе объемы и продолжительность срочных операций будут увеличиваться.

ООО КБ "Нэклис-Банк" будет готов оказывать клиентам всестороннюю помощь во внедрении инструментов хеджирования и в грамотном их использовании.

3.3 Развитие услуг кредитования

ООО КБ "Нэклис-Банк" намерен планомерно следовать основным принципам выбранной стратегии перспективного развития в качестве универсального банковского учреждения. Серьезное внимание будет уделено дальнейшему развитию ресурсной базы, которая позволит существенно расширить круг клиентов и увеличить объемы операций по среднесрочному и долгосрочному кредитованию.

Важнейшим направлением деятельности банка является активизация работы с корпоративной клиентурой. Основной акцент сделан на работу с крупными корпоративными клиентами и предприятиями малого и среднего бизнеса, чему будет способствовать создание целевых программ, разрабатывающих и продвигающих на рынок новые банковские продукты.

Основными источниками прибыльной работы Банка стали кредитные операции. Банк постоянно наращивает объемы кредитных операций и, как следствие, обеспечивается постоянный рост процентных доходов, а также комиссионных доходов, связанных, как с кредитованием, так и с оказанием прочих банковских услуг.

Риски, связанные с высокой долей ссудной и приравненной к ней задолженности, компенсируются высокой степенью диверсификации кредитного портфеля банка. Клиентами банка являются предприятия строительной индустрии, энергетического и нефтеперерабатывающего комплекса, текстильной и пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли. Хорошее управление портфелем подтверждается низкой долей просроченной задолженности - 1,4%.

В части активных операций предлагается существенно расширить кредитование предприятий малого и среднего бизнеса. Острой проблемой развития малого предпринимательства является именно поиск финансовых ресурсов, поскольку малые предприятия, имея небольшой уставный капитал, недостаточные денежные накопления и постоянные потребности в ресурсах на расширение производства, очень зависимы от внешних источников финансирования и заинтересованы в более долгосрочных заемных средствах.

Стратегическим направлением в этой области является расширение комплекса банковских продуктов и услуг, направленных на поддержку малых и средних предприятий, позволяющих им развивать и расширять свой бизнес.

Банк планирует использовать механизмы объединения государственных и частных финансовых ресурсов, активно работать в направлении привлечения денежных средств на финансовых рынках для последующего кредитования малого и среднего бизнеса.

Наряду с безусловными лидерами по уровню востребованности - классическими кредитами на пополнение оборотных средств - начинают набирать популярность и другие формы привлечения заемного капитала. Однако, по прогнозам экспертов, настоящим фаворитом в обозримом будущем может стать факторинг - финансирование компаний под залог их будущих доходов.

По словам специалиста одного из коммерческих банков:

"Этот продукт несколько дороже кредита, но обладает рядом преимуществ: отсутствием обеспечения и быстротой получения средств"

По мнению специалиста банка, факторинг чуть ли не единственный путь к заемному капиталу для компаний, которые не в состоянии предоставить залоги, соответствующие стандартам банков. Дело в том, сейчас компании все чаще обращаются за факторинговым финансированием для покупки и строительства складов и офисов. Как видно, предприятия торговли стремятся "обрасти" капиталом и недвижимостью, то есть увеличить свою стабильность и сократить издержки. Более удобного пути для достижения этой цели, чем факторинг нет.

Рис. Объем денежных требований по факторингу.

По данным российских аналитиков, за период с 2004 г. по 2005 г. совокупный объем уступленных денежных требований в России вырос с 3 до 5,5 млрд. долларов (на 83%), в то время как объем финансирования удвоился - с 2,2 до 4,6 млрд. долларов. За 2006 г. российский рынок факторинга удвоился, составив порядка 11 млрд. долл. По оценкам экспертов, рынок факторинговых услуг в России и дальше будет расти. При сохранении подобных темпов роста, через несколько лет российский рынок будет, сопоставим с развитыми рынками факторинга Западной Европы. При этом доля факторинга в ВВП, очевидно, вырастет в разы, а совокупный объем будет превышать аналогичные рынки стран Восточной Европы в сотни раз.

Факторинговые услуги в классическом (западном) понимании не ограничиваются предоставлением безналогового финансирования - под уступку денежных требований. Классический факторинг, помимо собственно финансирования, включает в себя также услуги по управлению дебиторской задолженностью клиентов, отслеживание и сбор просроченной задолженности, принятие на себя кредитного риска (факторинг без регресса).

Основной спрос на факторинговые услуги предъявляют компании оптовой торговли и сферы услуг. Крупных компаний, которые бы являлись потенциальными потребителями факторинговых услуг, сравнительно мало, темпы их роста сейчас не настолько велики, чтобы делать ставку на них при стремительном развитии факторингового бизнеса, в отличие от компаний малого и среднего бизнеса. Потенциал для дальнейшего развития рынка факторинга лежит именно в сфере малого и среднего бизнеса.

Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга - это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них - производители алкогольной продукции. Две трети сделок заключены с производителями продуктов питания и потребительских товаров: пищевой промышленности (33%), бытовой техники и электроники (16%), химии и нефтехимии - в основном, средств бытовой химии (12%), легкой промышленности (5%). Такая же структура характерна для факторинговых сделок с оптовиками и ритейлерами. Для них привлекательность факторинга обусловлена тем, что даже довольно крупные компании часто не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Эта форма финансирования актуальна для предприятий малого бизнеса, которые не могут рассчитывать на получение масштабных классических кредитов из-за невысоких объемов оборотных средств. Финансирование в рамках факторинга решает эту проблему, так как в данном случае учитывает не столько текущее финансовое состояние компании, сколько ее будущую прибыль и доходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.