Достигать названные цели предусматривается через:
- либерализацию внутренних валютных рынков, повышение их ликвидности, сближение норм и правил, регулирующих текущие и капитальные операции в соответствии с международными стандартами;
- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений, в том числе за счет расширения использования национальных валют;
- сближение политики валютного курса, создание в перспективе механизма согласования действий по сглаживанию резких взаимных колебаний курсов национальных денежных единиц;
- выбор и согласование оптимальных режимов валютного курса, включая установление пределов взаимных колебаний обменных курсов;
- формирование в перспективе международных организаций, которые будут заниматься вопросами согласования валютной политики государств, или наделение данными функциями уже имеющихся организаций;
- создание коллективных механизмов валютной поддержки стран, испытывающих острый дефицит платежного баланса, способный оказать негативное воздействие на динамику курсов их национальных валют и макроэкономическую сбалансированность в целом.
Денежная и валютная политика, как составная часть экономической политики государства, может быть определена как совокупность действий Национального банка Молдовы, предпринимаемых с целью создания благоприятных денежных условий для макроэкономической стабильности и поддержания устойчивого экономического роста. Исходя из этого цели денежной и валютной политики Национального банка Молдовы согласуются с бюджетно-налоговой и институциональной политикой Правительства, способствуя обеспечению экономического развития.
Если говорить об элементах, то необходимо способствовать внедрению лучших европейских практик, одна из которых предполагает стабильное и независимое функционирование Национального банка в области денежно-кредитной политики. Представляется, что задача НБМ - обеспечивать стабильность цен. Кроме того, должна быть прекращена порочная практика кредитования государственного бюджета за счет средств Нацбанка. Вторая составляющая - налогово-бюджетная, управление публичными финансами. Необходимо улучшить систему налогообложения, с тем чтобы уменьшить нагрузку на налогоплательщиков, упростить их отношения с бюджетом. Государство должно управлять своей собственностью более эффективно.
Во многих случаях Молдова, как и другие страны, испытывает необходимость в поддержании платежного баланса. Ресурсы, которые Молдова получает от фонда, идут непосредственно в Национальный банк, и формируют внешние резервы. Эти средства не предназначены для инвестирования в экономику страны, они используются в критических случаях для поддержания глобальной монетарной стабильности. В данном случае мы говорим только о внешних резервах, они никак не связаны с теми средствами, из которых складывается бюджет государства.
Чтобы создать валютные резервы, центральный банк закупает на рынке валюту, которая поступает в страну от экспорта. Если резко снижается экспорт и в страну поступает меньше валютных ресурсов, то импортеры в этом случае не могут закупать валюту на рынке, что приводит к возникновению шоков. У центрального банка есть возможность компенсировать эти потери за счет валютных резервов. В принципе, для этого и служат резервы - чтобы избежать резкого падения валютного курса. Если на рынке нет достаточного количества валюты, то центральный банк берет валюту из резервов и размещает ее на рынке. Таким образом, это помогает стабилизировать международную торговлю. Непосредственно в отрасли экономики эти деньги не идут. Они используются только на внешнем валютном рынке именно для того, чтобы не допустить перепадов валютного курса.
В соответствии со Стратегией экономического роста и снижения уровня бедности на 2005-2010 гг. главные цели макроэкономической политики государства на средне- и долгосрочный периоды предусматривают устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения. При разработке и внедрении денежной и валютной политики в рамках единой экономической политики государства Национальный банк Молдовы исходит из необходимости создания благоприятных условий для достижения намеченных целей.
Одним из данных условий является стабильность национальной валюты, предусматривающая контролируемую и прогнозируемую динамику уровня цен и отсутствие резких и непредсказуемых колебаний обменного курса национальной валюты по отношению к другим валютам.
Достижение стабильности национальной валюты будет способствовать снижению неопределенности и рисков в процессе принятия решений в области инвестиций, укреплению доверия населения к финансовой системе государства, более эффективному внедрению социальных реформ.
Общепризнанным является факт, что стабилизация динамики цен в долгосрочной перспективе приведет к росту экономического благосостояния и потенциала развития национальной экономики. Таким образом, с учетом направленности социально-экономической и внешней политики Республики Молдова на приближение уровня развития и стандартов жизни к общепринятым в развитых странах, а также с учетом приоритетного курса на интеграцию в Европейский Союз Национальный банк Молдовы устанавливает в качестве конечной цели денежной политики на обозначенный период снижение уровня инфляции и его поддержание на низком уровне, приемлемом для устойчивого экономического роста. Опыт Национального банка Молдовы демонстрирует, что для достижения и поддержания макроэкономической стабильности необходимо учитывать множество обстоятельств, в рамках которых осуществляется политика и развиваются финансовые учреждения. Данные обстоятельства, как и быстрое развитие финансового рынка, требуют от Национального банка Молдовы, помимо достижения главной цели, уделять внимание дополнительным целям и проводить анализ их важности для достижения и поддержания макроэкономической стабильности.
Исходя из вышеизложенного Национальный банк Молдовы оставляет за собой право руководствоваться в решениях по денежной и валютной политике синтетическим показателем инфляции, основанным на индексе потребительских цен и именуемым базовой инфляцией, который будет отражать изменения цен, вызванные непосредственно денежными факторами, и позволит исключить их краткосрочные колебания, причины которых не относятся к деятельности Национального банка Молдовы, как например: шоки, вызванные изменением цен на энергетические ресурсы, административные решения об изменении тарифов на услуги, сезонность цен на сельскохозяйственные продовольственные товары (овощи и фрукты) и др.
Учитывая открытый характер национальной экономики, а также ее высокую чувствительность к воздействию внешних экономических факторов, важную роль в разработке и проведении денежной и валютной политики играет обменный курс национальной валюты. Устанавливая режим свободно плавающего курса, Национальный банк Молдовы оставляет за собой право осуществлять в случае необходимости валютные интервенции в целях предотвращения чрезмерных колебаний обменного курса. В то же время денежная и валютная политика Национального банка Молдовы в 2005-2010 гг. должна осуществляться с учетом необходимости снижения уровня инфляции и стабилизации цен. Реализация задач денежной и валютной политики должна осуществляться с учетом следующих факторов:
- зависимость Республики Молдова от внешних факторов: экономической конъюнктуры на международных рынках нефтяных продуктов и энергоресурсов, макроэкономического развития стран-партнеров Республики Молдова, динамики мировых цен на продукцию, аналогичную экспортируемой из страны;
- интенсивность валютного притока от граждан, работающих за рубежом;
- показатели государственного бюджета;
- динамика развития банковского сектора;
- результаты проведения реформ в реальном секторе экономики.
Достижение главной цели денежной и валютной политики в средне- и долгосрочной перспективе станет возможным в случае продолжения последовательной реструктуризации национальной экономики. Эффективность долгосрочной денежной и валютной политики зависит также от последовательной реализации всех макроэкономических целей и соблюдения организационно-правовых норм. Кроме того, независимость Национального банка Молдовы является важным фактором для поддержания доверия, что служит предпосылкой для повышения эффективности денежной и валютной политики. Исходя из курса Республики Молдова на европейскую интеграцию основной задачей развития выступает последовательное внедрение модели экономического развития путем поэтапной гармонизации национального законодательства с европейским во всех областях, в том числе в таможенной, банковской, налоговой, юридической и социальной сферах. Таким образом, деятельность Национального банка Молдовы по снижению инфляции, поддержанию стабильности банковской системы предусматривает четкие приоритеты. В этом контексте Национальный банк Молдовы должен ориентироваться на общеевропейские стандарты при формулировании денежной и валютной политики.
Денежная и валютная политика должна быть направлена на поддержание ликвидности в банковской системе на оптимальном уровне с использованием, в зависимости от макроэкономического развития и ситуации на денежном рынке, как инструментов стерилизации ликвидной избыточности, так и инструментов вливания ликвидности. С этой целью банк должен диверсифицировать инструменты с одновременной их гармонизацией с инструментами Европейского центрального банка и помимо уже используемых инструментов (операции на открытом рынке, привлечение депозитов от банков, обязательные резервы, ломбардные преимущества, кредиты/депозиты "overnight"), выпускать сертификаты Национального банка Молдовы, которые должны способствовать более эффективной стерилизации избыточной ликвидности в банковской системе.
В управлении ликвидностью Нацбанк должен отдавать предпочтение операциям на открытом рынке по сравнению с инструментами более выраженного административного характера (норма обязательного резервирования), а также продолжит поэтапное снижение нормы обязательного резервирования с учетом макроэкономических показателей и динамики денежных агрегатов.
Валютная политика Национального банка Молдовы предусматривает и в дальнейшем свободное плавание национальной валюты и определение официального обменного валютного курса молдавского лея по отношению к доллару США на основе валютных курсов, доминирующих на валютном рынке.
В случае существенного роста доли евро в общем обороте валютного рынка Национальный банк Молдовы должен вносить изменения в методологию определения официального обменного курса молдавского лея по отношению к евро. Национальный банк Молдовы должен стремиться к плавному переходу от определения официального курса молдавского лея к евро через кросс-курс к доллару США на международном рынке к определению официального курса молдавского лея по отношению к евро, исходя из котировок коммерческих банков на внутри- и межбанковском рынках Республики Молдова.
Национальный банк Молдовы должен осуществлять валютные интервенции в случае необходимости смягчения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики должны использоваться прямые покупки иностранной валюты и валютные операции своп и форвард. В данном контексте денежная и валютная политика Национального банка Молдовы должна быть направлена на установление равновесия между денежной эмиссией и относительной стабильностью национальной валюты таким образом, чтобы это не отразилось негативно на достижении главной цели. В рамках проведения валютной политики Национальный банк должен поддерживать международные валютные резервы на уровне, необходимом для покрытия не менее трех месяцев импорта, будет и в дальнейшем размещать свои валютные активы в инвестиционные инструменты, соответствующие критериям надежности и ликвидности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12