??????! ??????????? ???????? ?????.
???. 6. ???????? ?????????????? ???????? ?????? ????? ? 2001 - 2002 ??. (%) (??? ??????????? ?? 2001 ?. 100% = 12.2000; ??? ??????????? ?? 2002 ?. 100% = 12.2001)
Политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития. Совершенствование политики государственных органов целесообразно строить по следующим основным направлениям:
- поддержание желаемого валютного курса
- расширение инструментов регулирования валютного рынка
- упорядочение механизмов перераспределения валютных средств
- оптимизация движения капиталов
- совершенствование порядка использования официальных резервов Центрального банка Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов:
- валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно, должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами
- валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия
- валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное, должно быть систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы
- валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими
- валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.
В главе 2 были рассмотрены механизмы валютного регулирования, а также предложены конкретные меры по достижению общих целей государственной валютной политики, изложенных выше. В качестве объекта регулирования предлагается реальный эффективный курс рубля, который должен корректироваться государством в соответствии с текущими задачами российской экономики методами, способными обеспечить желаемую динамику курса для достижения общих целей валютной политики. Здесь перечислим основные выводы, обоснованные в работе.
1. Существует закономерность, связывающая уровень экономического развития страны с уровнем относительных цен и, следовательно, с реальным курсом национальной валюты.
2. Поддержанию (ускорению) экономического роста в долгосрочной, равно как и в краткосрочной перспективе, способствует удержание реального валютного курса в пределах полосы значений, соответствующих уровню экономического развития страны. Желаемое значение реального курса рубля можно определить путем решения уравнения, описывающего связь уровня экономического развития страны с уровнем относительных цен.
3. Удержание значений реального курса рубля в пределах указанной полосы не только благотворно влияет на темпы экономического роста, но также способствует структурным сдвигам в промышленности в пользу перерабатывающих отраслей. В этом случае складываются благоприятные условия для оптимизации структурной перестройки российской экономики.
4. Нынешний реальный курс рубля завышен. По сравнению с ныне достигнутым уровнем представляется желательным его некоторое снижение.
5. Завышенный реальный валютный курс не только препятствует экономическому росту, но и способствует упрощению отраслевой структуры промышленности и ее изменению в пользу сырьевых отраслей.
6. Для удержания реального курса рубля в пределах полосы предсказанных значений возможно использование широкой гаммы инструментов экономической политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10