Рефераты. Виды ценных бумаг

p align="left">* с бюджетной политикой (увеличение доли государственных ценных бумаг в покрытии дефицита бюджета должно соответствовать увеличению в расходах объемов инвестиций в реальный сектор, т.е. увязано с ростом базы доходов бюджета);

* проводимой политикой по регулированию финансового рынка в целом, в том числе ставкой рефинансирования, процентными ставками, курсом национальной валюты, особенностями валютного регулирования и т.д.;

* фактическими параметрами рублевой денежной массы, ресурсами банковской системы и структурой их распределения, объемами ВВП и др.;

* поддержанием их ликвидности на вторичном рынке [26, с. 50-51].

Правовой основой для выпуска государственных ценных бумаг в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 27.05.1993 г. "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" [15].

Основополагающими положениями указанного Закона являются следующие:

* внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантируемых Советом Министров Республики Беларусь;

* право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь;

* государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными;

* условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

* управление внутренним государственным долгом осуществляется Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь;

* долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими и их обслуживания регулируется решениями местных Советов народных депутатов.

Первый закрытый аукцион по размещению государственных ценных бумаг состоялся 16.02.1994 г. За период с указанной даты по 01.01.2006 г. был объявлен 881 выпуск государственных облигаций, 93 из которых признаны несостоявшимися. При этом 473 выпуска (83 признаны несостоявшимися) размещались путем проведения закрытых аукционов Национальным банком, 106 (8 не состоялось) размещались на бирже, 302 (2 не состоялось) -- прямая продажа облигаций Министерством финансов юридическим лицам.

В соответствии с Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 13.02.2003 г. № 173, к государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:

* государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;

* государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более;

* государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.

Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций.

Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение -- процентный доход. Размеры и порядок выплаты процентного дохода устанавливаются Министерством финансов и оговариваются в условиях выпуска.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении. В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.

По каждому выпуску облигаций Министерство финансов Республики Беларусь принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, их условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций. Документом, удостоверяющим сведения о выпуске облигаций, является глобальный сертификат.

Способы размещения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:

* продажи на аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь;

* продажи на аукционе, проводимом Министерством финансов Республики Беларусь через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа";

* прямой продажи Министерством финансов Республики Беларусь юридическим лицам на условиях, утвержденных этим министерством;

* их передачи или продажи банкам для их последующей реализации.

Если облигации размещаются путем продажи на аукционе, проводимом Национальным банком Республики Беларусь, то копия решения о выпуске облигаций передается ему не позднее, чем за один рабочий день до даты выпуска облигаций. Такой же срок передачи копии решения о выпуске облигаций установлен и для случая проведения аукциона на бирже. Если же размещение облигаций осуществляется путем прямой продажи Минфином Республики Беларусь юридическому лицу, то этот документ должен поступить в Национальный банк Республики Беларусь и на биржу не позднее даты выпуска облигаций или до 10.00 следующего рабочего дня после даты их выпуска.

Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Министерстве финансов Республики Беларусь, другой передается для осуществления депозитарного учета:

* Национальному банку Республики Беларусь не позднее, чем за один рабочий день до даты выпуска облигаций при их размещении путем продажи на аукционе, проводимом Национальным банком или Министерством финансов Республики Беларусь через биржу;

* Национальному банку Республики Беларусь не позднее следующего рабочего дня после даты выпуска облигаций, размещаемых путем их прямой продажи Министерством финансов Республики Беларусь юридическому лицу.

С 1994 г. по 1999 г. размещение ГКО и ГДО происходило только на закрытых аукционах, проводимых Национальным банком. С 1999 г. по 2004 г. кроме этого способа часто использовалась прямая продажа Министерством финансов Республики Беларусь указанных облигаций юридическим лицам. С 2004 г. основным способом размещения облигаций становится продажа их на аукционе, проводимом Министерством финансов Республики Беларусь через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Проведение аукционов Национальным банком. С 1994 г. существует нормативная база, которая постоянно совершенствуется и детально регламентирует процесс размещения ценных бумаг посредством проведения закрытого аукциона и доразмещения. Для проведения закрытых аукционов по размещению государственных ценных бумаг Национальный банк Республики Беларусь в 1995 г. создал и постоянно совершенствует программно-технический комплекс по размещению государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банкаРеспублики Беларусь, который интегрирован в платежную и депозитарную системы Республики Беларусь.

Принцип проведения закрытого аукциона предполагает конкуренцию заявок его участников, т.е. участник, выставляя заявку на покупку ценных бумаг, не знает предложений других участников. В связи с этим для того, чтобы заявки на приобретение облигаций, поданные первичными инвесторами на аукцион, были удовлетворены, их необходимо выставлять с ценовыми условиями, наиболее ориентированными на текущую конъюнктуру финансового рынка.

Участниками закрытых аукционов и доразмещений, проводимых Национальным банком Республики Беларусь, могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие соответствующую лицензию и получившие статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь институт первичных инвесторов был создан в 1994 г. Кандидаты в первичные инвесторы должны иметь стаж работы на рынке ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих моменту подачи документов на присвоение данного статуса. Статус присваивается Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь по результатам рассмотрения соответствующих документов (заявление на присвоение статуса первичного инвестора, анкета кандидата в первичные инвесторы по установленной форме, копии доверенностей на всех уполномоченных представителей первичного инвестора на право совершения сделок при размещении облигаций, копии квалификационных аттестатов на всех уполномоченных представителей первичного инвестора).

В процессе выполнения своих функций первичные инвесторы должны представлять информацию по запросу Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь об объемах и ценах покупки облигаций, информировать Национальный банк Республики Беларусь обо всех изменениях, внесенных в документы, представленные на присвоение статуса первичного инвестора, в течение трех рабочих дней после их внесения. Кроме того, они должны выполнять требования по минимальной обязательной покупке облигаций на первичном рынке как за свой счет, так и по поручению клиентов. Объем обязательств установлен на квартал для банков -- первичных инвесторов в размере не менее 6% объема собственного капитала банка по состоянию на первое число месяца, предшествующего началу квартала. Первичные инвесторы, не являющиеся банками, за тот же период должны приобрести не менее 0,15% объявленного Министерством финансов Республики Беларусь аукционного объема эмиссии за предыдущий квартал.

В случае нарушения указанных требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность с государственными ценными бумагами, аннулирования или приостановки действия лицензии на профессиональную деятельность по ценным бумагам, отзыва согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами у банков -- первичных инвесторов Национальный банк Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь вправе лишить первичного инвестора данного статуса.

При принятии решения о лишении первичного инвестора статуса первичного инвестора учитывается размер портфеля государственных ценных бумаг первичного инвестора, а также результаты его работы на рынке государственных ценных бумаг в течение 12 месяцев, предшествующих дате принятия данного решения.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, лишенный статуса первичного инвестора, имеет право повторно подать документы на присвоение статуса первичного инвестора облигаций не ранее чем через шесть месяцев после получения официального уведомления о лишении его статуса первичного инвестора.

Основаниями для проведения Национальным банком Республики Беларусь аукциона являются:

* наличие между Национальным банком Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь договора о размещении, обслуживании и погашении облигаций;

* наличие приказа Министерства финансов Республики Беларусь о проведении очередного выпуска облигаций, в котором устанавливаются основные параметры выпуска;

* наличие глобального сертификата размещаемого выпуска, содержащего его основные параметры.

К участию в аукционе допускаются первичные инвесторы, заключившие с Национальным банком Республики Беларусь договор на выполнение функций первичного инвестора, открывшие счет "депо" в уполномоченном депозитарии и перечислившие на временный счет в Национальном банке Республики Беларусь денежные средства в сумме, необходимой для приобретения намеченного количества облигаций. Кроме того, уполномоченный представитель первичного инвестора должен иметь доверенность на право совершения операций с облигациями, квалификационный аттестат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.