Рефераты. Виды облигаций

p align="left">Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 году на долю бумаг Внешторгбанка России пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВБ, среденедневной оборот этих облтгаций на бирже превышал 10 млн рублей.

К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА”, “Таттелеком”, “Каравай”, “Морион” и ряда других.

Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов - жителей соответсвующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.

Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным

исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения.

2.3. Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России.

На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций.

Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты, не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.

1. Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения - Срок погашения - это дата окончания срока действия облигации, когда подлежит возврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении.

Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:

а)Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;

б)Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;

в)В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.

2.Действующие акты ФКЦБ России не позволяют начинать вторичное обращение облигаций ранее регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это в свою очередь не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска и лишь затем может начаться их вторичное обращение.

3.Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.

4. Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачивыемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения.Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.

5.Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия:

номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества, либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

выпуск облигаций допусакется после полной оплаты уставного капитала;

выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

общество также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЛИГАЦИИ.

3.1. Функционирование рынка ГКО.

В России рынок государственных облигаций начал функционировать с середины 1993 года. Эти ценные бумаги получили название государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО).

Для безупречной работы рынка был разработан пакет документов, который регулировал весь спектр правовых отношений участников, все стороны технологии размещения ГКО, погашения облигаций и проведения расчетов. На Московской межбанковской валютной бирже была развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. В настоящее время вторичные торги проходят ежедневно, а аукционы - еженедельно. Подобный график проведения аукционов способствует поддержанию стабильности рынка. Для оптимального функционирования рынка ГКО была создана соответствующая инфраструктура. Ее компонентами являются:

- Министерство финансов РФ, выступающее эмитентом ГКО;

- Центральный банк РФ, выполняющий функции агента Министврства финансов РФ по обслуживанию выпуска, дилера, а также органа регулирования и контроля;

- официальные дилеры, в основном являющиеся коммерческими банками;

- Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), выполняющая функции торговой системы, расчетной системы и депозитария

Центральный банк обеспечивает ”организационную" сторону функционирования рынка ГКО: проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление денежных средств на счет Министерства финансов РФ. Центральный банк ориентируется на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, например, доходности и ликвидности, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет привлекательность рынка государственных облигаций для инвесторов.

Центральный банк РФ реализует свою контрольную функцию в целях стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, которые преследуют на рынке ГКО свои собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов. Доля средств клиентов, инвестированных и государственные бумаги, подвержена значительным колебаниям, но в целом имеет тенденцию к росту.

ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки (комиссия дилемму, бирже) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения

3.2. Порядок обращенные ГКО.

Участники рынка ГКО разделяются на две категории:

а) Дилеры

б) Инвесторы

Любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством инвестиционным институтом (профессиональным участником рынка ценных бумаг) н заключившее договор с Центральным банком РФ на выполнение функций по обслуживающих операций с ГКО, называется Дилером. Дилер может заключать сделки с ГКО от своего имени и за свой счет. Дилер может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок с ГКО от своего имени, за счет и по поручению Инвестора.

Инвестором называется любое юридическое или физическое лицо, не являющееся Дилером, приобретающее ГКО на праве собственности

Инвестор обязан заключить с Дилером договор на обслуживание. Этот договор определяет порядок приобретения, владении и продажи Инвестором ГКО, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций. Не допускается никаких операций Инвесторов с ГКО кроме тех, которые оговорены условиями договора между Инвестором и Дилером.

Для осуществления учета ГКО и регистрации сделок каждому Дилеру и Инвестору присваивается регистрационный код. Регистраций код присваивается Дилеру Центральным банком РФ и называется кодом дилера, являясь уникальным для каждого Дилера. Указанный код фиксируется в договоре, заключаемом между Центральным банком н дилером, и указываются во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного Дилера от своего имени на рынке ГКО. Регистрационный код присваивается Инвестору обслуживающим его Дилером. Он называется кодом Инвестора и является уникальным для каждого Инвестора. Указанный код фиксируется в договоре на обслуживание между Дилером и Инвестором и должен указываться во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного Дилера по поручению данного инвестора на рынке ГКО.

Учет ГКО ведется по лицевым счетам (счетам "депо") владельцев в рамках двухуровневой системы регистрирующих организаций: головной депозитарий (в дальнейшем - Депозитарий) и субдепозитарии. Депозитарием называется организация (банк, клиринговая палата, биржа, инвестиционный институт), уполномоченная на основании договора с Центральным банком РФ обеспечивать учет ГКО по счетам "депо" Дилеров и перевод ГКО по счетам "депо" по сделкам купли-продажи заключаемым Дилерами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.