Рефераты. Внешние риски банковской деятельности

p align="left">Последним способом хеджирования валютных рисков является валютная опцион-сделка между покупателем опциона и продавцом валют, которая дает право первому покупать или продавать по определенному курсу сумму валюты в течение обусловленного времени за вознаграждение, уплачиваемое продавцу.

Опционы делятся на биржевые - стандартные биржевые контракты, обращение которых аналогично фьючерсам, и внебиржевые, технология заключения которых сходна с форвардами. При этом для первых спецификация устанавливается биржей, и при заключении сделок участниками оговаривается только величина премии. Последние заключаются на произвольных условиях, устанавливаемых в процессе сделки.

Таким образом, в случае использования внебиржевого опциона банк принимает на себя также риск контрагента, рассчитывая на его надежность.

Вообще в сделках с опционами основной риск несут подписчики опционов, так как их прибыль всегда ограничена величиной премии, а возможные убытки при неблагоприятном движении цены базисного актива не лимитированы. Держатель опциона при неблагоприятном для него движении цены просто отказывается от своего права, максимальные его убытки не превышают размера премии.

Столь асимметричное распределение рисков и необычность структуры сделок делают применение опционов чрезвычайно сложным и требующим точных расчетов и прогнозов. Как подписчик, так и держатель опциона могут закрыть любую открытую позицию до истечения контракта путем заключения офсетной сделки, в результате чего прибыль или убытки определяются разницей в стоимости опциона при открытии и закрытии позиции.

В целях снижения стоимости хеджирования чаще всего используют барьерные опционы "нок-ин" и "нок-аут". Данные опционы "появляются" и "исчезают" в том случае, если текущий валютный курс касается заранее оговоренной отметки - барьера или триггера (от англ. trigger - спусковой крючок) - заранее установленный уровень, при достижении которого вступят в силу условия барьерного опциона нок-ин или будут отменены условия опциона нок-аут). Таким образом, поставив, например, триггер на уровне 1,65 долл., банк останется один на один со своим риском в случае превышения цены отметки 1,65. Однако, если курс останется в пределах коридора 1,60 - 1,65, опцион будет выполнен.

Необходимо также отметить, что хеджирование с использованием деривативов таит в себе немало "подводных камней". Являясь универсальными финансовыми инструментами, деривативы могут быть использованы как для хеджирования, так и для спекуляции.

Одна из опасностей, подстерегающих банки, заключается в том, что сотрудник, осуществляющий хеджирование, может стать спекулянтом. Печально известен пример банка Barings в Сингапуре, чей сотрудник, замеченный в спекуляциях и принесший банку убытки в размере 1 млрд долл., был разоблачен, однако само финансовое учреждение с 200-летней историей так и не смогло оправиться от финансовых потерь.

В российской практике компании все еще неактивно применяют процедуры страхования валютных рисков. Связан данный факт в первую очередь с тем, что финансовый кризис 1998 г., сопровождавшийся резкой девальвацией рубля, привел к дефолту по форвардным и фьючерсным валютным контрактам.

С тех пор, несмотря на заметное оживление интереса к деривативам, закон, который бы регламентировал деятельность участников на срочном рынке, в России так и не появился.

Более того, осознание банками особенностей хеджирования зачастую приводит к отказу от осуществления данных операций - оно не гарантирует, что суммы при страховании будут выгоднее, чем те, которые получены в ситуации, когда хеджирование не выполняется. Издержками данной практики также являются существенные затраты на комиссионные и премии опционов.

Однако, вне всякого сомнения, выявление риска в текущих условиях является для банковского сектора первоочередной задачей.

Наиболее популярным инструментарием является методологическая концепция "Value at Risk" (VaR). Она представляет риск в виде определенного числового значения с вероятностными характеристиками, зависящими от избранного доверительного интервала и определяющими распределение вероятностей изменения валютного курса.

Принципиально важным становится и проведение комплексного анализа рыночной ситуации, который включает не только применение стандартных моделей оценки, но и моделирование "стрессовых ситуаций".

Исходя из полученных результатов, менеджеры банка должны принять решение о необходимости или отсутствии таковой в хеджировании конкретных рисков.

Тем не менее, какое бы решение ни было принято по вопросу страхования, наряду с интегрированной системой управления валютным риском в целом, создаваемой на уровне и служб мониторинга менеджмента финансовой организации, в банке должна существовать простая и четкая структура надзора.

Таким образом, организация комплексного подхода к процессу управления валютными рисками требует профессионального отношения к каждому этапу процесса управления.

2.3 Риск форс-мажорных обстоятельств, обеспечение непрерывности деятельности банков

Риск форс-мажорных обстоятельств зависит от наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникающих в результате чрезвычайных и непредотвратимых событий (например, стихийное бедствие, война, эмбарго, введение валютных ограничений, забастовки и т.д.).

Обеспечение непрерывности бизнеса, то есть способность постоянно и непрерывно поддерживать осуществление финансовых операций в любых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, является приоритетной задачей кредитной организации и важнейшим фактором финансовой устойчивости банковской системы в целом.

Очевидно, что перебои в проведении операций одним банком могут вызвать затруднения в работе других, провоцируя тем самым нарушения в деятельности финансовой системы, что, в свою очередь, подрывает доверие к ней отечественных и зарубежных участников финансового рынка. В этой связи управление непрерывностью деятельности кредитных организаций находится под пристальным вниманием органов банковского регулирования и надзора большинства стран мира и, как правило, регламентируется соответствующими нормативными документами.

Внимание к обеспечению непрерывности бизнеса обострилось после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда в результате террористического акта возникла угроза остановки деловых операций ряда компаний. Впоследствии ряд террористических актов в Лондоне, Стамбуле, Мадриде и других странах, крупномасштабные природные катастрофы, вспышки смертельно опасных заболеваний только подтвердили необходимость управления, непрерывностью бизнеса, продемонстрировав высокую степень риска крупных операционных нарушений для деятельности финансовой системы.

Разработка рекомендаций, а затем и требований к управлению непрерывностью бизнеса изначально концентрировалась на проблемах национального уровня. По мере решения более масштабных задач (например, обеспечение устойчивости транснациональных банков и сохранение функциональности финансовой системы по регионам их присутствия) вопрос о разработке стандартов по управлению непрерывностью бизнеса переместился на международный уровень. Во многих странах мира на законодательном уровне закреплены требования по управлению непрерывностью деятельности банков, разработаны методики формирования соответствующих планов, в том числе в виде вопросников по отдельным направлениям бизнеса банков для органов надзора, доступных для широкого пользования.

В России тема управления непрерывностью деятельности кредитных организаций получила актуальность в марте 2009 года в связи с внесением Банком России дополнений в Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", а именно Приложения 5 "Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения" (далее - план ОНиВД) Указание ЦБ РФ от 05.03.2009 N 2194-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».. Дополнения устанавливают необходимость наличия планов ОНиВД и весьма конкретно определяют требования надзорного органа к их структуре и содержанию.

Непрерывность бизнеса банка определяется, как способность выполнять бизнес-процессы и поддерживать их непрерывное и согласованное взаимодействие, обеспечивая тем самым реализацию целей деятельности банка при любых условиях, включая форс-мажор. План по обеспечению непрерывности деятельности по сути своей является одним из инструментов управления операционным риском в части поддержания бизнес-процессов и, соответственно, обеспечения операционной устойчивости.

Наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности важно для любой организации не только в целях соблюдения требований надзорного органа, но и с точки зрения алгоритмизации своих действий по снижению последствий нарушения непрерывности деятельности, которые могут быть операционными, финансовыми, юридическими, репутационными.

План по обеспечению непрерывности деятельности особое внимание уделяет характеру воздействия, а не источникам нарушений. При этом план должен содержать подробные указания по восстановлению деловых операций после их нарушения до уровня, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств за определенный период времени.

Еще до принятия Банком России дополнений в Положение N 242-П многими российскими банками в той или иной степени продумывался перечень чрезвычайных обстоятельств и, соответственно, план действий при их наступлении.

При этом далеко не всегда это был формализованный документ, а если и был, то покрывал лишь часть рисков, связанных с проблемами, которые руководство банка, исходя из специфики и условий деятельности и собственного опыта ведения бизнеса, а также стратегических целей и задач, считало наиболее вероятными и существенными. Кроме того, зачастую планы действий банка при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывались различными подразделениями параллельно, поэтому могли дублировать или даже противоречить друг другу. И самое главное, планы могли и не ориентироваться на восстановление деятельности банка в целом.

В соответствии с рекомендациями Банка России, разработанными с учетом международного опыта, планирование обеспечения непрерывности в банке должно строиться по модульному принципу. Это означает, что кредитная организация не должна ограничиваться одним документом, описывающим процесс обеспечения непрерывности бизнеса банка в целом. Планы должны разрабатываться для отдельных структурных подразделений и отдельных направлений деятельности банка и быть при этом комплексными (в соответствии с Положением N 242-П и с учетом международного опыта, в том числе принципов Базельского комитета по банковскому надзору).

Процесс составления плана по обеспечению непрерывности деятельности следует начать с определения перечня критически важных для банка процессов, обязательств, систем, объектов. Для этого следует провести анализ документов, описать основные процессы и продукты, в случае необходимости организовать целевые встречи с персоналом.

Для большинства кредитных организаций ключевыми являются следующие бизнес-процессы (по степени приоритетности):

обслуживание клиентов;

обработка информации и осуществление платежей;

обеспечение безопасности, в том числе информационной;

финансовый мониторинг и управление рисками;

операции по привлечению и размещению ресурсов и т.д.

Среди объектов, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы банков, следует рассматривать:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.