Рефераты. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента

Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента

30

Содержание

  • 1. Теоретические основы внутреннего контроля как инструмента банковского менеджмента
    • 1.1 Цели и задачи внутреннего контроля
    • 1.1.1 Основная цель и направления системы внутреннего контроля
    • 1.2 Служба внутреннего контроля в банках
    • 1.3 Организация внутреннего контроля за рисками банковской деятельности
    • 1.3.1 Содержание контроля на индивидуальном уровне
    • 1.3.2 Организация контроля на уровне структурных подразделений
    • 1.3.3 Внутренний контроль за банковскими рисками на макроуровне
    • 2.1 Содержание комплаенс-контроля
    • 2.2 Направления комплаенс-контроля
    • 2.3 Контроль банка России за состоянием внутреннего контроля в банках (на примере Росбанка)
    • 3. Анализ и оценка постановки внутреннего контроля аудиторскими фирмами
    • 3.1 Анализ и оценка текущего контроля
1. Теоретические основы внутреннего контроля как инструмента банковского менеджмента

1.1 Цели и задачи внутреннего контроля

Система внутреннего контроля является инструментом реализации стратегических планов развития банковского контроля над текущим состоянием кредитной организации и выступает одним из основных элементов банковского менеджмента. Система внутреннего контроля - это совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка. Однако сущность внутреннего контроля банка глубже и не ограничивается комплексом проверок и измерений, но представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.

Система внутреннего контроля состоит из следующих составляющих элементов:

Административный контроль, который базируется на плане организации работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

Контроль за денежными потоками, отражающими состояние ликвидности, концентрацию рисков банковской деятельности;

Финансовый контроль, который базируется на ведении документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности;

Контроль за результатами деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью.

Функциями системы внутреннего контроля являются:

Слежение за четким разграничением полномочий и обязанностей;

Отделение функций контроля от структур, имеющих отношение к управлению банком, распределению его средств, составлению финансовой отчетности по активам и пассивам;

Мониторинг банковских рисков и управление ими;

Слежение за согласованием контрольных процедур, системой охраны активов.

Законом РФ "О банках и банковской деятельности" (ст.24)

установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

Центральный Банк РФ в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", разработал Положение от 16 декабря 2003 г. №242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

1.1.1 Основная цель и направления системы внутреннего контроля

В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России опр
еделена защита интересов кредиторов и вкладчиков путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизация рисков банковской деятельности.

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценки банковских рисков;

Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций;

Контроль за информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;

Осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации.

Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации охватывает комплекс мероприятий, проводимых как советом директоров, так и исполнительным органом банка в части реализации политики внутреннего контроля.

К компетенции Совета директоров (Наблюдательного совета) рекомендуется отнесение следующих вопросов:

Создание и осуществление эффективного внутреннего контроля;

Регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами кредитной организации вопросов организации внутреннего контроля и мер по повышению его эффективности;

Рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных исполнительными органами кредитной организации, службой внутреннего контроля и другими уполномоченными структурами и сотрудниками, входящими в органы внутреннего контроля;

Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение исполнительными органами кредитной организации рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля;

Своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности кредитной организации.

К компетенции исполнительных органов рекомендуется отнесение следующих вопросов:

Установление ответственности за выполнение решений совета директоров, реализация стратегии и политики кредитной организации в отношении организации и осуществления внутреннего контроля;

Делегирование полномочий на разработку правил и процедур в сфере внутреннего контроля руководителям соответствующих структурных подразделений;

Проверка соответствия деятельности кредитной организации внутренним документам, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля;

Распределение обязанностей подразделений и служащих, отвечающих за конкретные направления внутреннего контроля;

Создание эффективных систем передачи и обмена информацией, обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям;

Создание системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля и мер, принятых для их устранения.

В процессе построения и реализации внутреннего контроля в кредитной организации органам управления банка рекомендуется:

Оценивать риски, влияющие на достижение поставленных целей;

Обеспечить участие во внутреннем контроле всех служащих кредитной организации в соответствии с их должностными обязанностями;

Установить порядок, при котором служащие доводят до сведения органов управления информацию обо всех нарушениях законодательства РФ, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики;

Принимать документы по вопросам взаимодействия службы внутреннего контроля с подразделениями и служащими кредитной организации и контролировать их соблюдение.

Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками осуществляется на постоянной основе. Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность кредитной организации.

Порядок распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций должен включать в том числе такие формы контроля, как:

Проверки, осуществляемые органами управления путем запросов отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;

Контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством проверки о работе починенных им служащих;

Материальный контроль, осуществляемый путем проверок ограничений доступа к материальным ценностям, разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;

Проверка соблюдения установленных лимитов на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;

Проверка соблюдения порядка совершения банковских операций.

Кредитная организация должна обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения. Банк должен установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов.

Порядок контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности должен распространяться на все направления ее деятельности. Информация по направлениям деятельности банка должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля. Общий контроль предусматривает контроль компьютерных систем, проводимых с целью бесперебойной и непрерывной работы. Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций.

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется на постоянной основе руководством и служащими различных подразделений. Банк принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность финансового института.

1.2 Служба внутреннего контроля в банках

Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:

Открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;

Осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;

Разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;

Проверка каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;

Осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка в соответствии с его учредительными документами. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществлять деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.

Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.

Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.