Рефераты. Взаимоотношения коммерческого банка и предприятий (на примере ОАО "Русь-Банк")

клады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, срочные вклады вносятся на более длительные сроки. Банк может располагать этими вкладами более продолжительное время, увеличив свои доходы от процентов за счет кредитов, выданных под эти вклады.

В активных операциях банков основная доля приходится на кредитные операции и операции с ценными бумагами. Выдавая ссуды своим клиентам, коммерческие банки увеличивают денежное предложение, и наоборот, возврат этих ссуд сокращает денежную массу в обращении.

Обязательные банковские резервы - это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо (большая их, часть) в форме депозитов на счетах Центрального банка. Резервы составляют лишь определенный процент банковских вкладов, который устанавливается Центральным банком и является обязательным для всех кредитно - финансовых институтов. Коммерческий банк может выдавать новые ссуды и создавать банковские деньги только в том случае, если у него есть свободные или избыточные резервы, т.е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму.

Помимо ссудных операций, еще одним видом банковских операций являются банковские услуги. Они включают операции с валютой, платежный оборот, доверительные операции (управление имуществом клиентов по доверенности), размещение и хранение ценных бумаг.

Наряду с вышеназванными традиционными операциями банков в последнее время стали широко использоваться такие банковские услуги, как лизинг и факторинг. Лизинг - это приобретение банком имущества, например, компьютерного оборудования, для сдачи его в аренду пользователям. Это новая форма финансирования, которая дает ряд преимуществ как лизингодателю, так и лизингополучателю. Факторинг - это передача компанией управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполнение всех финансовых обязательств данной фирмы. Факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое. Благодаря факторингу значительно ускоряется оборачиваемость средств в расчетах.

Поскольку банки - это чисто коммерческие предприятия, их целью является получение прибыли. Валовая прибыль состоит из доходов от учетно-ссудных операций, процентов и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги, комиссионных от посреднических операций, доходов от внешних операций, прибыли от учредительства и биржевых сделок. Чистая прибыль банка - это разница между валовой прибылью и всеми затратами по осуществлению банковских операций. Норму банковской прибыли составляет отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка.

Роль коммерческих банков в рыночной экономике не ограничивается теми функциями, о которых речь шла выше. Очень часто, когда хотят уточнить роль банков в экономике, говорят, что они выполняют функцию посредника в сфере спроса и предложения капиталов, особенно краткосрочных. В таком случае их роль должна заключаться в предоставлении фирмам средств, привлеченных на депозиты. В действительности роль банков лучше характеризует выражение банковская индустрия, поскольку она намного важнее, чем у обычных посредников.

1.2 Предпосылки взаимодействия коммерческого банка и предприятия

В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных банковской политикой. Как отмечают специалисты, некогда сверхдоходные операции по государственным ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала очевидной необходимость постоянного улучшения их качественных характеристик при расширении банком спектра услуг.

Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.

Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы - с другой.

При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:

1. Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.

2. Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.

3. Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.

Таблица 1 - Функции банка и предприятия-клиента

Банк

Клиент

1

2

1. Создание (формирование)

собственного капитала и различных целевых фондов

1. Создание (формирование) собственного капитала и различных специальных фондов

2. Проведение клиентам как минимум трех групп банковских операций в их совокупности:

- привлечение средств в депозиты;

- организация расчетного и кассового обслуживания клиентов, выполнение прочих операций по их поручению;

- выдача ссуд

2. Организация трех хозяйственных

процессов, составляющих уставную деятельность:

- заготовление (приобретения) товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения;

- производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- реализация продукции, сдача работ и услуг, т.е. выполнение договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, получение выручки

3. Участие в формировании капитала других организаций

3. Участие в формировании капитала других организаций

4. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг (для продажи), депозитных сертификатов банковских векселей

4. Выпуск векселей, получение ссуд, займов и др.

5. Приобретение ценных бумаг, выпускаемых (эмитированных) государством или другими юридическими лицами

5. Приобретение прочих ценных бумаг

6. Выдача гарантий

7. Консультационно-информационное обслуживание клиентов и др.

По мнению О.И. Лаврушина ,партнерство банка и предприятия перспективно, т.к. банк представляет собой специфическое предприятие, производящее специфический продукт - деньги. Интересна точка зрения Е.П. Козловой и Е.Н. Галаниной: объясняя эффективность партнерских отношений, они сопоставляют функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (таблица 1).

Как отмечают Д.С. Петросян, А.В. Раскатов глубоко изучившие аспекты взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики, "банкам необходимо найти новое направление для размещения средств", в связи с тем, что:

? операции на фондовом рынке излишне рискованны и вовлечение в них значительных средств чревато ухудшением ситуации;

? приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики;

? подъем предприятий производственной сферы, их развитие собственными силами практически невозможно без привлечения дополнительных источников финансирования".

П.С. Роуз, рассматривая отношения, возникающие при участии банков в бизнесе клиентов, высказывает предположение, что разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае "...в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные ситуации".

В "Банковской энциклопедии" рассматриваются пути участия банков в лизинговых сделках путем создания дочерних лизинговых компаний, которые "...в целом обеспечивают более высокую эффективность, нежели непосредственное участие банков в лизинговом бизнесе", а также их кредитного и факторингового обслуживания.

Практический интерес для исследователей (А.М. Тавасиева, Г.С. Пановой, А.Н. Молчанова, А.В. Масленченкова) проблем взаимодействия предприятий и банков представляют формы финансовых взаимоотношений предприятия и банка.

Так, Ю.С.Масленченковым формы финансовых взаимоотношений делятся на посреднические и партнерские. Посредническая форма финансовых отношений - "обычное" банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия. Партнерская форма финансовых взаимоотношений возникает при участии банка в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании.

В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах.

Наиболее подходящим и заинтересованным партнером в разработке результативного финансового плана для предприятия считается коммерческий банк, клиентом которого оно является.

Перечень положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2.

Таблица 2 - Результат сотрудничества хозяйствующего субъекта и коммерческого банка

Для банка

Для предприятия

1

2

повышение дохода по финансовым инструментам банка и рынка

структурированная ресурсная база банка

повышение дохода за счет ускорения оборачиваемости денежных средств (оборачиваемости дебиторской задолженности, снижения затрат по кредиторской задолженности)

увеличение процентных доходов за счет оптимизированной структуры финансовых потоков, комиссия

регулирование налоговой базы (налоговое планирование)

заданная структура привлеченных средств

финансовый инжиниринг

потенциал повышения эффективности использования финансовых ресурсов

фондирование оборотных средств

диверсификация рисков: процентного, ликвидности, кредитного

оптимизация оборотного капитала и денежных потоков

привлечение и удержание денежных

потоков предприятия за счет использования большего количества финансовых продуктов

имидж предприятия в среде потребителей продукции

имидж банка в клиентской среде

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.