способностью ( способность накапливаться в организме ), при постоянном их
действии на организм даже в малых дозах вызывают хроническое отравление.
Накопление вредных веществ происходит в жизненно важных органах человека (
печени, селезёнке, костях и мышцах ), вследствие чего наблюдаются их
органические изменения.
К вредным веществам хронического действия относят, как правило,
аэрозоли, свинца, ртути, марганца, окиси кремния и кремнийорганических
соединений. Хроническое поражение организма возникает в результате действия
пыли, содержащей свободную двуокись, которая вызывает развитие силикоза,
проявляющегося в виде фиброзного перерождения соединительной ткани
лёгких. Примером физиологического действия
веществ служит отравление окисью углерода, которая является промышленным
ядом, действующим на кровеносную систему. Попадая в кровь, окись углерода
разрушает носитель кислорода – гемоглобин. В результате организм лишается
нормального питания кислородом и наступает кислородное голодание,
сопровождаемое головной болью, тошнотой, рвотой и другими явлениями. В
особо тяжёлых случаях отравления может наступить смерть. При быстром
прекращении воздействия окиси углерода человек полностью выздоравливает,
так как гемоглобин не теряет своей способности кислородоносителя.
Большая часть промышленных вредностей попадает в организм человека
через органы дыхания и всасывается лёгочными альвеолярными каналами.
Правильный режим дыхания в производственных условиях требует, чтобы
работающие дышали через нос. Этот режим часто нарушается при тяжёлом труде,
неправильной организации рабочих мест и условиях высокой температуры. При
дыхании через рот вредные вещества заглатываются вместе со слюной, что
вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта и печени. Такие вредные
вещества, как бензол, ксилол, толуол и другие, проникают в организм через
кожный покров.
Вывод вредных веществ из организма происходит различными путями:
они выдыхаются с воздухом, с потом, мочой, жёлчью, но часть из них обладает
кумулятивной способностью.
Во всех случаях ущерб, наносимый вредными веществами организму
человека, зависит от их токсичности. По степени опасности для организма
вредные вещества в соответствии с Санитарными нормами проектирования
промышленных предприятий ( СН 245-71) и ГОСТ 12.1.007-76 подразделяются на
четыре класса опасности: 1- чрезвычайно опасный; 2 – высокоопасные; 3 –
умеренно опасные; 4 – малоопасные. Класс опасности устанавливают в
зависимости от норм и показателей, предусмотренных ГОСТ 12.1.007-76.
Предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием
производственных процессов и технологических операций. По выделению
вредностей наиболее опасными являются производственные помещения, в которых
выполняют работы малярные, баббитозаливочные, по переработке полимеров,
зарядке аккумуляторов гальванические, сварочные и другие, а также основные
цехи щебёночных и шпалопропиточных заводов.
При окрасе подвижного состава в воздушную среду выделяется сложный комплекс
опасных вредностей ( толуол, ксилол, красочный аэрозоль), содержание
которых при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В
процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окись углерода, окислы
марганца и железа, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной
среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых
электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке
под флюсом и электрошлаковой сварке.
При переработке полимеров в воздухе обнаруживается сложный
комплекс газообразных химических веществ: окись углерода, хлорорганические
соединения, хлористый углерод, непредельные углеводороды, цианистый
водород, органические кислоты, эфиры, ароматические углеводороды суммарного
действия ( бензол, ацетон и др.). Эти вредности выделяются при
определёнными комплексами при различных температурах от 60 до 250 С в
результате термического действия от различных полимерных материалов. При
механической обработке пластических масс выделяется пыль.
Загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола,
ксилола наблюдается в машинном отделении тепловоза, в стойловой части депо,
отделении ремонта топливной аппаратуры и в других помещениях. Воздух в
кузнечных и кузнечно – рессорных отделениях загрязняется угарным и
сернистым газами, окислами азота, аэрозолью металлов, а в механическом
отделении – окисью углерода, аэрозолью окислов железа и смазачно –
охлаждающей жидкости и другие.
Опасность влияния тепловых излучений.
На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в
которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека,
относятся литейные и кузнечные участки, баббитозаливочные, пропиточные,
термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и
секции тепловозов.
Потоки тепловых излучений в горячих цехах создаются в основном
инфракрасными лучами с длиной волны от 770 нм. до 1 мм. Тепловой эффект
воздействия облучения на человека зависит от длины волны, интенсивности
излучения, площади облучаемого участка, длительности облучения, угла
падания лучей, расположения облучаемого участка относительно жизненно
важных органов человека, а также от свойства одежды.
Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи видимого
спектра и короткие инфракрасные лучи, глубоко проникающие в ткани и мало
поглощаемые поверхностью кожи. Длительное воздействие коротких инфракрасных
лучей вызывает катаракту глаз.
Инфракрасное облучение при работе в машинном отделении тепловозов
во время их осмотра и ремонта достигает 7,5 – 9,6 кДж / /(м2*ч), что
значительно выше оптимального.
Сварочная дуга является мощным источником излучения как видимого,
так и невидимого спектров. Видимый спектр оказывает слепящее действие.
Невидимый спектр при длительном воздействии часто проводит к общей потери
зрения, а при кратковременном – к светобоязни. Излучение сварочной дуги
вызывает также ожоги незащищённых участков кожи лица и рук сварщиков.
Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования
локомотивов в пути следования. В условиях дефицита времени и стрессового
состояния при поиске и устранения отказа повышается вероятность ошибочных
действий локомотивных бригад.
На деповском ремонте локомотивов и вагонов определённую опасность
представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с
использованием домкратов, механизированных приспособлений,
электроинструмента и д.р. специфические опасности характерны для сварочных
работ.
Погрузочно - разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений
стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом. Опасные ситуации
возникают при нарушении правил строповки, обрывах грузовых канатов, при
несогласованности действий крановщика и стропальщика.
При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного
состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъёмных
механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного
инструмента. Орудия труда применяемые монтёрами, как правило, имеют большую
массу, что кроме опасности механических травм, создаёт большие физические
нагрузки.
В локомотивных и вагонных депо, на заводах по ремонту подвижного
состава, щебёночных, железнодорожных конструкций могут возникнуть
производственные вредности из – за невыполнения санитарных норм по
параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.
Наличие опасных и вредных производственных факторов требует
дальнейшего облегчения и оздоровления условий труда. Разработка
целенаправленных мероприятий по охране труда должна базироваться на
объективной оценке влияния различных факторов на организм человека,
систематическом анализе основных причин нарушения правил производства работ
и требований техники безопасности.
Опасность аварий и травм
Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в
которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность.
Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены
в непосредственной близости от движущегося или готового к движению
подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие
вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются
ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года
и при любой погоде.
Большая часть контингента железнодорожников занята работой
непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на
путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением,
протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных
путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость
фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в
тёмное время суток.
Одной из основных причин повышения опасности труда на
железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая
существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд
технологических операций, выполняемых дежурными по стрелочным постам,
составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения
вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного
состава. При повышении служебных обязанностей работникам некоторых
профессий железнодорожников приходится многократно пересекать пути.
Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных
трудностей. В зимний период ухудшается состояние производственной
территории. Из – за снежных заносов усложняются условия переходов путей,
передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность
падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой,
затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная
работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению.
Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в
период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура
Страницы: 1, 2, 3