Рефераты. Безопасность жизнедеятельности на ЖД транспорте

способностью ( способность накапливаться в организме ), при постоянном их

действии на организм даже в малых дозах вызывают хроническое отравление.

Накопление вредных веществ происходит в жизненно важных органах человека (

печени, селезёнке, костях и мышцах ), вследствие чего наблюдаются их

органические изменения.

К вредным веществам хронического действия относят, как правило,

аэрозоли, свинца, ртути, марганца, окиси кремния и кремнийорганических

соединений. Хроническое поражение организма возникает в результате действия

пыли, содержащей свободную двуокись, которая вызывает развитие силикоза,

проявляющегося в виде фиброзного перерождения соединительной ткани

лёгких. Примером физиологического действия

веществ служит отравление окисью углерода, которая является промышленным

ядом, действующим на кровеносную систему. Попадая в кровь, окись углерода

разрушает носитель кислорода – гемоглобин. В результате организм лишается

нормального питания кислородом и наступает кислородное голодание,

сопровождаемое головной болью, тошнотой, рвотой и другими явлениями. В

особо тяжёлых случаях отравления может наступить смерть. При быстром

прекращении воздействия окиси углерода человек полностью выздоравливает,

так как гемоглобин не теряет своей способности кислородоносителя.

Большая часть промышленных вредностей попадает в организм человека

через органы дыхания и всасывается лёгочными альвеолярными каналами.

Правильный режим дыхания в производственных условиях требует, чтобы

работающие дышали через нос. Этот режим часто нарушается при тяжёлом труде,

неправильной организации рабочих мест и условиях высокой температуры. При

дыхании через рот вредные вещества заглатываются вместе со слюной, что

вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта и печени. Такие вредные

вещества, как бензол, ксилол, толуол и другие, проникают в организм через

кожный покров.

Вывод вредных веществ из организма происходит различными путями:

они выдыхаются с воздухом, с потом, мочой, жёлчью, но часть из них обладает

кумулятивной способностью.

Во всех случаях ущерб, наносимый вредными веществами организму

человека, зависит от их токсичности. По степени опасности для организма

вредные вещества в соответствии с Санитарными нормами проектирования

промышленных предприятий ( СН 245-71) и ГОСТ 12.1.007-76 подразделяются на

четыре класса опасности: 1- чрезвычайно опасный; 2 – высокоопасные; 3 –

умеренно опасные; 4 – малоопасные. Класс опасности устанавливают в

зависимости от норм и показателей, предусмотренных ГОСТ 12.1.007-76.

Предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием

производственных процессов и технологических операций. По выделению

вредностей наиболее опасными являются производственные помещения, в которых

выполняют работы малярные, баббитозаливочные, по переработке полимеров,

зарядке аккумуляторов гальванические, сварочные и другие, а также основные

цехи щебёночных и шпалопропиточных заводов.

При окрасе подвижного состава в воздушную среду выделяется сложный комплекс

опасных вредностей ( толуол, ксилол, красочный аэрозоль), содержание

которых при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В

процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окись углерода, окислы

марганца и железа, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной

среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых

электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке

под флюсом и электрошлаковой сварке.

При переработке полимеров в воздухе обнаруживается сложный

комплекс газообразных химических веществ: окись углерода, хлорорганические

соединения, хлористый углерод, непредельные углеводороды, цианистый

водород, органические кислоты, эфиры, ароматические углеводороды суммарного

действия ( бензол, ацетон и др.). Эти вредности выделяются при

определёнными комплексами при различных температурах от 60 до 250 С в

результате термического действия от различных полимерных материалов. При

механической обработке пластических масс выделяется пыль.

Загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола,

ксилола наблюдается в машинном отделении тепловоза, в стойловой части депо,

отделении ремонта топливной аппаратуры и в других помещениях. Воздух в

кузнечных и кузнечно – рессорных отделениях загрязняется угарным и

сернистым газами, окислами азота, аэрозолью металлов, а в механическом

отделении – окисью углерода, аэрозолью окислов железа и смазачно –

охлаждающей жидкости и другие.

Опасность влияния тепловых излучений.

На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в

которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека,

относятся литейные и кузнечные участки, баббитозаливочные, пропиточные,

термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и

секции тепловозов.

Потоки тепловых излучений в горячих цехах создаются в основном

инфракрасными лучами с длиной волны от 770 нм. до 1 мм. Тепловой эффект

воздействия облучения на человека зависит от длины волны, интенсивности

излучения, площади облучаемого участка, длительности облучения, угла

падания лучей, расположения облучаемого участка относительно жизненно

важных органов человека, а также от свойства одежды.

Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи видимого

спектра и короткие инфракрасные лучи, глубоко проникающие в ткани и мало

поглощаемые поверхностью кожи. Длительное воздействие коротких инфракрасных

лучей вызывает катаракту глаз.

Инфракрасное облучение при работе в машинном отделении тепловозов

во время их осмотра и ремонта достигает 7,5 – 9,6 кДж / /(м2*ч), что

значительно выше оптимального.

Сварочная дуга является мощным источником излучения как видимого,

так и невидимого спектров. Видимый спектр оказывает слепящее действие.

Невидимый спектр при длительном воздействии часто проводит к общей потери

зрения, а при кратковременном – к светобоязни. Излучение сварочной дуги

вызывает также ожоги незащищённых участков кожи лица и рук сварщиков.

Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования

локомотивов в пути следования. В условиях дефицита времени и стрессового

состояния при поиске и устранения отказа повышается вероятность ошибочных

действий локомотивных бригад.

На деповском ремонте локомотивов и вагонов определённую опасность

представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с

использованием домкратов, механизированных приспособлений,

электроинструмента и д.р. специфические опасности характерны для сварочных

работ.

Погрузочно - разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений

стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом. Опасные ситуации

возникают при нарушении правил строповки, обрывах грузовых канатов, при

несогласованности действий крановщика и стропальщика.

При производстве путевых работ, помимо угрозы наезда подвижного

состава, имеется ряд опасностей, связанных с применением грузоподъёмных

механизмов, гидравлических приспособлений, электрифицированного

инструмента. Орудия труда применяемые монтёрами, как правило, имеют большую

массу, что кроме опасности механических травм, создаёт большие физические

нагрузки.

В локомотивных и вагонных депо, на заводах по ремонту подвижного

состава, щебёночных, железнодорожных конструкций могут возникнуть

производственные вредности из – за невыполнения санитарных норм по

параметрам воздушной среды, шума и вибрации на рабочих местах.

Наличие опасных и вредных производственных факторов требует

дальнейшего облегчения и оздоровления условий труда. Разработка

целенаправленных мероприятий по охране труда должна базироваться на

объективной оценке влияния различных факторов на организм человека,

систематическом анализе основных причин нарушения правил производства работ

и требований техники безопасности.

Опасность аварий и травм

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в

которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность.

Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены

в непосредственной близости от движущегося или готового к движению

подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие

вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются

ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года

и при любой погоде.

Большая часть контингента железнодорожников занята работой

непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на

путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением,

протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных

путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость

фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в

тёмное время суток.

Одной из основных причин повышения опасности труда на

железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая

существенно ограничена габаритом подвижного состава. Целый ряд

технологических операций, выполняемых дежурными по стрелочным постам,

составителями поездов, осмотрщиками и регулировщиками скорости движения

вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвижного

состава. При повышении служебных обязанностей работникам некоторых

профессий железнодорожников приходится многократно пересекать пути.

Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных

трудностей. В зимний период ухудшается состояние производственной

территории. Из – за снежных заносов усложняются условия переходов путей,

передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность

падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой,

затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная

работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению.

Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в

период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.