План.
1.ДТП. Транспортные аварии.
2.Первая медицинская помощь при ДТП.
3.Травмы. Виды травм. Первая помощь при различных видах травм.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ.
Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) – одна
из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за
удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься
пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции все
стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение
правил выживания на улицах:
- автобус обходи сзади, а трамвай спереди
- не выпрыгивать на дорогу из-за сугроба;
- не переходить улицу на красный свет;
- пользоваться подземными переходами.
Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые
средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от
постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется,
воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный
предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты
собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя рефлексы
пешеходной дисциплины. Например,
- при переходе улицы смотреть сначала налево, потом - направо;
- в ожидании перехода не стоять у края тротуара;
- на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущемуся
транспорту;
- любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой
скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила,
обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят
остального потока машин;
- ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к
движущемуся транспорту – тогда не только водитель увидит пешехода,
но и пешеход – водителя.
Стоит иметь в виду, что ДТП – это наезд не только автомобиля, но и
велосипеда (и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейший
источник напряженности для всех других водителей.
Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние
месяцы приходится 60% происшествий всего года.
Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в
сутках самые сложные ча-сы – с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа
происходит около 30% всех аварий и наездов.
Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько
обязательных правил:
- ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без
помощи (оставление в опасности – уголовно наказуемое
преступление);
- бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а
также уклонение от освидетельствования, может быть
наказано лишением прав на вождение до двух лет;
- немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не
обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг
к другу);
- сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать
объезд, водители обязаны составить схему расположения всех
предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с
адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);
- став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель
скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет
и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим,
передать сведения в ГАИ.
Риск пострадать от ДТП – один из наиболее высоких рисков в городе.
В Москве в 1993 году было зарегистрировано 8303 таких происшествия.
В России в 1994 году в ДТП погибло 35 тысяч человек.
ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ.
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его
является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими
видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай,
метрополитен.
Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный.
Самым опасным признан автотранспорт. Так, На 1 миллиард пассажиро-
километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на
воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек.
Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По
статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3
погибает внутри транспортных средств.
Большой процент объясняется неумением окружающих оказать
пострадавшим первую медицинскую помощь.
Далее рассмотрим возможные типичные травмы и способы избежания их
или, хотя бы, несения как можно меньших потерь для своего
организма:
*Если вы находитесь в общественном транспорте: при сильном
торможении возможна травма шеи. Старайтесь, чтобы голова и руки,
ноги не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь
вперед и положите скрещенные руки на впереди стоящее кресло, голову
прижмите к рукам, ноги вытяните вперед, но не просовывайте их под
кресло, так как возможна ситуация их повреждения. При падении
группируйтесь. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за
поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам.
Падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или пол, это позволит
избежать значительных травм. При пожаре необходимо как можно
быстрее покинуть салон, используя и аварийные выходы.
*Если вы находитесь на дороге перед несущимся на вас автомобилем
и в последнее мгновение поняли, что столкновение неизбежно,
постарайтесь, если у вас хорошая спортивная подготовка, высоко
подпрыгнуть и вскочить на капот машины, а если вы упали – попасть
между колес.
Запомните: в аварийной ситуации крайне важен постоянный контроль
своего состояния (самоконтроль).
Если же все-таки аварии не удалось избежать, следующие знания
помогут вам спасти жизнь (или хотя бы облегчить страдания) как
себе, так и своим близким и всем, кто в этом нуждается.
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП.
Очередность мер, необходимых для спасения жизни пострадавшего.
При оказании ПМП необходимо:
- удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай;
- устранить опасные для жизни пострадавшего состояния (шок,
асфиксию, кровотечение);
- установить степень повреждений, возможность транспортировки;
- перенести в защищенное, удобное для оказания мер помощи место;
- оказать требуемую помощь;
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ И ПОМОЩЬ ПРИ НИХ.
Травматический шок.
Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных
центров, контролирующих все системы организма, регулирующих
кровообращение, дыхание, обмен веществ. Шок наступает в ответ на
чрезвычайно сильное раздражение этих центров при тяжелых травмах и
т.д.
В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на
организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию
жизнедеятельности организма ив первую очередь кровообращение,
следовательно, питание всех органов; особенно опасно такое
нарушение для головного мозга; кровопотеря усугубляет этот процесс.
В результате происходящих изменений падает артериальное давление,
уменьшается объем крови, циркулирующей в кровяном русле. В качестве
компенсации кровопотери начинается переход жидкости из различных
тканей организма в сосудистое русло, за счет чего сами ткани
обезвоживаются.
Внешняя симптоматика травматического шока неоднозначна.
Первоначальное возбуждение сменяется так называемой торпидной
фазой, когда функции организма затормаживаются: сознание сохранено,
но больной находится в состоянии оцепенения. Кожа бледная и
холодная, артериальное давление низкое, мочи нет.
Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения
давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в
иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или
подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать
бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из
имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений
внутренних органов), и больной госпитализируется в
травматологическое или реанимационное отделение.
Приемы оживления.
Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность на спину с
откинутой назад головой, при рвоте наклонив голову набок. Очищают
полости рта и носа от крови и грязи (пальцем, обернутым любой
тканью). Проверяют, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет –
начать реанимацию.
Начинают искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос". Если
рот закрывается из-за сокращения мышц, надо пальцами нажать на
область нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы голова больного
была откинута, а шея находилась в разогнутом положении. Если
искусственное дыхание проводится "рот в рот", следует сжимать
ноздри носа, чтобы воздух не выходил через носовые ходы.
Соответственно при вдыхании воздуха в нос больного необходимо
закрыть ладонью рот. Ритм искусственного дыхания 12 - 16 раз в
минуту.
Второй человек одновременно делает непрямой массаж сердца в ритме
60 – 70 надавлений на грудину в минуту (5 – 6 надавлений чередуются
с одним вдуванием воздуха).
Если появляется даже маленькая надежда на то, что меры оживления
эффективны, надо продолжать искусственное дыхание и непрямой массаж
сердца длительно – до тех пор, пока не установится самостоятельное
Страницы: 1, 2, 3