испытательная установка, напряжение которой поднимается до пробоя в месте
повреждения (рис. 1-5, а). При устойчивых замыканиях в месте повреждения
для образования импульса используется испытательная установка, разрядник и
накопительная (зарядная) емкость или емкость неповрежденных жил (рис. 1-5,
б, в). В этом случае одновременно с разрядником происходит разряд в месте
повреждения КЛ. В процессе определения места повреждения звук разряда
периодически посылаемых импульсов прослушивается в месте повреждения
оператором с помощью деревянного стетоскопа или кабедеискателя с
пьезодатчиком, который преобразует механические колебания, возникающие в
грунте при разряде импульса, в электрические. Максимальный звук
соответствует месту повреждения. Метод используется при «заплывающих»
пробоях, одно- и многофазных повреждениях устойчивого характера (но не
металлических замыканий), при обрывах жил с заземлением в месте
повреждения. Современные кабелеискатели КАИ-73, КАИ-77 являются акустико-
индукционными и могут использоваться для акустического и индукционного
методов измерения.
Дополнительно отметим, что определенные трудности, возникающие при
дистанционном и топографическом методах определения места повреждения,
возникают ввиду однофазных замыканий на землю. В частности, импульсный
метод дает надежные результаты только при малом значении переходного
сопротивления в месте повреждения. В противном случае метод считается
непригодным. По этой причине в 1983 г. начинается промышленное изготовление
нового прибора типа Р5-12, принцип работы которого базируется на импульсной
локации во время горения дуги. В результате область использования
импульсного метода значительно расширяется. В частности, с его помощью
можно будет определять дефект кабельной линии при увлажненной изоляции и
даже «заплывающий» пробой.
При однофазных повреждениях КЛ (при металлическом замыкании на землю)
акустический метод непригоден. Индукционный метод в таких случаях также не
всегда эффективен. Только применение накладной рамки с соответствующим
шурфованием на трассе кабельной линии обеспечивает определение места
повреждения с необходимой точностью.
Применение индукционного метода при наличии переходного сопротивления в
месте однофазного повреждения вообще исключено, так как невозможно
устранить электромагнитное поле помех, которое создается током звуковой
частоты, стекающим с оболочки кабеля в землю. По указанным причинам
средства поиска однофазных повреждений необходимо совершенствовать. Так,
можно отметить индукционно-фазовый способ, который базируется на контроле
фазового сдвига тока, протекающего по поврежденной жиле кабельной линии. С
этой целью в целую и поврежденную жилы линии посылают токи кратной частоты,
например 1 и 10 кГц, которые создаются генераторным комплексом. Контроль
производится индукционным методом с помощью усовершенствованного приемно-
передающего переносного устройства. Место повреждения определяется по
изменению фазового угла тока на месте дефекта кабельной линии.
В связи с внедрением кабелей с пластмассовым покрытием определение места
локального повреждения ведется топографическим методом. Для этого
рекомендуется применять потенциальные методы, которые предусматривают
измерение разности потенциалов на поверхности земли, создаваемой током
растекания в месте повреждения. В основу одного из таких способов положено
сравнение двух сигналов звуковой частоты, создаваемых током в оболочке
кабеля и током растекания в земле. Генератор присоединяется к оболочке
кабеля и к земле. Приемная аппаратура содержит индукционный .датчик,
усилители обоих сигналов, потенциальные зонды и схему сравнения фазы
сигналов и стрелочный индикатор. Место повреждения устанавливается на
трассе линии по нулевому показанию индикатора.
Практика использования методов определения места повреждения в
городских сетях в значительной мере определяется местными условиями:
наличием необходимых аппаратов и приборов для измерений, навыками
персонала, определяющего место повреждения. В результате многолетнего опыта
ЛКС, располагающей необходимым набором средств для обнаружения повреждений,
выявлено следующее. В течение года на кабельных линиях напряжением 1—35 кВ
выполняется около 1100 работ по определению мест повреждений. Из них
уточняется на месте повреждения акустическим методом 93—94 % повреждений,
индукционных 3—5% и только 2 % повреждений не требуют уточнения.
Использование дистанционных методов распределяется следующим образом: 63 %
повреждений определяются индукционным методом, 1,5 % — мостовым на
постоянном токе и 1,5 % — методом колебательного разряда. Примерно 30—33 %
повреждений определяются без применения дистанционных методов. Метод
накладной рамки с предварительной шурфовкой применяется в единичных
случаях.
В сетях ЛКС имеется около 100 кабельных линий напряжением 6—110 кВ с
подводными переходами, которые имеют протяженность 30—11000 м. Методика
определения мест повреждений на таких линиях также осуществляется в два
этапа. Характерными видами повреждений КЛ на подводных участках являются
обрыв трех жил и пробой изоляции жилы при испытаниях, а также различные
повреждения линий в рабочем состоянии. При обрыве жил прожигание не
требуется, а при пробое изоляции во время испытаний прожигание не вызывает
особых трудностей. При повреждении линии, находящейся под рабочим
напряжением, без обрыва жил возникают затруднения при попытке снизить
переходное сопротивление в месте повреждения до 50—100 Ом. В таких случаях
применяется для определения места повреждения петлевой метод на постоянном
токе. В остальных случаях применяется импульсный метод.
При определении места повреждения на подводных участках применяется
ремонтное кабельное судно с бригадой водолазов, имеющей герметизированный
комплект акустического и индукционного датчиков. По результатам измерений
дистанционным методом судно с водолазами устанавливается в зоне
предполагаемого повреждения кабельной линии. Уточнение места повреждения
производится, как правило, акустическим методом, при этом водолаз с
датчиком передвигается по дну водоема по команде оператора, находящегося на
судне, в зависимости от сигналов, поступающих с датчика в зоне повреждения
линии. Электролаборатория в это время находится на подстанции и
поддерживает заданный режим подачи электрических импульсов в линию.
Выполнение измерений на подводных участках связано со следующими
трудностями: ремонтное судно не может быть установлено над подводной
трассой КЛ без отклонения, которое на речных протоках доходит до 20 м, в
море до 100 м; передвижение водолаза ограничено воздушным шлангом не более
25 м; в ряде случаев возникает необходимость размыва трассы гидромонитором,
так как кабели на подводных переходах укладываются в углубленные траншеи:
выход судна для измерений ремонта связан с погодными условиями. Поэтому
определение ест повреждения на подводных участках может длиться от двух ней
до одного месяца.
1.4. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Наряду с общими требованиями техники безопасности, которые выполняются
при работах на кабельных линиях, существуют дополнительные для допуска к
работам на действующих линиях. Такой допуск необходим для проведения
следующих основных операций: всестороннее отключение линии; заземление
линии; определение линии на трассе; прокол кабеля и его заземление на месте
производства работ, разрезание кабеля и при необходимости вскрытие муфты.
На трассе перед ремонтом должны быть вскрыты все кабели и путем
тщательной проверки исполнительных чертежей определена линия, подлежащая
ремонту. Дополнительно к этому ремонтируемая линия определяется с помощью
переносных приборов индукционного типа.
[pic]
После определения кабеля производится проверка отсутствия на нем
напряжения. Согласно ПТБ такая проверка должна производиться специальным
приспособлением, обеспечивающим прокол кабеля до жил и их заземление. При
этом в колодцах и туннелях приспособление должно иметь дистанционное
управление.
Выпускаемое промышленностью устройство с изолированной штангой и
сверлом громоздко и может применяться только в траншеях. В ЛКС совместно с
трестом № 45 Главзапстроя разработано пиротехническое устройство, которое
обеспечивает прокол ленточной брони и оболочки до жил с замыканием их между
собой и на землю. Устройство может применяться в любых условиях. На плите
устройства (рис. 1-7) установлен ствол, в котором имеется патронник и
поршень с пробойником, затвор с кольцом для завода в боевое положение,
фиксация которого производится с помощью чеки. Устройство закрепляется на
кабеле с помощью хомутов.
При работе устройства применяются пиротехнические патроны МПУ-2. Для
производства выстрела чека выдергивается с помощью капронового шнура, длина
которого принимается с учетом обеспечения безопасности оператора. Диаметр
прокалываемого кабеля 20—66 мм, масса прибора 4,2 кг. При работе устройство
заземляется, а также выполняются другие меры безопасности при работах с
пиротехническим инструментом.
2. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ВСКРЫТИИ МУФТ, РАЗРЕЗАНИИ КАБЕЛЯ
2.1. Перед вскрытием муфт или разрезанием кабеля необходимо
удостовериться в том, что эти операции будут производиться на том кабеле,
на каком нужно, что этот кабель отключен и выполнены технические
мероприятия, необходимые для допуска к работам на нём.
2.2. На рабочем месте подлежащий ремонту кабель следует определять:
при прокладке кабеля в туннеле, коллекторе, канале, по стенам
зданий—прослеживанием, сверкой раскладки с чертежами и схемами, проверкой
по биркам;
при прокладке кабелей в земле—сверкой их расположения с чертежами
прокладки. Для этой цели должна быть предварительно выполнена контрольная
траншея (шурф) поперек пучка кабелей, позволяющая видеть все кабели.
2.3. В тех случаях, когда нет уверенности в правильности определения
подлежащего ремонту кабеля, применяется кабелеискательный аппарат с
накладной рамкой.
2.4. На КЛ перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты
необходимо проверить отсутствие напряжения с помощью специального
приспособления, состоящего из изолирующей Штанги и стальной иглы или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11