специалистов по эргономике.
В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться
в 50-е годы. В 1972 году в Москве была проведена Международная конференция
ученых и специалистов стран - членов СЭВ по вопросам эргономики,
способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и
практическому внедрению их результатов в сферу производства. В 1992 году
Россия была принята в Международную эргономическую ассоциацию. В настоящее
время координацией работ в области эргономики занимается Всероссийский
научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный
в 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на использовании
компьютерных технологий и программ, рассматривая их как современную
техническую основу создания высококачественной продукции.
Основные направления деятельности ВНИИТЭ:
фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методики
дизайна;
освоение и внедрение современных технологий и достижений науки и техники
для создания промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами;
формирование государственной системы цвета;
подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;
рекламно-выставочная пропаганда в области науки и новых технологий;
обеспечение профессиональной информацией специалистов в области науки,
промышленности и управления;
редакционно-издательская и полиграфическая деятельность.
ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов, обеспечивающими
профессиональный уровень исследований и разработок. В институте работает 80
научных работников и дизайнеров, в том числе 8 докторов и 15 кандидатов
наук. Институт подготавливает кадры высшей квалификации по специальностям
“Техническая эстетика” и “Эргономика”.
Кроме ВНИИТЭ ведущей научно-исследовательской организацией в России в
области эргономики является Государственное унитарное предприятие
“Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок” (Эргоцентр).
Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства экономики РФ по
эргономике и базовой организации Министерства обороны РФ по военной
эргономике. Организация существует с 1978 года, в свою нынешнюю форму
преобразована в 1991 году.
Основными направлениями работ являются:
организация эргономических исследований и разработок, научно-методическое
руководство внедрением их результатов в практику;
проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцов
специальной техники и техники народнохозяйственного назначения;
разработка нормативно-технических документов по эргономике.
Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные
потребности общественного производства в синтезе достижений социально-
экономических, естественных и технических наук применительно к задачам
исследования и проектирования организации труда, повышения его
эффективности и качества.
Структура эргономики, основные понятия эргономики
В ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформилась
как наука. Эргономика, как и любая наука, характеризуется:
объектом и предметом изучения;
принципами, положенными в основу научных исследований;
задачами, стоящими перед наукой;
методами исследования и решения поставленных задач.
В то же время стала привычной основная терминология, используемая в
эргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных дисциплин:
физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.
Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее успешного изучения
и применения.
Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным
управлением процессами, причем, главным образом, в механизированных и
автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа
выделяют пять классов операторской деятельности.
1. Оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс,
работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно
исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями,
содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в
его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи
информации.
2. Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится
управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной
энергии.
3. Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения
радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем
и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный
в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков.
Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного
обслуживания.
4. Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата
понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных
моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных
систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.
5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы
или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как
непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и
каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только
возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и
особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-
руководителя – оперативное мышление.
В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В
этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на
любом рабочем месте.
С этих позиций операторами являются дежурный по станции, поездной
диспетчер, маневровый диспетчер, дежурный по отделению, машинист
локомотива, начальник станции и другие оперативные работники
железнодорожного транспорта.
Машина – любое техническое устройство, предназначенное для
целенаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике в
качестве машин рассматриваются:
1) производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура
управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта,
коммуникации, связи и т.п.);
2) непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники,
техника передвижения, техника образования и культуры и др.);
3) военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты,
надводные и подводные суда и т.п.).
В литературе по эргономике наряду с терминами “машина” используются также
“техника” и “автомат”. На железнодорожном транспорте оператор имеет дело со
следующими машинами: локомотивы, дрезины, краны, устройства горочной
автоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездных
диспетчеров и т.д.
Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.
Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха,
шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения
руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.
Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. В
эргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина и
среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В
результате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике чаще всего
речь идет о системе “человек–машина–среда” (СЧМ). Иногда применяют и другие
обозначения: система “оператор–машина–среда”, система “человек–машина”,
система “человек–техника”, эргатические системы, эрготехнические,
социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих
систем является то, что они представляют собой физические,
целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как
главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества
операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: “один
человек–оператор–одна машина–среда” и “группа людей–операторов–группа
машин–среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.
Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающее
успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью,
рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что
безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами
физических и психических возможностей человека.
Объект, предмет и задачи эргономики
Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики
как науки.
Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу
людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с
использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности
функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса
труда.
Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной
дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета
человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой
техники и технологии, а также существующих условий труда.
Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –
среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее
целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ
приведена на рис.2.
[pic]
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,
использующего машины.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной
связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно
повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных
проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –
от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот
– от требований машины и условий ее функционирования к человеку.
Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих
направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации
деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между
человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства
СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют
собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в
конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к
профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам
подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов
ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к
задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий
культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная
техника и др.).
Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой
целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность
трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия
физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность
формируется на базе таких свойств техники, как управляемость,
обслуживаемость, освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения
человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых
технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения
человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к
функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому
и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её
функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при
которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее
здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
по управляемости:
. среднее время или коэффициент занятости человека-оператора
выполнением определенной единицы технологического процесса;
. вероятность выполнения человеком-оператором единицы
технологического процесса с заданным качеством;
. производительность или норма времени на единицу труда;
по обслуживаемости:
. среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к
Страницы: 1, 2