Рефераты. Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места

специалистов по эргономике.

В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться

в 50-е годы. В 1972 году в Москве была проведена Международная конференция

ученых и специалистов стран - членов СЭВ по вопросам эргономики,

способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и

практическому внедрению их результатов в сферу производства. В 1992 году

Россия была принята в Международную эргономическую ассоциацию. В настоящее

время координацией работ в области эргономики занимается Всероссийский

научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный

в 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на использовании

компьютерных технологий и программ, рассматривая их как современную

техническую основу создания высококачественной продукции.

Основные направления деятельности ВНИИТЭ:

фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методики

дизайна;

освоение и внедрение современных технологий и достижений науки и техники

для создания промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами;

формирование государственной системы цвета;

подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;

рекламно-выставочная пропаганда в области науки и новых технологий;

обеспечение профессиональной информацией специалистов в области науки,

промышленности и управления;

редакционно-издательская и полиграфическая деятельность.

ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов, обеспечивающими

профессиональный уровень исследований и разработок. В институте работает 80

научных работников и дизайнеров, в том числе 8 докторов и 15 кандидатов

наук. Институт подготавливает кадры высшей квалификации по специальностям

“Техническая эстетика” и “Эргономика”.

Кроме ВНИИТЭ ведущей научно-исследовательской организацией в России в

области эргономики является Государственное унитарное предприятие

“Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок” (Эргоцентр).

Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства экономики РФ по

эргономике и базовой организации Министерства обороны РФ по военной

эргономике. Организация существует с 1978 года, в свою нынешнюю форму

преобразована в 1991 году.

Основными направлениями работ являются:

организация эргономических исследований и разработок, научно-методическое

руководство внедрением их результатов в практику;

проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцов

специальной техники и техники народнохозяйственного назначения;

разработка нормативно-технических документов по эргономике.

Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные

потребности общественного производства в синтезе достижений социально-

экономических, естественных и технических наук применительно к задачам

исследования и проектирования организации труда, повышения его

эффективности и качества.

Структура эргономики, основные понятия эргономики

В ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформилась

как наука. Эргономика, как и любая наука, характеризуется:

объектом и предметом изучения;

принципами, положенными в основу научных исследований;

задачами, стоящими перед наукой;

методами исследования и решения поставленных задач.

В то же время стала привычной основная терминология, используемая в

эргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных дисциплин:

физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.

Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее успешного изучения

и применения.

Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным

управлением процессами, причем, главным образом, в механизированных и

автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа

выделяют пять классов операторской деятельности.

1. Оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс,

работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно

исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями,

содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в

его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи

информации.

2. Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится

управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной

энергии.

3. Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения

радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем

и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный

в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков.

Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного

обслуживания.

4. Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата

понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных

моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных

систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.

5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы

или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как

непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и

каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только

возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и

особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-

руководителя – оперативное мышление.

В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В

этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на

любом рабочем месте.

С этих позиций операторами являются дежурный по станции, поездной

диспетчер, маневровый диспетчер, дежурный по отделению, машинист

локомотива, начальник станции и другие оперативные работники

железнодорожного транспорта.

Машина – любое техническое устройство, предназначенное для

целенаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике в

качестве машин рассматриваются:

1) производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура

управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта,

коммуникации, связи и т.п.);

2) непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники,

техника передвижения, техника образования и культуры и др.);

3) военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты,

надводные и подводные суда и т.п.).

В литературе по эргономике наряду с терминами “машина” используются также

“техника” и “автомат”. На железнодорожном транспорте оператор имеет дело со

следующими машинами: локомотивы, дрезины, краны, устройства горочной

автоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездных

диспетчеров и т.д.

Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.

Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха,

шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения

руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.

Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. В

эргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина и

среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В

результате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике чаще всего

речь идет о системе “человек–машина–среда” (СЧМ). Иногда применяют и другие

обозначения: система “оператор–машина–среда”, система “человек–машина”,

система “человек–техника”, эргатические системы, эрготехнические,

социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих

систем является то, что они представляют собой физические,

целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как

главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества

операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: “один

человек–оператор–одна машина–среда” и “группа людей–операторов–группа

машин–среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.

Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающее

успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью,

рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что

безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами

физических и психических возможностей человека.

Объект, предмет и задачи эргономики

Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики

как науки.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу

людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с

использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности

функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса

труда.

Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной

дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета

человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой

техники и технологии, а также существующих условий труда.

Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –

среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее

целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМ

приведена на рис.2.

[pic]

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,

использующего машины.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной

связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно

повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных

проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –

от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот

– от требований машины и условий ее функционирования к человеку.

Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих

направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации

деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между

человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства

СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют

собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в

конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к

профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам

подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов

ее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно к

задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий

культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная

техника и др.).

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой

целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность

трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия

физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность

формируется на базе таких свойств техники, как управляемость,

обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых

технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения

человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к

функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому

и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её

функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при

которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее

здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

по управляемости:

. среднее время или коэффициент занятости человека-оператора

выполнением определенной единицы технологического процесса;

. вероятность выполнения человеком-оператором единицы

технологического процесса с заданным качеством;

. производительность или норма времени на единицу труда;

по обслуживаемости:

. среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.