Лучевая болезнь IV степени наступает при дозе свыше 700 Р, которая
является наиболее опасной. При дозах, превышающих 5000 Р, личный состав
утрачивает боеспособность через несколько минут.
Тяжесть поражения, в известной мере, зависит от состояния организма до
облучения и его индивидуальных особенностей. Сильное переутомление,
голодание, болезнь, травмы, ожоги повышают чувствительность организма к
воздействию проникающей радиации. Сначала человек теряет физическую
работоспособность, а затем — умственную.
1-5. Содержание закона о радиационной безопасности населения.
C 1994 года в РФ действует закон о защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера.
В главе III ст.14. этого закона определяются обязанности руководящего
состава предприятия перед возникновением ЧС, в ходе развития ЧС и при
восстановительных и спасательных работах.
ст.18.IV-й главы определяет права в условиях ЧС
Ст. 19 IV-й главы определяет обязанности по действию в ЧС.
Основные законы, нормативно-правовые и организационные документы по
функционированию системы гражданской обороны, предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (ГОЧС)
10 января 1994 года образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны
(ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России). Важнейшей целью формирования и реализации
государственной политики в области защиты населения и территорий РФ от ЧС
мирного и военного времени в последние годы стало обеспечение нормативно-
правовой базы МЧС России, основу которой составляют : закон "О защите
населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (от
21.12.1994), Постановление Правительства РФ и Положение "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" (РСЧС), закон "О
Гражданской обороне" (от 21.02.1998) и др. Рассмотрим назначение и
содержание этих документов.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера"
Он определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты
населения и территорий РФ (все земельное, водное, воздушное пространство,
объекты производственного и социального назначения, окружающая природная
среда ) от ЧС. При этом на органы государственной власти РФ и субъектов РФ,
органы местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и
организаций возложен ряд обязанностей по подготовке и координации
деятельности органов управления, сил и средств для защиты населения и
территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и
т.п.
Целями данного федерального закона являются:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- ликвидация ЧС.
Закон состоит из восьми глав и устанавливает :
- задачи РСЧС, гласность и информацию о ЧС, принципы функционирования МЧС
РФ, подготовку населения, порядок финансирования и материального
обеспечения мероприятий, а также государственную экспертизу, надзор и
контроль в области защиты населения. Закон определяет также полномочия
органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления,
их обязанности, права и обязанности организаций, населения в области зашиты
их от ЧС.
1) Основные обязанности организаций :
- планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников,
а также по повышению устойчивости функционирования организаций в ЧС;
- обеспечение и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
(АС и ДНР) на объектах при ЧС.
2) Основные права граждан :
- защита жизни, имущества в случае возникновения ЧС;
- возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу вследствие ЧС;
- медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание, работу в
зонах ЧС.
3) Основные обязанности граждан:
- соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов в области защиты
населения и территорий от ЧС;
- изучение основных способов защиты, приемов оказания первой медицинской
помощи, правил использования средств индивидуальной зашиты (СИЗ), оказание
содействия в проведении АС и ДНР.
Таким образом, указанный федеральный закон призван способствовать улучшению
работы по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий и снижению
материального ущерба, обучению населения и в подготовке сил и средств к
действиям в ЧС. Согласно этому закону центр ответственности за выполнение
указанных мероприятий по существу перемещается на места. Успех дела в
немалой степени теперь зависит от деятельности законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ. На базе этого закона субъекты РФ
отрабатывают свои законы, отражающие особенности их территорий, экономики и
др., например, закон "О защите населения и территорий Нижегородской области
от ЧС природного и техногенного характера"(от 14.01.1996 г.), который
определяет организационно-правовые нормы защиты населения и территорий
Нижегородской области. Закон по содержанию аналогичен федеральному закону,
но конкретизирует полномочия органов исполнительской власти, права,
обязанности организаций и населения, а также порядок финансирования и
материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от
ЧС в Нижегородской области. Этот закон дополнительно устанавливает
административную и уголовную ответственность должностных лиц, граждан,
организаций и т.п. в области защиты населения и территорий от ЧС.
Федеральный закон РФ "О гражданской обороне"
Закон определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые нормы
их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов
местного самоуправления, организаций независимо от правовых норм и форм
собственности, а также определяет состав сил и средств ГО. Данный закон
состоит из 6 глав: общие понятия; полномочия органов государственной власти
РФ в области ГО, руководство ГО; полномочия органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и
обязанности граждан РФ в области ГО; силы ГО и заключительные положения.
Основными задачами в области ГО при ведении боевых действий или вследствие
этих действий являются:
- обучение населения способам защиты, оповещения и эвакуации от опасностей;
- проведение АС и ДНР в случае возникновения опасностей для населения;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивой работы экономики и выживания
населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО;
- обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному,
химическому, бактериологическому или иному заражению;
- первоочередное обеспечение населения жильем и т.п., а также его
медицинское обслуживание.
В законе устанавливаются порядок финансирования мероприятий по ГО, а также
ответственность за нарушение законодательства РФ.
Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС
(РСЧС)"
Постановлением Правительства РФ (№ 1113 от 5.11.1995) образована РСЧС и
утверждено "Положение о РСЧС". Это "Положение ..." определяет принципы
построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия
основных структур, а также регулирует основные вопросы функционирования
РСЧС. Обеспечение работы и дальнейшего развития РСЧС является одной из
основных функций МЧС РФ. Федеральным законом "О защите населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера" и данным "Положением"
определяются основные задачи РСЧС :
- разработка и реализация правовых, экономических норм, а также
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение ЧС и связанных с решением основных задач МЧС РФ;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего
от ЧС, и проведение гуманитарных акций;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от
ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения от ЧС.
Следует сказать, что такая экспертиза РСЧС является гарантией безопасности
населения и территорий от ЧС. Такая экспертиза представляет собой процесс
проверки соответствия проектов объектов экономики (ОЭ), которые могут быть
источниками ЧС, установленным нормам, стандартам и правилам. Кроме того,
введена система декларирования безопасности объектов экономики, которая
стала эффективной формой государственного регулирования в сфере обеспечения
безопасности ОЭ, населения и территорий от ЧС.
Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС
Подготовка и обучение населения в области защиты от ЧС обязательна для всех
граждан РФ и организуется в соответствии постановлением Правительства РФ "О
порядке подготовки населения в области защиты от ЧС"(№738, 1995г.) и
"Организационными указаниями". Они определяют общие для РФ организационно-
правовые нормы создания новой государственной системы подготовки населения,
задачи, формы и методы его обучения. "Организационные указания" издаются,
как правило, ежегодно или на 5 лет и дают анализ недостатков подготовки
населения, ставят задачи и устанавливают организацию обучения населения и
совершенствования учебно-материальной базы по ГОЧС на следующий год.
Подготовка населения к действиям в ЧС является одной из важнейших задач МЧС
РФ и РСЧС. Согласно действующим нормативным документам обучение населения
организуется по месту работы, учебы и жительства в соответствии с учебными
программами. Постановлением Правительства РФ утверждено "Положение об
организации обучения населения в области гражданской обороны"(№ 841,
2000г.). Согласно ему основными задачами обучения являются:
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой
медицинской помощи, правил пользования средствами коллективной и
индивидуальной защиты;
- совершенствование навыков организации и проведения мероприятий по ГО;
- выработка умения и навыков проведения АС и ДНР;
- овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами
действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от
опасностей, возникающих при ведении военных действий.
Обучение по вопросам ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки
населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6