Рефераты. Биологические основы выращивания сазана (Cyprinus carpio L)

p align="left">Снижение обеспеченности рыб естественной пищей в два раза приводит к дефициту незаменимых жирных кислот, снижению активности питания рыб в 1,5-2 раза, угнетению роста, уменьшению в их теле общих запасов белка, жира и увеличению воды. Старшие возрастные группы (осенние двухлетки, трехлетки и далее) имеют определенные запасы незаменимых жирных кислот, отложенные в жировых депо, поэтому симптомы недостаточности проявляются у них менее остро, чем у молоди. Обогащение комбикормов растительными жирами (7-8%) стало применяться в качестве профилактики жаберных заболеваний. Добавление в комбикорма для карпа жиров, повышает их продуктивное действие, усиливает общую устойчивость организма в стрессовых ситуациях и активизирует темп роста.

Потребность в углеводах

Известно, что часть энергетических потребностей животного организма даже при наличии других источников обязательно должна покрываться за счет расщепления углеводов. Питательная ценность углеводов тесно связанна с их химическим строением и соотношением отдельных групп углеводов в кормах. Немаловажное значение имеет их удобоваримость, т. е. возможность пищеварительной системы рыб осуществлять расщепление и всасывание этих соединений. Конечными продуктами расщепления углеводов являются моносахариды. Их делят на две подгруппы: пентоз и гексоз. Известно, что у карпа наиболее быстро и полно всасываются гексозы, в частности галактоза и глюкоза. Оптимальное количество углеводов для карпа составляет 40-50%.

Потребность в минеральных элементах

Рациональное кормление рыб должно удовлетворять их потребности как в органических, так и в минеральных веществах, так как только в этих условиях может быть обеспечен нормальный рост и развитие организма. Минеральные вещества выполняют структурную функцию, входя в состав опорных элементов костной ткани и оболочек всех тканей. В составе различных соединений они участвуют в процессах переваривания и всасывания, синтеза и распада, а также обезвреживания ядовитых веществ и выделения. Минеральные вещества обеспечивают осмотическое давление и постоянство других физико-химических свойств внутренней среды организма. По количественному содержанию в животных и растительных тканях минеральные элементы делятся на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор, серу. Их содержание в организме рыб колеблется в широких пределах, составляя более 100мг/кг. К микроэлементам относят железо, медь, марганец, цинк, йод и др. (содержание в пределах 90-0,01мг/кг). В среднем содержание общей суммы минеральных элементов в теле рыб составляет 2,5-6%. Особенностью минерального питания рыб является наличие двух путей поступления элементов в организм рыб: с пищей через рот и посредством осмотического проникновения из воды через жабры и покровные ткани. В зависимости от того, в какой воде ведется выращивание (пресной или солоноватой) рыбы вынуждены постоянно либо восполнять недостаток минеральных веществ, либо экскретировать их избыток. Ограниченное или избыточное поступление минеральных элементов в организм рыб, может привести к снижению аппетита, возникновению патологических изменений, торможению роста. Например, при совместной или раздельной недостаточности в рационе фосфора, кобальта, магния, цинка развивается остеодистрофия которая проявляется в искривлениях позвоночника, деформации лобных и челюстных костей, ротового аппарата, редукции жаберных крышек. Потребность карпа в кальции зависит от возраста и массы рыб. Известно, что молодь нуждается в большем его количестве, чем старшие возрастные группы. Максимальная потребность отмечена в период окостенения скелета и развития чешуи. Это относится к молоди массой около 100мг. При повышении температуры и активизации обменных процессов в организме рыб потребность в кальции возрастает.

Глава V. Транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей выбранного объекта

Растительноядных рыб перевозят в живорыбных вагонах и автомашинах и чаще всего в полиэтиленовых пакетах авто - и авиатранспортом (рис.4.).

Рис. 4. Полиэтиленовый пакет для перевозки живой рыбы

Посадочный материал укладывают в фанерные, жестяные ящики с поперечными планками размером 60x75x10 или 55x55x10см. Ящики устанавливают один на другой по 7-8шт. в стопке. Дно выстилают мхом, марлевыми тюфячками, матами из рогоза и камыша. Во время полета рыбу орошают охлажденной водой. Погрузка рыбы длится быстрее не более 15-20 минут, а разгрузка - не более 10. При перевозке в живорыбных вагонах в течении до 12 суток в один вагон загружают до 800кг трех - и четырехлетков сазана, они хуже переносят перевозку чем белые амуры. Для молоди принята норма 30 тысяч штук на каждую живорыбную машину. В этих условиях при длительности перевозки 10 часов отход не превышает 5%. Сеголетков достигнув веса 15 гр, перевозят в этих машинах при температуре воды 5 -10 0C по норме 5 тысяч штук на каждую. Во время пути необходима постоянная аэрация при помощи компрессора. Рыбы большего веса - 500-700г при длительности транспортировки 25 часов перевозятся при температуре 5-8 0C и норме посадки в одну автомашину в количестве 300-400 штук. Широко используют полиэтиленовые пакеты шириной 42-44см. (при толщине пленки 0,1-0,14мм). Для перевозки производителей и вообще крупной рыбы применяют пакеты объемом 50-80л. Для рыб старшего возраста длина пакета увеличивается до 1,35-1,55м. В соответствии с возрастом и условиями перевозки транспортируемой рыбы пакеты изготавливают из разного количества слоев полиэтилена: для личинок - двухслойные, для рыб старших возрастов трехслойные. Перед транспортировкой, производителей выдерживают несколько суток без пищи, отмывают в носилках от грязи и слизи и затем загружают в пакеты. Пакеты перевозят в наклонном состоянии под углом в 45 градусов. Нормы загрузки рекомендуются следующие: в автомашине ГАЗ-51-50-60 штук; в автомашине ЗИЛ-150-70-80 штук; в вертолете МИ-4-25-30 штук; в самолете АН-2-до30 штук; в самолете ИЛ-14-до 100 штук. Производителей лучше перевозить осенью при температуре 5-7 0C, весьма нежелательна их транспортировка весной. На выживаемость перевозимой рыбы влияют несколько факторов, основным из которых является содержание кислорода в воде, накопление продуктов жизнедеятельности и свободное пространство. Большое значение также придается качеству и физиологическому состоянию перевозимых объектов. Вода для перевозки рыбы должна быть чистой, прозрачной, без механических и органических примесей. Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температуры воды, в которой рыба находилась до погрузки и воды, в которой она будет перевозится, не должна превышать 1-2 0C, также как и при выгрузки рыбы. Личинок можно транспортировать через 2-4 суток после выклева, вскоре после заполнения плавательного пузыря воздухом. При загрузке пакетов не допускаются травмированные, слабые и не жизнестойкие личинки, их отбраковывают. Личинки плохо переносят тряску, что имеет место при перевозке их от аэропортов до рыбхозов по плохой дороге, на неприспособленном транспорте. Недопустимы во время перевозке резкие колебания температуры: повышение за пределы 300 и падение ниже 150. Пакеты укладывают в картонные коробки размером 33x60x33см. Или 40x65x40см, предварительно выстланные хлорвиниловой пленкой, завязывают все это веревкой диаметром не менее 1см. Вес коробки 20кг. При длительной перевозке и высокой температуре воду меняют и добавляют новую порцию кислорода. Кроме пакетов, для перевозки личинок сазана используют канистры, загрузка в них в 2 раза быстрее.

При транспортировке оплодотворенной икры прежде всего стремятся создать условия, которые обеспечивают нормальный ход процессов ее обмена. Техника перевозки предусматривает также условия, предохраняющие икру от резких сотрясений и, следовательно, механических повреждений. Оплодотворенную икру сазана перевозят на дальние расстояния в специальной изотермической таре во влажной атмосфере, причем в теплый период года прибегают к различным способом охлаждения атмосферы внутри ящиков, чтобы замедлить развитие икры и уменьшить интенсивность ее газообмена. При этом следует избегать переохлаждения икры. Оплодотворенную икру лучше всего перевозить после появления у подвижных эмбрионов пигментированных глаз. Транспортировка оплодотворенной икры не представляет особых трудностей и при соблюдении необходимых биотехнических требований обычно дает хорошие результаты. Для перевозки неоплодотворенной икры ее закладывают в сухую банку, которую плотно закрывают пробкой и помещают в термос. Банка должна полностью заполнятся икрой без свободного воздушного пространства. Перевозку икры при температуре воздуха выше 7 0C осуществляют в ящиках со льдом. Для этого рамки с икрой размещают на 10см выше дна ящика, а наверх кладут пустую рамку, которую загружают льдом. Максимальная гибель икры при транспортировке не должна превышать 5%. Доставленную на место икру помещают в инкубационные аппараты, где продолжается развитие эмбрионов.

Глава VI. Биологические основы акклиматизации

Акклиматизация - процесс приспособления переселенных в другой водоем особей вида к новым условиям среды, в результате чего из их потомства образуется популяция. Этот процесс протекает медленно и связан с глубокой перестройкой, происходящей в организме.

Акклиматизация рыб и кормовых беспозвоночных является составной частью комплексных мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и кормовых ресурсов в водоемах.

Задачей акклиматизационных работ являются повышение продуктивности и хозяйственной ценности водоемов, улучшение видового состава фауны, а также сохранение и увеличение численности отдельных ценных видов водных организмов за счет расширения ареала.

Различают пять основных понятий акклиматизации: интродукция, вселение, зарыбление, акклиматизация, натурализация. Кроме этих основных понятий акклиматизации, часто употребляются следующие: поэтапная, реакклиматизация, аутоакклиматизация.

Сазана я решил акклиматизировать в оз. Балхаш для этого целесообразно использовать вселение - переселение особей вида в водоем, условия среды в котором мало или совершенно не отличаются от условий жизни данного вида в материнском водоеме. Вселенные особи вида успешно размножаются на новом месте обитания без какой-либо предварительной внутренней перестройки организма. Биологические особенности потомства переселенных особей вида не изменяются. При этом типом акклиматизации будет являться внедрение, которое проводится при наличии относительно свободной ниши, в которой переселенец занимает свое место, используя имеющиеся в водоеме резервы корма, и не вступает или почти не вступает в конкурентные отношения с аборигенами.

Балхаш, как и многие другие озера пустынной зоны, отчетливо приурочен к подножью горных цепей. Площадь его бассейна составляет 501000 км2. Балхаш по своим гидрохимическим, температурным показателям является наиболее подходящим водоемом для вселения сазана.

Температурный режим

Нагрев воды начинается в марте, а наибольшим оказывается в апреле. Отдача тепла водою наблюдается в июле. Максимальное охлаждение водных масс Балхаша приходится на октябрь, а минимальное - на декабрь в период образования льда.

Осенний переломный момент в средних месячных температурах воды и воздуха наблюдается в сентябре, в то время как отстаивание воды начинается уже в июле. Ноябрь является месяцем наибольшей отдачи тепла водою, имеет наименьшую разность между средними температурами воды и воздуха. Декабрь имеет не минимальный температурный градиент между водою и воздухом. В термическом режиме Балхаша проявляется весьма сложное влияние ландшафта. Нагрев воды в марте объясняется влиянием более теплых вод южных притоков, а потеря тепла водными массами в августе - влиянием испарения. Наибольшая отдача тепла в ноябре объясняется осенней циркуляцией, охлаждением поверхностных слоев до +4 0С и опусканию их на дно. Слабое изменение запасов тепла в декабре находится в прямой связи с выделением водою скрытой теплоты льдообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.