Рефераты. Естествознание в науке и культуре

p align="left">Чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю, Ньютону, по малоправдоподобной легенде, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения равновесия на рынке обращаются к закону спроса и предложения и т.п.

Среди историков и других ученых-гуманитариев есть также немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.

Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности.

В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим.

К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, на-строений, мотиваций и т.п. Теоретическое понимание основывается, прежде всего, на интерпретации, или истолковании определенных фактов, событий и процессов.

Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. В этом отношении такое понимание сближается с телеологическими объяснениями.

Так, например, тексты, которые были написаны на древних языках, плохо сохранились, они трудно поддаются переводу, а потому их нелегко понять.

В этом случае понимание сводят только к раскрытию и усвоению того смысла, который вложил в текст его автор. Считается, что если раскрыт этот смысл, то тем самым он был понят. Именно так рассматривают понимание не только в обыденном познании и обучении, но и при переводе текстов с чужого языка на родной.

Несколько иначе обстоит дело с интерпретацией исторических событий, но и они истолковываются обычно c позиции результатов, достигнутых в настоящее время.

Для исследования же явлений природы вводятся понятия, открываются законы и строятся научные теории, с помощью которых интерпретируют эти явления.

Следовательно, достигают определенного понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание по своему характеру ближе к естественно - научному объяснению.

Поэтому понимание - это более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение.

Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание - к интерпретации. К логическому выводу обращаются и при предвидении событий, явлений и иных новых фактов.

Предвидение, или предсказание, по логической структуре не отличается от объяснения. Объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым, предвидение же направлено к будущим событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического применения этого знания, обеспечивая возможность прогнозирования явлений и событий.

1.2. Интеграция естественно - научной и гуманитарной культур

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.

Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная для естественных, технических и гуманитарных наук, подготовила основание для междисциплинарной взаимосвязи сложившейся их системы.

Во-вторых, аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления.

В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем возникающих в рамках цивилизаций в конце XX в., требует активизации процессов, связанных именно с интегративными тенденциями в структуре науки.

Осознается значение проблемного подхода в науке, сбываются прогнозы В.И. Вернадского, который еще в 30-х гг. XX в. отмечал реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразности для ученых специализироваться не по наукам, а проблемам.

Традиционный дисциплинарный подход, выявляя свою ограниченность, постепенно заменяется проблемным подходом, в рамках которого обобщение научных и практических представлений происходит в контексте разрешения определенных задач (или их системы) социальной практики.

Выход на уровень взаимообогащения принципов и методов отражения объективной реальности, присущих естественно-научному, гуманитарному и художественному познанию, есть процесс "гуманизации" науки и "онаучивания" искусства, выявления закономерностей, управляющих как природными, так и социокультурными процессами. Единство знания все более осознается как одна из реальностей XXI в. Сегодня всё более проявляется тенденция к единству физического знания, т.е. формулирование общих теорий, пытающихся объяснить с единой точки зрения многообразие данных физического эксперимента. И хотя физики еще далеки от завершения единой физической теории, они объединяют свои усилия в процессе реализации программы единой теории физического взаимодействия.

Аналогичные тенденции в определенной степени характерны для всей современной системы наук о природе, человеке и обществе. Формируются науки и междисциплинарные направления научных исследований (систематика, синергетика и др.), ориентированные на выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах разной природы (физических, химических, биологических, социальных и др.).

Основу взаимного проникновения двух культур составляет представление о "единстве мира", которое и обусловливает, в конечном счете, единство научного и гуманитарного знания. Из единства естественно-научного и социокультурного бытия выводится единство знания о мире, основанное на единой системе методов. Тем самым обозначается идея общности теоретических и социокультурных оснований научного знания.

Синергетический подход к развитию социоприродных систем принципиальным образом меняет представление о формирующейся культуре, как совокупности духовных, материальных и природных ценностей, созданных и сохраненных в процессе социокультурного развития цивилизации.

В заключении отметим, что, несмотря на всю неоспоримость тенденций сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь не идёт о полном их слиянии. Вполне необходимым и достаточным будет разрешение конфликта между ними на основе принципа дополнительности.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ.

2.1. Понятие о науке и взаимосвязь науки, техники и материального производства.

Главное назначение научной деятельности -- получение знаний о реальности. По содержанию же научное знание характеризуется стремлением к человека к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае всего мира в целом.

Наука играет огромную роль в развитии человеческого общества. Она пронизывает все сферы нашей деятельности как материальной, так и духовной и по праву является неотъемлемым звеном социально-политического развития страны. В литературе имеется ряд определений понятия "наука". Одни из них определяют науку как сумму знаний, достигнутых человеком, другие - как род человеческой деятельности, направленный на расширение познаний человеком законов окружающей природы и развития общества.

Однако наиболее общим определением можно считать следующее: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой состоят в выработке, теоретическом обобщении, проверке истинности и изыскания возможностей применимости объективных знаний.

Следовательно, наука как одна из форм общественного сознания направлена на получение новых знаний и установление способов их практического применения. Реализация этих способов осуществляется непосредственно через технику. Этим подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни.

Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире, но развивались они обособленно друг от друга. Древние греки, на-пример, создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины. Только в Новое время, по мнению В. Гейзенберга, отношение человека к природе превращалось из созерцательного в практическое, т.е. естествознание превратилось в технику, точнее, оно соединялось с техникой в единое целое.

Техника - это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике. Значительные технические новшества достигаются в наше время не путем эмпирических поисков, а через приложение научно-теоретических знаний. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования.

О тесной связи между наукой и техникой свидетельствует даже термин "научно-техническая революция".

Современный этап научно-технического прогресса - эпоха НТР - это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством, и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.

Научно-техническая революция повысила благосостояние народов, которые в первую очередь воспользовались её результатами (преимущественно развитые страны). В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту: обычными предметами обихода стали телевизоры, магнитофоны, видеотехника, персональные компьютеры. Жизнь стала более удобной и комфортной. О степени развития стран судят по тому, насколько в них используются достижения НТР.

Но вот какое противоречие имеет место. Применяя какое-либо достижение науки, и получая при этом определённый результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек имеет нежелательные последствия. Это можно проследить в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике. Природа разрушается, исчезают или становятся редкими и заносятся в "Красную книгу" отдельные виды животных и растений, загрязняются реки, моря, океаны, атмосфера, почва, литосфера. Природа может существовать без человека, а вот человек вне природы жить не может и поэтому, что плохо для природы, в итоге отрицательно сказывается на человеке.

Роль науки в жизни общества неуклонно возрастала на протяжении последних столетий. Соответственно, можно говорить и о возрастании мировоззренческого значения науки. Наука и НТР в целом продолжают и поныне оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.