Рефераты. История гербария

Собираем будущий гербарий

Для сбора растений вовсе не обязательно выделять специальное время. Этим можно разнообразить обычную прогулку; главное - чтобы денек был сухой. Влажные от дождя или росы растения для гербария не годятся: они долго сохнут и могут испортиться. Отправляясь на прогулку, выбирайте каждый раз новое место: парк, лес, луг, берег реки, пустырь возле дома. Ведь каждое растение часто растет только в определенной местности. В лесу и возле реки вы встретите совершенно разных представителей флоры.

Начинать собирать гербарий лучше с самых простых, известных ребенку растений: ромашки, подорожника, тимофеевки, клевера и др. Никогда не срывайте одиночные растения, а выбирайте места их большого скопления. Таким образом вы не навредите данному виду. Рассмотрите вместе с малышом растение: какие у него листья, цветки, где растет, любит тень или солнце, влажную или сухую почву, растет везде или только в определенном месте. Затем выберите небольшое здоровое растение и аккуратно выкопайте его вместе с корнем. Тщательно отряхните с корней землю и положите растение в гербарную папку. Лучше брать по два одинаковых растения: одно для гербария, другое - запасное. Дома, после прогулки, сразу же выньте растения из папки и подготовьте их к сушке, иначе они начнут подсыхать, и потом уже будет сложно придать им нужный вид.

Сушим растения

Для того чтобы наш гербарий получился красивым и сохранился надолго, важно хорошенько высушить собранные растения. Есть два способа сушки: один - правильный, но долгий, другой - быстрый, но ненадежный.

Начнем с первого. Им обычно пользуются ботаники для того, чтобы растения не потеряли свою естественную окраску и фактуру. Возьмите старую газету, раскройте ее и уложите внутрь растение, аккуратно расправив листья, цветки, стебель. Старайтесь придать растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона: у многих растений она по-другому окрашена и имеет опушение. Не нужно обрывать листья, которые показались вам некрасивыми: растение должно выглядеть так, как оно росло на лугу или клумбе. Подобную операцию проделайте с каждым собранным растением, вкладывая его в отдельную газету. Такой футляр из газеты называется "рубашкой". Теперь сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще по несколько листов газетной бумаги или бумажные салфетки для впитывания влаги. Сверху сооружение придавите чем-нибудь тяжелым, например несколькими большими книгами. Сохнуть травы и цветы будут около двух недель. Только не забывайте каждые 2-3 дня перекладывать их новыми бумажными салфетками, иначе растения могут загнить. "Рубашки" менять не нужно.

Если же вам не хочется возиться и ждать так долго, можно высушить растения при помощи горячего утюга. И если с первым способом сушки малыш сможет справиться самостоятельно (а необходимость регулярно менять бумагу еще и поучит его ответственности), то во втором случае это вряд ли удастся. Все-таки горячий утюг - игрушка для взрослых. Итак, чтобы обойтись с зелеными друзьями наиболее щадящим образом, не спешите высушить растение сразу, многократно проезжая по нему утюгом. Заверните его в салфетки и газеты так, как говорилось выше, положите на гладильную доску и 1-2 раза прогладьте. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру 3-4 раза до полного высыхания растения. Следите, чтобы утюг не был слишком горячим, иначе растение может сгореть и потерять естественную окраску - пожелтеть. Самый существенный недостаток этого метода сушки заключается в том, что листочки становятся гладкими и теряют свой естественный узор и ворсистость.

Не советую вам сушить растения между страниц книг: растения сохнут плохо, а книги портятся. Исключение составляют тонкие цветочные лепестки. Их можно посушить в старых, ненужных книгах.

Как оформить альбом?

Способов оформления нашего сокровища существует великое множество. Сначала о том, как это делается по правилам. На листы формата А3 прикладывается высушенное растение и аккуратно приклеивается тонкими полосочками белой бумаги или пришивается нитками в нескольких местах. Рядышком размещаются семена в пакетике и этикетка, где написано название рода и вида растения на русском и латинском языках, место и время сборки. Гербарии прокладываются пергаментными листами и собираются в папку-скоросшиватель. Но, так как вам с малышом нет необходимости готовить коллекции для научной конференции или музея, оформить их можно и иначе.

Для этого возьмите плотные альбомные листы, разместите на них растения и приклейте тоненькими полосками бумаги или пришейте ниткой. Небольшие растения поместятся на лист вместе с корнем, а большие разместите фрагментами: часть стебля, корень, лист, цветок. Рядом можно прикрепить пакетик с семенами. У трав и цветов с длинным стеблем (например, у злаков) еще до засушки этот стебель не обрезайте, а несколько раз согните, чтобы получились острые углы. Неплохо наклеить рядом картинку или фотографию растения целиком, особенно если это дерево или кустарник. Ее можно найти в энциклопедии или учебнике ботаники и нарисовать (отличная творческая работа!), распечатать из Интернета (а заодно и поучимся работать на компьютере!) или сфотографировать во время прогулки (развиваем наблюдательность и осваиваем фототехнику!). Не забудьте написать название растения на русском и по-латыни (а почему бы и нет?) и указать время и место сборки (луг, лес, поле, берег реки, горы Крыма, ботанический сад и т.п.). Если вы учите малыша читать по какой-нибудь методике, сделайте, например, крупную красную подпись (по Доману) или с выделением складов (по Зайцеву). Ребенку будет интересно почитать такую "живую" книжку, да еще и сделанную своими и мамиными руками.

Теперь помещаем наши листы в файлы, а файлы - в папку. Так коллекцию удобно смотреть, пополнять новыми экспонатами, и она довольно надежно защищена. При желании можно легко вытащить картинку из файла, поближе рассмотреть растение, потрогать пальчиком листья и стебель. Гладкие они или шероховатые, с волосками или без? Такие занятия развивают и наблюдательность, и чувство осязания. Для большей сохранности листы с засушенными растениями можно заламинировать. Они станут ярче, но тогда уже не будет возможности узнать, какие они на ощупь. А еще можно поместить гербарные листы в магнитные фотоальбомы (те, где фотографии прижимаются намагниченной прозрачной пленкой). И хранить удобно, и можно легко вытащить при необходимости.

Интересные факты

Дайте малышу возможность оформить гербарий на свой вкус. Может быть, ему захочется расписать красивые рамки или сделать их из природного материала (листьев и лепестков растений). Или нарисовать подходящий фон для каждого растения - луг, лес, клумбу. Вместе с ребенком отыщите информацию о растениях из вашей коллекции: где растет, когда цветет и плодоносит, сколько лет живет. Сейчас выпускается такое множество всевозможной справочной и энциклопедической литературы, что сделать это не составит особого труда. А вот умение работать с такой литературой - очень ценный навык, который непременно пригодится ребенку в будущем.

Практически о каждом растении можно найти занимательные факты. Малышу будет интересно узнать, например, о том, что подорожник американские индейцы называли "след белого человека". А все потому, что именно белые колонизаторы завезли в Америку семена этого растения на своей обуви. А желтенький первоцвет мать-и-мачеха получил свое название из-за разной окраски нижней и верхней стороны листьев. Сверху лист темный, гладкий и холодный - мачеха, а снизу он светлый, теплый, опушенный мягкими волосками - мама. Названия некоторых растений говорят сами за себя, и очень полезно поразмышлять, почему чистотел или, скажем, пастушья сумка получили такие забавные имена. Сок чистотела сродни "зеленке". И если им смазать мелкие ссадинки и ранки, они очень быстро заживают. Отсюда и название - чистотел. А если присмотреться повнимательнее к пастушьей сумке, можно заметить листочки, похожие на сердечки или крошечные сумочки пастухов.

Многие растения используются в народном хозяйстве или в медицине. Об этом тоже можно поговорить с малышом. Так, например, зверобой лекари на Руси называли "травой от 99 болезней" и говорили: "Как нельзя без муки испечь хлеба, так нельзя без зверобоя лечить много болезней". Некоторые дикие растения можно употреблять в пищу. Из колючей крапивы получается вкусный и полезный салат. А из желтых одуванчиков варят варенье. Многие травы или их семена в сушеном виде выступают в роли приправ: укроп, базилик, мята, кориандр, горчица. Все интересное, что удастся отыскать о растениях, можно записать или напечатать и добавить к вашей коллекции.

Интересна легенда и о сорной траве спорыше, которая растет повсеместно буквально под ногами. В народе ее называли "топтун-травой" за поразительную устойчивость к вытаптыванию. А наделила спорыш такой устойчивостью старая колдунья, которая очень хотела досадить людям. Однажды собирала колдунья в горах травы, устала и присела отдохнуть. Смотрит - поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала колдунья ее расспрашивать: "Куда путь держишь?" Трава отвечает: "Совсем от людей житья нет. Луга распахивают, отовсюду меня выгоняют. Вот и решила я в горы уйти, чтобы никому не мешать и чтобы мне никто не мешал". Уговорила колдунья проворную травку вернуться обратно и наделила ее особыми свойствами. Теперь что бы человек ни делал, никак не получалось у него справиться с упрямой травой. Он ее и ногами топтал, и с корнем вырывал, и машинами выпалывал, а она как росла, так и растет. Решил человек приспособить спорыш себе на пользу. И оказалось, что трава эта и от болезней лечит, и для домашних животных полезный корм. Вот так и просчиталась колдунья: вместо зла дала человеку доброго помощника.

А еще полезно собирать стихи о цветах и деревьях, а самые лучшие из них - заучивать наизусть.

Эй, ромашки, Дайте мне ответ:

Вы откуда, Если не секрет? - Не секрет, - ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! (В. Орлов)

Синий-синий василек, Ты любимый мой цветок! У шумящей желтой ржи Ты смеешься у межи, И букашки над тобой Пляшут радостной гурьбой. (С. Черный)

Так, рассматривая то или иное растение с разных точек зрения, кроха будет учиться всесторонне подходить к любому вопросу; это разбудит его исследовательский интерес.

Вносим разнообразие.

Конечно, можно складывать все засушенные растения в одну папку. Но куда интереснее собрать несколько разных коллекций. Это может быть коллекция сорных трав, комнатных растений или растений с бабушкиного огорода. Можно оформить отдельно лесные растения или растения, растущие на лугу. Можно собрать коллекцию лепестков садовых цветов или листьев деревьев и кустарников, выделив в отдельную группу, скажем, плодовые деревья. А золотая осень - самое подходящее время для сбора коллекции осенних листьев. Отправляясь отдыхать к морю или путешествуя в дальние страны, не забудьте и оттуда привезти несколько экзотических растений и листьев деревьев. Постепенно у малыша соберется замечательная коллекция, которая станет предметом особой гордости.

Из засушенных растений можно делать красивые поделки. Особенно хороши для этого лепестки различных цветов, сами цветки и разноцветные осенние листья. К гербарию это никакого отношения не имеет, но собирать материал для будущих поделок можно параллельно с коллекцией растений. И тогда дождливой осенью и холодной зимой у вас с малышом будет интересное занятие - делать красивые открытки, яркие картины и вспоминать о теплом лете.

Что же можно сделать из засушенных растений? Например, открытку в подарок бабушке, украшение на стену в виде сердечка или закладку для книги. Для этого из цветного картона нужно вырезать основу для будущей работы. Пусть малыш разложит на основе засушенные цветы и листья, чтобы получились красивые узоры. Теперь нужно капнуть капельку клея на заднюю сторону каждого цветка или листочка и прижать их к бумаге в нужном положении. Когда клей высохнет, оберните картинку прозрачной пленкой или заламинируйте. Красота готова!

Красивые картины получаются из осенних листьев. Для поделок их можно сушить и утюгом. Предложите малышу придумать композиции из разноцветных листочков: цветы, животные, всевозможные узоры и даже целые фантастические города. Можно попробовать нарисовать картину при помощи отпечатков листьев. Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев. Можно поступить и иначе. На белый лист бумаги положите несколько листьев, лучше с рельефными краями (клен, дуб), а затем обмакните в жидкую краску старую зубную щетку и, проводя пальцем по щетинкам, забрызгайте сверху бумагу. Операцию можно повторить, используя краски разных цветов. Убираем листья, получаем белые силуэты на фоне крапинок.

Из высушенных растений можно сделать самодельное лото. Играть им будет куда интереснее и полезнее, чем покупным. Расчертите листы белого картона на шесть равных частей. В каждый прямоугольник приклейте по одному листочку с дерева, небольшое растение или цветок. Таких больших карт должно быть не меньше шести. Сверху их обтяните прозрачной пленкой, обклейте скотчем или заламинируйте. Теперь следует сделать маленькие карточки с теми же растениями, что и на больших картах. Когда лото будет готово, можно приступить к игре. Правила этой игры известны всем. Ведущий показывает маленькую карточку, а игроки ищут такое же растение на своих больших. У кого оно есть, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои картинки маленькими карточками. Игра будет вдвое интереснее, если поиграть в нее не только с мамой, а и с папой. И если только папа не профессиональный биолог, то будьте уверены, малыш легко его обыграет. Ведь он уже так здорово разбирается в растениях!

Литература

1. Шевырев С.П. История Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. М.1855 б.

2. Петров В.А. Первые этапы развития ботаники в Московском университете. "Уч. зап. Моск. ун-та", юбил. сер., вып.45. - "Биология".М., 1940.

3. Назаров М.И. Гербарий, его история, современное состояние и научное значение. В кн.: "Дневник Всесоюзн. съезда ботаников в Москве в январе 1926 г." М. 1926 а.

4. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века, т.3 М., изд-во МГУ, 1963.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.