Научная картина мира (НКМ) - общая система представлений и понятий в процессе формирования естественнонаучных теорий. Наука античности особо ценила математику, но считала ее применимой только к "идеальным" небесным сферам, а для описания земных явлений использовала качественные "правдоподобные" описания. Обращение к опыту подразумевало и иное, более активное отношение к природе. Вселенная классической науки стала объединяться едиными законами движения, к механике сводились все процессы в мире.
Переход к экспериментальному естествознанию и математическая обработка результатов экспериментов позволили Г. Галилею открыть законы падения тел, отличные от аристотелевых. Опора на полученные из наблюдений результаты изменила представления о движении и на небе -- И.Кеплер открыл новые законы движения планет. Создание математического анализа позволило Ньютону сформулировать законы механики и закон всемирного тяготения. Он писал: "Как в математике, так и в натуральной философии исследование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состоит в производстве опытов и наблюдений, извлечении общих заключений из них посредством индукции и недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта или других достоверных истин. Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии... Путем такого анализа мы можем переходить от движений -- к силам, их производящим, и вообще от действий -- к их причинам, от частных причин -- к более общим, пока аргумент не закончится наиболее общей причиной". И механика стала доминантой естествознания.
Механическая картина мира (МКМ) создана трудами Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона. Главной задачей Ньютона и был "синтез системы мира". Положенная в основу его труда механика давала научное объяснение природы. Для Ньютона было важно не только доказать, как Гюйгенс и Кеплер, правдоподобность идей Коперника на основе наблюдений, но и математически обосновать предпосылки всей системы, что делало ее "абсолютно достоверной". В "Математических началах натуральной философии", как видно уже из названия, Ньютон ориентировался на аксиоматический метод Евклида, только у него вместо аксиом -- принципы, управляющие явлениями природы. Ньютон уходил от причин тяготения, от гипотез "о скрытых качествах", заменяя эти натурфилософские размышления результатами эксперимента. И описание движения было сведено к математическому: знание координат и скоростей тел в начальный момент по уравнениям движения определяло динамику в последующие моменты.
Пространство трехмерно и евклидово, и траектории тел также подчиняются геометрии Евклида. Время и пространство у Ньютона -- абсолютны, не оказывают влияния на тела, размещенные в них. Сила тяготения распространяется в пространстве с бесконечной скоростью и не меняет ход времени. Можно было проанализировать прошлое и предсказать будущее динамическое состояние системы, так как замена знака времени в уравнениях Ньютона не оказывает влияния на движение. Уравнения динамики Ньютона линейны, действие равно противодействию; интенсивность следствия определяется интенсивностью причины. Поэтому все в мире предопределено, строго детерминировано. Когда Ньютон сформулировал свою первую в истории научную картину мира, этого термина еще не существовало, но он имел его в виду, называя свой труд "натуральной философией". Это была первая научная теория в современном смысле, поэтому 1687 г. часто называют годом рождения современного естествознания.
В рамках МКМ построена космогония Солнечной системы, открыты законы взаимодействия электрических зарядов и взаимодействия точечных магнитных полюсов. П.Лаплас строил небесную механику и "молекулярную" механику, но при построении последней ему пришлось вводить гипотезы, силы притяжения и отталкивания. Такая универсальная механика присутствовала в курсе физики, написанном П.Лапласом и Ж.Б.Био, продолжал ее строить и Ампер. М.В.Ломоносов с помощью кинетической теории объяснял упругие свойства газов. К научному обоснованию теории стоимости Адам Смит пришел под влиянием идей Ньютона. В течение XVIII в. механика Ньютона была приведена в стройную систему, были разработаны методы вычисления (строгие и приближенные) задач движения. Л.Эйлер, Ж.Даламбер, Ж.Л.Лагранж сделали механику аналитической (1788), обладающей строгостью математического анализа. Понятие МКМ существенно расширилось. Закон сохранения и превращения энергии вышел далеко за пределы механики. Лаплас и Лавуазье считали, что теория теплоты должна строиться на принципе сохранения "живых сил". Это была вторая стадия научной картины мира.
Электромагнитная картина мира (ЭКМ) основана на идее динамического атомизма, континуальном понимании материи и связанном с ним понятии близкодействия, которое внес М.Фаралей. Уравнения Дж.Максвелла отразили эти идеи и привели к понятию поля без построения механических корпускулярных моделей. Попытку соединить идеи поля и частиц-электронов предпринял Х.А.Лоренц, но возникла проблема увеличения эфира быстро движущимися частицами. Эта проблема была решена только созданием специальной и общей теорий относительности (СТО и ОТО). Ожидали, что всеобщий охват мира природы способна дать электродинамическая картина мира, соединявшая СТО и ОТО с теорией Максвелла и механикой. Свойства пространства-времени начали зависеть от распределения и движения масс, т.е. стали относительными, понятие поля -- универсальным, структуру поля стали отождествлять со структурой Вселенной. На основании понятия поля старались единообразно описать все взаимодействия в природе. Сочетанием непрерывности и дискретности отличалась модель атома Бора (1913).
Квантово-полевая картина мира (КПКМ) отразила открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии. Изменились представления о причинности, роли наблюдателя, самой материи, времени и пространстве. Во Вселенной, подчиненной законам квантовой гравитации, кривизна пространства-времени и его структура должны флуктуировать, так как квантовый мир никогда не находится в покое. Поэтому понятия прошлого и будущего, последовательность событий в таком мире тоже должны быть иными. Пока обнаружены не все изменения, так как квантовые эффекты проявляются в исключительно малых масштабах. Теория квантовой гравитации должна была соединить ОТО и квантовую механику, и хотя такой синтез пока осуществить не удалось, на этом пути было открыто много нового и интересного.
Основная цель картин мира -- объяснение и истолкование фактов и теорий, тогда как одной из целей теорий является описание опытных фактов. Планк считал, что НКМ "служит лишь средством связи между реальным миром и чувственными восприятиями естествоиспытателя", большое значение ей придавали А. Эйнштейн, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский и другие ученые. Более широко НКМ понимали как миросозерцание. В этом случае НКМ отождествляли с философскими учениями о мире в целом. До середины XX в. под картиной мира понималось представление о природе в целом, составленное на основании достижений физики.
Современная, эволюционная картина мира отражает появление междисциплинарных подходов и технические возможности описания состояний и движений сложных систем, позволившие рассматривать единообразно явления живой и неживой природы. Синергетический подход ориентируется на исследование процессов изменения и развития. Принцип самоорганизации позволил изучать процессы возникновения и формирования новых, более сложно организованных систем. Современная картина мира включает естественно-научное и гуманитарное знание.
3. Поясните основные гипотезы происхождения живого
Проблема эволюции и происхождения живого на Земле является загадкой и предметом споров не одно столетие. Одно представление ориентировалось на идеи творения мира, приписывая всему живому особую жизненную силу, не зависящую от материального мира (витализм), другое -- на органическую связь живого с неживым, и появилась идея о возможности самозарождения жизни.
До XVIII в. не было речи о различии и единстве живого и косного вещества. Человек -- боговдохновенное создание, а остальная природа -- материя, управляемая законами механики, и развитие биологии и геологии шло раздельно. Теория эпигенеза (У. Гарвей, Р.Декарт) отрицала предопределенность развития организма, развивающегося под определяющим влиянием окружающей среды. У. Гарвей, как и Аристотель, считал эволюцию стремлением к совершенству. Обращаясь больше к опытному изучению эмбриогенеза, эпигенетики отходили от идей божественного творения жизни. Преформисты (А.Левенгук, Г.Лейбниц и др.) считали, что в зародышевой клетке содержатся все структуры взрослого организма, и онтогенез -- лишь количественный рост зачатков органов и тканей. Лейбниц провозгласил принцип градации, предсказал существование переходных форм между животными и растениями. Этот принцип затем был развит до представления о "лестнице существ" и концепции трансформизма.
Проблема происхождения и эволюции жизни относится к наиболее интересным и в то же время наименее исследованным вопросам, связанным с философией и религией. Практически на протяжении почти всей истории развития научной мысли считалось, что жизнь -- явление самозарождающееся. Здесь было много чисто умозрительных рассуждений, теологических и научных. Перечислим основные теории, связанные с моделью развития Вселенной:
· жизнь была создана Творцом в определенное время -- креационизм (от лат. creatio -- сотворение);
· жизнь возникла самопроизвольно из неживого вещества;
· жизнь существовала всегда;
· жизнь была занесена на Землю из Космоса;
· жизнь возникла в результате биохимической эволюции.
Согласно теории креационизма, возникновение жизни относится к определенному событию в прошлом, которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября -- и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на Ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказано археологическими изысканиями. Впрочем, вопрос сотворения мира и человека не закрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному. Сторонники этой гипотезы считали, что живым организмам присуща особая сила, независимая от материального мира, направляющая все жизненные процессы (витализм). В настоящее время около 50 % жителей США придерживаются этой гипотезы.
Теория спонтанного зарождения жизни существовала в Вавилоне, Египте и Китае как альтернатива креационизму. Она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю: определенные "частицы" вещества содержат некое "активное начало", которое при определенных условиях может создать живой организм. Аристотель считал, что активное начало есть в оплодотворенном яйце, солнечном свете, гниющем мясе. У Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса -- в воде, у Анаксагора -- в воздухе. Аристотель не сомневался в самозарождении лягушек, мышей и других мелких животных. Платон говорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения. Различные случаи самозарождения описаны Цицероном, Плутархом, Сенекой и Апулеем.
С распространением христианства идеи самозарождения были объявлены еретическими, и долгое время о них не вспоминали. Но Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэкон считал, что гниение -- зачаток нового рождения. Гарвей, как и Бэкон, думал, что черви и насекомые могут зарождаться при гниении. Парацельс пытался разработать рецепты создания искусственного человека -- гомункулуса путем помещения человеческой спермы в тыкву. В XV--XVI вв. считали, что львы возникли из камней пустыни. Согласно Декарту, самозарождение - естественный процесс, который происходит при некоторых условиях. Идеи самозарождения жизни поддерживали Коперник, Галилеи, Декарт, Гарвей, Гегель, Гете, Шеллинг. Их авторитет во многом определил широкое распространение этой идеи.
Итальянский биолог Ф. Реди серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал (1688), что появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви -- это личинки мух, и сформулировал принцип: все живое - из живого. Так он отверг доктрину самозарождения жизни. Но только острые дискуссии в середине XIX в. потребовали экспериментальных исследований. Л. Пастер окончательно показал (1860), что бактерии могут появляться в органических растворах только тогда, если они были туда занесены ранее. Опыты Пастера подтвердили принцип Реди и показали несостоятельность идеи самозарождения жизни. Но они не могли ответить на основной вопрос о происхождении жизни. И для избавления от микроорганизмов необходима стерилизация, получившая название пастеризации. Отсюда укрепилось представление, что новый организм может быть только от живого.
Сторонники теории вечного существования жизни и считают, что на вечно существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группа гипотез.
Теория панспермии не предлагает механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Наша планета, возникшая 4,5 млрд. лет назад, в первые 500 млн лет бомбардировалась потоками метеоритов, которые вроде бы препятствовали не только появлению жизни, но даже и образованию свободной водной поверхности. Но в пластах, имеющих возраст 4,3 млрд. лет, найдены простейшие формы жизни, а 200 млн лет -- слишком малый срок не только для самопроизвольного образования органики, не говоря о живых клетках. Во всей Вселенной за 13--15 млрд. лет существования такой процесс мог бы осуществиться. В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул идею космических зачатков -- космозоев, переносимых с одной планеты на другую. Зародившись в космосе, жизнь долго сохранялась в анабиозе почти при Т = 0 К и была занесена на Землю метеоритами. Либих считал, что "атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей", откуда жизнь рассеивается во Вселенной. Аналогично мыслили Кельвин, и др.
В начале XX в с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они, сохраняя жизнеспособность, летают во Вселенной за счет светового давления и, попадая на планету с подходящими условиями, начинают новую жизнь. Эту гипотезу поддерживали многие, в том числе русские ученые Л.С. Берг, В.И. Вернадский и П.П. Лазарев.
При изучении вещества метеоритов и комет были обнаружены многие "предшественники живого" -- органические соединения, синильная кислота, вода, формальдегид, цианогены. Формальдегид, в частности, обнаружен в 60 % случаев в 22 исследованных областях, его облака с концентрацией около 103 мол/см3 заполняют обширные пространства. Предшественники аминокислот найдены в лунном грунте и метеоритах (1975). Сторонники этой гипотезы считают их посеянными на Земле. В предисловии к русскому изданию книги С.Фокса и К. Дозе "Молекулярная эволюция и возникновение жизни" А.С.Опарин писал: "Земля уже при самом своем образовании получила эти вещества, так сказать, "в наследство от Космоса". О существовании жизни вне Солнечной системы пока сказать нельзя, но обнаружены в спектрах далекой галактики линии, соответствующие линии спирта.
В представлениях о зарождении жизни в результате биохимической эволюции важную роль играет эволюция самой планеты. Земля существует почти 4,5 млрд. лет, а органическая жизнь -- около 3,5 млрд. лет. В докембрийских породах найдены признаки живого. Состояние Земли за время ее существования все время изменялось. Очень давно Земля была горячей планетой с температурой (5...8)-103 К. По мере остывания тугоплавкие металлы и углерод конденсировались, образуя земную кору. Но она не была ровной из-за активной вулканической деятельности и всевозможных подвижек формирующегося грунта. Атмосфера первичной Земли сильно отличалась от современной. Легкие газы -- водород, гелий, азот, кислород, аргон и другие -- не удерживались еще недостаточно плотной планетой, а более тяжелые соединения оставались (вода, аммиак, двуокись углерода, метан). Вода оставалась газом, пока температура не упала ниже 100 °С.
Химический состав Земли сформировался в результате космической эволюции вещества, возникновения определенных пропорций соотношений атомов. Космическое обилие кислорода и водорода выразилось в обилии воды и ее многочисленных окислов, а высокая распространенность углерода -- одна из причин, определивших большую вероятность возникновения жизни. Обилие кремния, магния и железа способствовало образованию в земной коре и метеоритах силикатов.
Научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит Ф.Энгельсу, считавшему, что жизнь сформировалась в ходе эволюции материи. В этом же ключе высказался и К.А.Тимирязев:
"Мы вынуждены допустить, что живая материя осуществлялась так же, как и все остальные процессы, путем эволюции... Процесс этот, вероятно, имел место и при переходе из неорганического мира в органический" (1912). Но окончательного ответа пока нет.
Список используемой литературы
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 5-е изд., перед. и доп., 2003 -608 с.
2. Горбачев .В.В. Концепции современного естествознания. Часть 1: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000
3. Романов Е.М., Курс лекций по дисциплине КСЕ. - Ульяновск: УГСХА, 1999.
Страницы: 1, 2