Рефераты. Методические особенности изучения темы "кишечнополостные" в курсе биологии средней школы

Методические особенности изучения темы "кишечнополостные" в курсе биологии средней школы

ВВЕДЕНИЕ

Кишечнополостных (Coelenterata или Cnidaria) выделяют в отдельный тип животных, включающий около 9000 видов. Для них характерна радиальная симметрия: они имеют одну главную продольную ось, вокруг которой в радиальном порядке расположены различные органы. Этим они резко отличаются от двусторонне-симметричных (или билатеральных) животных, у которых имеется всего одна плоскость симметрии, делящая тело на две зеркально подобные половинки - правую и левую.. Между наружным и внутренним слоями находится неклеточное вещество, иногда оно образует тонкую прослойку (гидры), иногда - толстый студенистый слой (медузы). Тело кишечнополостных имеет вид мешка, открытого на одном конце. В полости мешка происходит пищеварение, а отверстие служит ртом, через него же и удаляются непереваренные остатки пищи.

ГЛАВА 1. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию. Лучевая, или радиальная, симметрия позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части (рис. 1). Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество. Свое название эти животные получили за то, что их двухслойное тело образует кишечную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие -- рот (см. рис. 1). Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, достаточно хорошо обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой. Почти все кишечнополостные -- хищники: питаются мелкими животными.

Наружный слой клеток -- эктодерма. В ней расположены разные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из промежуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клеткам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодермального слоя.

Энтодерма -- внутренний слой клеток, состоящий из железистых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально-мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.

У кишечнополостных хорошо развита регенерация -- способность восстанавливать поврежденные части своего тела.

Размножение кишечнополостных происходит половым и бесполым путем. При половом размножении после оплодотворения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие полипы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размножаются половым путем

Рис. 1. Лучевая симметрия и полость тела кишечнополостных:

1 -- рот;

2 -- щупальца;

3 -- эктодерма;

4 -- энтодерма;

5 -- кишечная полость;

6 -- опорная пластина

Чередование поколений -- сидячего (полипы) и свободноплавающего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, -- интересная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.

Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных водах, остальные -- в морях и океанах. Самые мелкие представители этого типа имеют длину около 1 мм, а самые крупные, такие как медуза цианея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колониальный, или одиночный образ жизни. Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие кишечнополостные могут плавать. Одиночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малоподвижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды. Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им защищаться от врагов и парализовать добычу (рис. 1).

В типе кишечнополостных 3 класса.

Класс Гидроидные. К нему относятся преимущественно мелкие полипы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от 1 до 380). Щупальца служат для захватывания пищи, а в некоторых случаях, как у пресноводной гидры, и для передвижени. У некоторых гидроидных щупалец нет.

Стрекательные клетки кишечнополостных

Класс Сцифоидные. Представители его -- медузы, среди которых наиболее крупная -- цианея, диаметром до 2 м. Сцифоидные в основном свободноплавающие, но есть среди них и группа животных, ведущих сидячий образ жизни. Обитают медузы как в холодных, так и в теплых морях.

Класс Коралловые полипы. В этот класс входят одиночные и колониальные полипы (рис. 2). Некоторые из них прирастают к грунту, другие способны передвигаться по дну. Многие коралловые полипы имеют роговой или известковый скелет, у других его нет, например у актинии.

Значение кишечнополостных. Особое значение имеют коралловые полипы, образующие рифы. Здесь не только создаются условия для жизни самых различных обитателей морей, но иногда из кораллов образуются целые острова -- атоллы, со своим животным и растительным миром.

Подводные рифы опасны для мореплавания. Рифообразующие кораллы постепенно отмирают. Из этих отложений получают высококачественную известь.

Рис. 2.

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ»

При изучении темы учащиеся узнают об одном из ранних этапов эволюции животного мира, о двухслойных многоклеточных, их строении, многообразии, среде обитания. Учащиеся получают знания о нервной системе, возбуждении, возбудимости, рефлексе. Изучая половое размножение и индивидуальное развитие пресноводной гидры, школьники узнают об одноклеточной стадии в ее развитии, убеждаются в родстве кишечнополостных и простейших и получают представление о происхождении многоклеточных от одноклеточных. Материал темы дает возможность показать черты приспособленности некоторых кишечнополостных к жизни на дне моря, в прибрежной его части, других -- в толще воды. Тема содержит сведения о значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. Ее содержание позволяет учителю развивать познавательный интерес и самостоятельность школьников.

Вначале учитель подготавливает -учащихся к восприятию нового материала. Он отмечает, что на примере типа простейших учащиеся узнали об одноклеточных животных микроскопических размеров, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития животного мира. Затем учитель демонстрирует влажные препараты медузы и актинии или изображения этих животных на таблицах и, сообщив, что их относят к типу кишечнополостных, дает краткую характеристику его представителей, знакомит школьников с их распространением, обитанием в водной среде. Особенности организации кишечнополостных изучают на примере пресноводного полипа гидры. Учитель показывает гидру на таблице или рисунке в учебнике, объясняет происхождение названия этого животного, используя сведения из древнегреческой мифологии, и рассказывает о местах обитания и питании гидры. Раскрывая особенности ее внешнего строения, он обращает внимание учащихся на рисунок 12 учебника и предлагает им ответить на вопросы: какова форма тела гидры? Каковы основные части тела? Ответы школьников учитель уточняет, расширяет и обобщает.

Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания по математике о симметрии тела и ее основных элементах (ось симметрии, плоскость симметрии). Опираясь на эти знания, учитель дает определение: лучевая симметрия -- особый порядок расположения частей тела животного (у пресноводной гидры -- щупалец) по отношению к оси его симметрии, при котором они расходятся от нее подобно лучам от источника света. Во время объяснения учитель использует схему, рисунок 13 учебника.

Предложив учащимся еще раз рассмотреть этот рисунок, учитель спрашивает: «Из скольких слоев клеток состоит тело гидры? Как их называют?» Получив ответы школьников, он обобщает их, отмечая, что гидра -- двухслойное многоклеточное животное, тело ее имеет наружный и внутренний слои. Для выяснения особенностей строения наружного слоя сосредоточивает внимание учащихся на рисунке 14, рассказывая о кожно-мускульных клетках, их строении и значении.

Далее учителю следует сообщить о расположении в наружном слое гидры нервных клеток -- их нужно нарисовать на доске, отметив характерные особенности их строения. Учитель показывает, что отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервное сплетение. Следует обратить внимание школьников на то, что часть отростков подходит к кожно-мускульным клеткам. Чтобы понять значение нервных клеток, нужно вспомнить о раздражителе, раздражении и раздражимости, изученных на примере простейших.

Затем рассматриваются стрекательные, или крапивные, клетки в такой последовательности: расположение в организме, особенности строения в связи с функциональным значением.

Для закрепления изученного материала проводится беседа по вопросам, предварительно записанным на доске: из каких слоев состоит тело гидры? Из каких клеток состоит наружный слой и какова их роль в жизни гидры? Как гидра отвечает на воздействия окружающей среды? Что называется рефлексом?

Задание на дом: изучить § 6, повторить раздел «Питание» из § 2, зарисовать гидру, используя рисунки 12, 13 учебника и надписать основные части ее тела.

Изучение нового материала следует начать с повторения материала о питании обыкновенной амебы, который нужно учесть при рассмотрении строения и значения клеток внутреннего слоя гидры. Необходимо отметить, что большинство клеток внутреннего слоя выполняют функцию переваривания пищи, некоторые из них имеют длинные жгутики, движением которых подгоняют пищевые частицы к клеткам. Многие клетки способны образовывать ложноножки, захватывающие пищу. Важно сообщить, что переваривание пищи осуществляется как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока, который вырабатывается клетками внутреннего слоя. Следует также отметить, что в результате пищеварения образуются питательные вещества, которые усваиваются клетками тела, а непереваренные остатки пищи удаляются из организма через ротовое отверстие.

При рассмотрении дыхания гидры следует отметить, что она дышит кислородом, растворенным в воде, всей поверхностью тела.

При изучении выделения учителю следует сообщить, что этот процесс протекает у гидры так же, как у простейших, через всю поверхность тела, и предложить учащимся рассказать о значении выделения в жизни гидры.

На основе полученных знаний о пищеварении, дыхании, выделении гидры следует продолжить развитие понятия о взаимосвязи организма и среды, начатое при изучении одноклеточных животных. Полезно предложить учащимся еще раз вспомнить, что поступает в организм гидры из внешней среды (пища, кислород, растворенный в воде, вода), что происходит с этими веществами в организме (пищеварение, образование питательных веществ, их усвоение, т. е. построение из них клеток тела гидры, образование ненужных вредных жидких веществ, их удаление из организма вместе с избытком воды).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.