Рефераты. Научные и религиозные представления о происхождении и эволюции Земли, происхождении жизни и людей

p align="left">На мой взгляд, наиболее доступно и весело суть ТВВ отразили писатели-фантасты Станислав Лем («Звездные дневники Йона Тихого») и Роберт Шекли («Планета на заказ»). Герой С.Лема прилагает неимоверные усилия, чтобы «пропихнуть» человечество, признанное всеми цивилизациями дефективным, во всепланетное сообщество, понимая при этом, насколько мы далеки от совершенства. У Р.Шекли Земля и ее обитатели появились в результате халтурной «левой» работенки представителя какой-то сверхцивилизации, который, впрочем, был несказанно удивлен, когда обнаружил, что люди введенные им правила объявили физическими законами, а себя - высшей формой разума во Вселенной.

Существуют и иные, в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Теория творения. Креационизм

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творения Высшего разума или попросту Бога. Наиболее распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.

Современные креационисты подтверждают тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре - если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных - около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось - для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Религиозный креационизм

В религиозном креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных.

Буквалистский, или младоземельный, креационизм настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии -- за 6 дней и около 6000 лет назад. Однако, согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры.

Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма религиозные общины США. Здесь основная масса верующих - как протестантов, так и католиков, - считает библейский рассказ, точно и правильно отражающим историю возникновения человека. Столь буквалистское прочтение Библии характерно для фундаментальной религиозности. Свою роль играет и то, что в последние десятилетия вопрос о правоте или ложности теории эволюции был в США сильно политизирован. Во второй половине 20 века консервативное крыло республиканской партии приняло креационизм в качестве одного из пунктов своей партийной платформы, призванной сплотить вокруг республиканцев жителей «red-neck штатов» - Юга и Среднего Запада страны.

Верхушка католической церкви придерживается метафорического, или староземельного, подхода к креационизму. В нём «6 дней творения» -- универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний.

22 октября 1996 года пап Иоанн-Павел II обратился к Папской академии наук с посланием, где заявил, что выводы светских наук, касающиеся теории эволюции, в том числе и её роли в происхождении тела человека, основываются на прочных научных основаниях, подтвердив слова своего предшественника Пия XII «Humani Generis» (1950 год): «В вопросе о человеке и его происхождении между теорией эволюции и доктриной веры не будет противоречий, если мы сохраним незыблемые основные фундаментальные положения». Близкое миропонимание излагается в публикациях православных священников, протоиерея Александра Меня («История религии»), диакона Андрея Кураева («Может ли православный быть эволюционистом?») и протоиерея Глеба Каледы («Библия и наука о сотворении мира»).

Современный креационизм

Современный креационизм - отнюдь не однородное идейное течение. Кто-то по-прежнему верует, что 23 октября 4004 года до нашей эры Бог принялся творить мир и на шестой день создал человека «по своему образу и подобию», кто-то стремится обогатить эту теорию «всеми разумными достижениями современной науки». Но идейные споры не мешают атаковать учение Дарвина по всем фронтам.

Особенно популярна в последнее десятилетие идея «разумного плана» (intelligent design). Её приверженцы признают, что Земля возникла более четырёх миллиардов лет назад, что одни виды животных вымирали, другие возникали, но все эти события протекали по заранее намеченному Творцом плану.

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» (a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип).

Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Духовным отцом «горнего плана» считается Филипп Джонсон, юрист, автор бестселлера «Дарвин на испытательном стенде» (1991). «В любой культуре есть миф о сотворении мира, - пишет Джонсон, и имеются жрецы. Это эксперты, которые толкуют историю сотворения.

Они могут быть церковными деятелями или же видными учеными - в любом случае они вправе требовать, чтобы монополия на истину принадлежала им.

Кто владеет историей сотворения мира, тот во многом влияет на умы людей, принадлежащих к данной культуре».

Как убеждает опыт ряда американских штатов, когда библейская история маскируется под науку, она легко откладывается в умах неотложным законом, вроде «яблока Ньютона».

Другим течением в креационизме является «Наука о сотворении» или «научный креационизм» (creation science), сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и библейской истории (например, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии. Сторонники «научного креационизма» как правило, настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия, обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Например, для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной, которые даёт гео- и астрофизика, в научном креационизме предпринимаются попытки доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света, постоянная Планка, массы элементарных частиц и т. д.; также постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, чтобы доказать молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.

Креационизм является не научной теорией и не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости.

Поэтому опровергнуть креационизм с помощью научных методов в принципе невозможно. Какие бы аргументы не приводили учёные, все они разбиваются о невозможность фальсификации любой системы, включающей чудесное как основное звено.

Креационисты ставят под сомнение достоверность всего знания, недоступного прямой экспериментальной проверке (к нему, кроме большой части эволюционной биологии и палеонтологии, относятся также значительная часть геологии и астрономии).

По мнению большинства специалистов в области естественных наук, изучающих прошлое, буквальное толкование священных текстов о сотворении мира, предпринимаемое «научными креационистами», псевдонаучно, так как такое толкование, по их мнению, противоречит массиву палеонтологических и биологических данных о биологической эволюции, а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли и астрономических объектов.

Заключение

Человек до сих пор не знает, как он произошёл. Правда, верующие точно знают, что человек сотворен Богом, как о том написано в священных писаниях. Но не все разделяют их точку зрения. Наиболее самоуверенные из атеистов порой так озадачивают верующих: «Хорошо, пусть Бог сотворил человека. Но кто сотворил Бога?».

Для многих вера в эволюцию стала причиной всех бед современного общества. Креационисты идут в наступление повсюду. Учителей в Луизиане и Аризоне обязали, приступая к рассказу об эволюции, предупреждать учеников о вреде услышанного. Воспользовавшись временным преимуществом, креационисты осмелели и квалифицировали доктрину эволюции как разновидность религии тотемизма, принятого на вооружение современным научным обществом. А стало быть, считают они, дарвинизм есть не что иное, как язычество в науке.

Но слухи о кризисе дарвинизма сильно преувеличены. Любая научная теория, так или иначе, продвигает наше знание вперёд.

Так, недавно возникла ещё одна концепция недарвиновской эволюции - пунктуализм. Его сторонники считают, что процесс эволюции идёт путём редких и быстрых скачков, а 99% своего времени пребывает в стабильном состоянии. Ценность этой концепции заключается в идее разобщенности микро- и макроэволюции и независимости управляемых ими факторов.

Возможно, в будущем СТЭ и недарвиновские концепции эволюции, дополняя друг друга, объединяться в новую единую теорию жизни и развития живой природы.

Список использованной литературы

1. Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 1978.- 357с.

2. Малькольм Баудер, Обезъянообразный человек. Факт или

заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998.

3. З. Косидовский. Библейские сказания. - М., Политиздат, 1978.- 455с.

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические). - М., 1991. - 1220с.

5. Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? Пер с англ. - Нью-Йорк, 1992. - 256с.

6. Дети Вселенной. Сборник. - Донецк, 1993. - 224с.

7. А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебное пособие. - 3 изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 239 с.

8. Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

9. М. Вартбург. Рапорт Миллера // Знание - сила, 2007, №6, с. 63-64.

10. А. Шерстюк. Упыри, вампиры и нетопыри - наши предки? // Знак ?, 2006, №1, с. 26-39.

11. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа первая // Биология в школе, 2006, №2, с. 44-48.

12. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа вторая // Биология в школе, 2006, №3, с. 31-34.

13. С. Ильин. Датируя сотворение мира // Знание - сила, 2008, №5, с. 83-84

14. К. Еськов. Эволюционная теория сегодня // Наша школа, 2007, №1, с.21-24.

15. А. Волков. Господа! Пора судиться из-за глобусов! // Знание - сила, 2007, №6, с. 5-13

16. В. Новик. «Обезьяний процесс» - 80 лет назад и сегодня // Наука и религия, 2005, №7, с. 6-9.

17. А. Журавлёв. Что-то крокодилы разлетались… // Знание - сила, 2008, №2, с. 74-81.

18. Ю. Чайковский. От жажды умираю над ручьём или новое в теории эволюции // Наука и жизнь, 2007, №2, с. 38-44.

19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_эволюции

20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Креационизм

21. Агапова О. В., Агапов В. И. Лекции по концепциям современного естествознания. Вузовский курс. - Рязань, 2000.

22. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. - М.: Республика, 1989.

23. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Мысль, 2000.

24. Дубнищева Г. Д. Концепции современного естествознания: Учеб. для студ. вузов / Под ред. М. Ф. Жукова. - Новосибирск: ЮКЭА, 1999.

25. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д, 2000.

26. Николов Т. «Долгий путь жизни», М., Мир, 1999 г.Селье Г. От мечты к открытию. - М., 2001.

27. Поннамперума С. «Происхождение жизни», М., Мир, 1999 г.

28. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 2002.

29. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.