Рефераты. Наука и религия в жизни современного общества

p align="left">Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между философией и частными науками протекает все более ускоряющимися темпами. Но философия как бы сводит знания воедино, создавая синтез универсальных законов бытия и мышления.

4. Роль религии как формы духовной культуры

Религия -- одна из древнейших форм культуры. Она обладает относительной самостоятельностью по отношению к другим формам, таким как мораль, искусство, политика, право и др. Смысл современного слова "религия" многозначен.

Практика религиозной жизни и ее осмысление обогатило содержание слова религия как связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, трансцендентным или тем, что так называют. Выделено множество видов таких связей, главные из них:

связь посредством сознания, познания, чувств, бессознательного, Бога,

священное, сверхъестественное можно ощущать, воспринимать, воображать, эмоционально переживать.

Наиболее часто -- это переживание страха и любви, страдания и покорности, чувства умиления, восторга и веры.

Связь предметно-практическая в виде религиозного культа (ритуала) в соответствии с религиозными представлениями, идеями и учениями человека. Различают два основных вида культовой деятельности: жертвоприношение и магия. Культовая деятельность обычно предполагает использование различных строений и вещей: церкви, мечети, синагоги, живопись, скульптура, музыка, культовые предметы: алтари, кресты, амулеты, одежда, четки, коврики, благовония и многое другое.

Связь человека с Богом, Священным, сверхъестественным путем общения непосредственно или через посредника: шаманы, колдуны, знахари, жрецы, пророки, маги, священники, пасторы, муллы, раввины и др.

В соответствии с законодательством Российской Федерации различают: религиозные объединения, религиозные организации и религиозные группы.

Для практики религиозных организаций в современном мире характерна тенденция распространять свою активность за пределы религиозной сферы жизни: они занимаются благотворительностью, образованием и воспитанием, действуют в политике, в здравоохранении, в культуре и др.

Ценностно-ориентационные виды связи человека с Богом, священным, сверхъестественным представляют собой ценностные ориентации, т. е. деятельность по выбору между Богом и его противниками в поисках религиозного добра или зла, навыки различать "истинную" или "ложную" религию, прекрасное и безобразное в сфере религии. В результате формируется, сохраняется и развивается мир религиозных культурных ценностей. Главные религиозные ценности -- это Священные знания, закрепленные в Священных Писаниях, Священные предания -- сведения о жизнедеятельности родоначальника религии (Моисее, Заратустре, Будде, Иисусе Христе, Мухаммаде и др.); святые места, связанные с обретением новых учений родоначальниками религий (Палестина для иудеев, Бенарес -- для буддистов, Иерусалим - для христиан, Мекка -- мусульман); сами религиозные сообщества (народ Израиля у иудеев, сангха буддистов, церковь христиан, умма мусульман), предания о деяниях их учеников и достигших наивысших высот знания, святости и благочестия других последователей данной религии.

Перечисленные виды деятельности существуют в форме религиозного сознания, религиозного культа, религиозных организаций и религиозных ценностей, которые в совокупности представляют элементы единой социальной системы под названием "религия".

5. Значение, роль и функции религии

Одни люди чрезвычайно высоко оценивают значение религии в своей жизни и жизни общества, характеризуют ее только словами в превосходных степенях, считают единственно надежным средством достижения Спасения, Истинного Знания, Блага, Мира, Добра, Красоты, Любви, Мудрости, Счастья и многих других непреходящих ценностей. Другие, опираясь на свой жизненный опыт, наблюдая или изучая историю реальной жизни религиозных людей и религиозных сообществ, на Действительную практику их отношений между собой и по отношению к другим людям и социальным группам, не входящим в их религиозное сообщество, сомневаются или Вообще отрицают правомерность таких оценок.

Религии выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей, по крайней мере, две специфические, присущие только ей функции:

связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют;

функцию сакрализации -- ввода людей и вещей в сферу религиозной жизни, придания им качества святости.

Кроме этого религия может выполнять множество других функций-ролей:

мировоззренческую -- по созданию религиозной картины мира и осмыслению места человека в этом мире; религиозного утешения, когда тяготы и лишения земной жизни по сравнению с небесной кажутся несущественными и даже оправданными и желательными;

религиозного исцеления -- лечения присущими религии способами тела и души человека;

социальной интеграции общества или каких-то больших социальных групп: единоверцев, народов и др.;

регулятивную, посредством создания религиозных норм и ценностей, которые определяют в основном культовое поведение, но затрагивают другие сферы человеческой жизни: брак, семью, быт, политику, культуру и др.;

управления и контроля, когда с помощью различных религиозных средств -- послания, поощрения и санкции -- религиозные служители руководят и направляют жизнь единоверцев особенно, в вопросах культа, спасения;

прогнозирования -- в качестве совокупности религиозных представлений о будущем человечества и отдельных людей: пророчество о конце света, Страшном суде, перерождениях и др.;

легитимации существующего социального порядка -- "освящения", "благословения" и веры в то, что от сохранения подобного порядка зависит высшее благо и спасение людей; функцию иллюзорной компенсации социального бессилия, слабости человека, его страданий, болезней, смерти; трансляции, передачи из поколения в поколение религиозной культуры и др.

6. Формы религии

Религия как феномен культуры имеет свою историю. Ученые считают, что исторически первыми примитивными, первобытными, архаичными формами религии были фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.

Фетишизм представляет собой поклонение неодушевленным предметам. В основе этой религиозной практики лежит вера в наличие у них сверхъестественных свойств -- способных защитить, предохранить, исцелить и т. п.

Тотемизм -- эта религиозная практика основана на вере в существование сверхъестественной связи, взаимопомощи через родство между человеческим родом и животными или растениями.

Анимизм -- вера в духов (духи гор, рек, озер, леса) и души (камня, дерева, печи, окна), существующих в материальных предметах или независимо от них.

Магия (колдовство, волшебство, чародейство) -- вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир -- природные явления (засуху, наводнения), при охоте на животных, в отношении людей. Шаманизм -- религиозные верования и практики, основанные на вере в духов, которые населяют окружающий человека мир и прибывают в живых существах в виде души. Эти духи могущественнее, чем люди, их надо ублажать. Основной признак шаманства -- вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от которых зависит жизнь людей.

Фетишизм, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, как древнейшие примитивные формы религии, существовали в далеком прошлом и сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией: Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований, которые органично встроены в наличную религиозную практику.

7. Основные мировые религии

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э., сначала в еврейской среде, но довольно быстро распространилось среди других народов. Основы христианской веры выводятся из Священного писания -- Библии и Священного предания, включивших религиозные источники, в которых зафиксированы проповеди апостолов -- учеников Христа, постановления Вселенских соборов и некоторых поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика. Наиболее устойчивое ядро христианского вероучения зафиксировано в христианском символе веры, принятом на Никейском и Константинопольских Вселенских

Соборах соответственно 325 и 381 гг. Важнейшими догматами являются: триединство Бога, Боговоплощения, искупления, Воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Со временем внутри христианства выделились три ведущих направления -- православие, католицизм и протестантизм.

Православие окончательно формируется в XI в. в Византии, которая возникла в результате распада Римской империи на две части -- Западную и Восточную. Вероисповедную основу православия составляют Священное писание (Библия) и Священное предание (решения первых семи Вселенских Соборов и труды святых отцов церкви II-- VII вв.). В православии принято считать, что формирование христианского учения завершилось в эпоху первых семи Вселенских Соборов, потому нельзя изменять ни количество догматов, ни их содержание и формулировки. В мире сегодня насчитывается 15 независимых Православных церквей.

Католицизм (западное или римско-католическое направление христианства) оформляется после окончательного разделения церквей в 1054 г. н. э. имеет ряд особенностей в вероучении, культе и устройстве религиозных организаций, Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр -- Ватикан, единого главу -- Папу Римского. Источником вероучения католики считают Библию (как и православные и протестанты), Священное предание, включающее в себя не только постановления первых семи Вселенских Соборов, но и вселенских Соборов католической церкви, а также суждения Пап в делах веры и морали. Они добавили к символу веры положение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и Бога Сына, догматы о непорочном зачатии и телесном вознесении Богоматери, догмат о чистилище. Духовенство дает обед безбрачия. Одной из центральных идей католической церкви на протяжении всей ее истории было стремление объединить христиан всего, мира под властью римского епископа (папы) и обеспечить верность ему, а в его лице -- Христу.

В настоящее время в России живет свыше миллиона католиков, в основном представители народов, традиционно исповедующих католицизм.

Протестантизм возник в эпоху Реформации сначала в Германии, а потом распространился за ее пределами. Его основатель Мартин Лютер (1488--1546 гг.), теолог и общественный деятель. Протестантизм разделяет многие христианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, об откровении и пр., но имеет и отличительные особенности: единственным источником вероучения считают Библию, спасение только личной верой, из таинств признают только крещение и причащение.

В России протестанты появляются в XVI в. первыми лютеране, в XIX в. -- баптисты, адвентисты, в начале XX в. -- пятидесятники. В настоящее время к последователям протестантизма добавились еще неопротестантские общины: Армии Спасения, харизматов, Свидетелей Иеговы.

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу"). Возник в VII в. в Аравии. Родоначальником ислама является Мухаммад (ок. 570--632). Основы вероучения и культа изложены в Коране, священной книге мусульман, в Сунне -- сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Ислам имеет несколько основных догматов: вера в Единого Аллаха, в ангелов и демонов, в святость Корана, в пророков и посланничество Мухаммеда, вера в рай и ад, в бессмертие души. Каждый мусульманин обязан знать и выполнять "пять столпов" ислама: 1) верить в то, что Аллах -- единственное божество (таухид), а Мухаммед -- посланник его; 2) совершать пять раз в сутки молитву (намаз); 3) соблюдать месячный пост (Рамадан); 4) осуществить, хотя бы раз в жизни хадж -- Паломничество в Мекку (можно послать кого-либо за себя); 5) давать закят -- милостыню.

Мусульмане обязаны жить по шариату (прямой, правильный путь), в котором сведены в единую систему законы, регулирующие религиозную, общественную, экономическую, культурную, личную жизнь последователей ислама Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Суннизм -- самое крупное направление -- объединяет около 90 % всех мусульман мира. Его последователи признают законность власти четырех первых халифов. Шииты считают единственным законным халифом четвертого халифа Али, которого убили в 661 г. Их основной отличительной особенностью является принцип наследственной духовной власти потомками Али.

В России распространен ислам в большинстве своем суннитского направления среди народов Поволжья, Урала, центра Северного Кавказа

Ваххабизм -- религиозно-политическое течение суннитского ислама, основанное в середине XVIII в. аль-Ваххабом. Главными принципами его учения являются строгое соблюдение единобожия (таухид) и осуждение культа святых и поклонение их могилам. Все новшества, которых нет в Коране и неповрежденной Сунне, решительно отвергаются. Борьба за "чистый" ислам вменяется в обязанность каждому ваххабиту, особенно с мусульманами, которые не признают их учения. В конце 80-х гг. XX в. ваххабиты появились в СССР, в том числе на Северном Кавказе, распространились по другим регионам, где компактно проживают мусульмане, порождая напряженность и ожесточенные столкновения между верующими.

Буддизм возникает в V--VI вв. до н. э. на северо-западе полуострова Индостан. Основатель буддизма -- принц Сид-дхартха рода Гаутама племени Шакья, прозванный Буддой (Просветленный). Начало вероучения изложено в священных текстах -- Типитака (Трипитака). Основополагающая идея буддизма изложена в четырех истинах: "жизнь есть страдание" (дуккха), "имеются причины страдания" (саму-дая), "можно прекратить страдания" (ниродха), "путь прекращения страдания" (магга). Путь этот -- праведная вера (вера в учение Будды и его понимание); праведная решимость (волевой настрой жить по учению Будды); праведная речь (стремление говорить правду, избегать лжи, клеветы, сквернословия, фривольных речей); праведные дела (совершать добрые поступки, избегать злых деяний); праведная жизнь; праведная мысль (их доброжелательность); праведные помыслы (добродетельные намерения), праведные созерцания (постоянные поиски истины). Следуя этим путем, человек достигает высшего состояния сознания -- очищения ума, спокойствия и интуиции, избавляется от страдания.

Иудаизм -- религия, которую исповедуют преимущественно евреи, основу которой составляют несколько идей: Мой Бог -- вера в Единого Бога-Творца; Мой народ -- народ Израиля, дети Иакова, избранный и любимый Богом; Моя земля-- обетованная земля Палестины. Мой дом -- средоточие иудейской жизни. Иудеи считают, что священная "Тора" (Пятикнижие) Моисея представляет собой всю духовную и практическую жизнь евреев, что не было, нет и не будет ничего вне Торы и помимо Торы. Духовно-практическую основу иудейской традиции составляют 613 заповедей, 10 из которых -- знаменитые десять библейских заповедей. Библия -- свод иудейских Священных Книг (Ветхий Завет в христианстве). Талмуд -- второй по значению источник иудейского вероучения. В нем закреплены многочисленные ритуалы, получило развитие иудейское вероучение -- о загробном мире, о воздаянии, воскресении из мертвых.

В России иудеи живут давно. В настоящее время действует несколько иудейских религиозных объединений: ортодоксальные иудеи, прогрессивные иудеи. Среди ортодоксальных иудеев различают хасидов и сефардов.

Религия и мораль на первоначальной стадии развития были разделены: мораль регулировала общинные отношения, а религия -- отношения с "природными силами и божествами.

По мере "взросления" религии, образования монотеистических религий изменялись ее взаимодействия с моралью, религиозная мораль -- система нравственных представлений, правил, требований, принципов, регулирующих поведение человека в его отношениях с Богом, священным; сверхъестественным, а также отношения между людьми, основанные на вере в Бога, священное, сверхъестественное и закрепленных в виде морально-религиозных заповедей.

Так, в иудаизме существуют десять правил -- так называемые законы Моисея: почитай отца твоего и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй, т.е. храни супружескую верность; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не лги; не желай жены ближнего твоего, не желай его дома, поля, вола, всего, что есть у ближнего твоего.

Аналогичные моральные требования существуют в буддизме, исламе, других религиях. Христианская мораль, проповедующаяся в Новом Завете, восходит к законам Моисея, но отличается от них усилением требования поступать "как должно". В Нагорной проповеди сформулировано правило, получившее название золотого библейского правила: "... во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Матф., 7,12). Варианты этого правила имеются и в конфуцианской, и в буддистской морали.

Религия выступает по отношению к морали ее обоснованием, а мораль усиливает религиозное чувство, придает ему практическую значимость.

8. Свободомыслие и атеизм как феномены культуры

Свободомыслие и атеизм как феномен культуры столь же древни, как и религия, они возникают в ответ на экспансию и господство интересов представителей социального института религии на сферы интересов представителей других социальных институтов: государства, политики, экономики, права, образования, искусства и прочих, на неспособность религии решать проблемы, возникающие перед человеком, социальными группами и обществом в целом.

Свободомыслие -- широкое духовное течение, основанное на правах человеческого разума на свободное критическое рассмотрение религии, ее представлений и идей, религиозных практик, деятельности религиозных организаций и поступков религиозных людей

На базе свободомыслия возникает атеизм как наиболее последовательная и обоснованная критика религии. Атеизм - (буквально -- безбожие) -- система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще. Основой атеистических воззрений являются идеи несотворенности, естественного происхождения мира и человека, превратности религиозного отражения мира и ложности религиозной картины мира, признание самодостаточности и самоценности природы и человека, уверенности, что человек может быть добрым, честным, справедливым, милостивым и без религии.

Свобода совести и вероисповеданий. В широком морально-философском смысле свобода совести -- это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков. В более узком смысле свобода совести -- это фундаментальное право каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничений в других гражданских правах и свободах или их утрату.

Государство и религия. Государство и религия представляют собой различные самостоятельные социальные институты. Выделяют два основных вида правового положения религии в государстве: статус государственной религии и статус отделения государства от религии.

Под государственной религией понимается правовое закрепление привилегированного господствующего положения какой-либо религиозной организации и ее последователей (Церкви и христиан, Уммы и мусульман, Сангхи и буддистов, Народа Израиля и иудеев) в сравнениями с положением других религиозных организаций и их последователей. Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших государственных проблем, им делегируется выполнение некоторых государственных функций, они полностью или частично финансируются за счет государственного бюджета, пользуются определенными льготами привилегиями.

Принцип отделения религиозных объединений от государства в Российской Федерации имеет конституционный статус. Он определён в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" (п. 2, ст. 4).

Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями, но с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Режим отделения религиозных объединений от государства не означает отсутствия регулирования и контроля за их деятельностью со стороны государства в сфере экономики, политики, образования, культуры, миссионерской, благотворительной и других, видов деятельности и, наоборот, сотрудничества религиозных организаций с государством в общественно значимых делах.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.