Рефераты. Наука как процесс познания. Динамические и статистические закономерности в природе

Наука как процесс познания. Динамические и статистические закономерности в природе

20

Вопрос 1. Наука как процесс познания. Особенности научного познания.

Содержание:

Вопрос 1. Наука как процесс познания

1.1. Наука как процесс познания

1.2. Характерные черты науки

1.3. Методы научного познания

Вопрос 2. Динамические и статистические закономерности в природе

Используемая литература

Наука как процесс познания.

Наука - это сфера человеческой деятельности, представ-ляющая собой рациональный способ познания мира, в кото-рой вырабатываются и теоретически систематизируются зна-ния о действительности, основанные на эмпирической про-верке и математическом доказательстве.

Как многофункциональное явление наука представляет со-бой:

1) отрасль культуры;

2) способ познания мира;

3) опреде-ленную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Фундаментальными считаются естественные, гуманитар-ные и математические науки, а прикладными являются тех-нические, медицинские, сельскохозяйственные, социологи-ческие и другие науки.

Задачей фундаментальных наук является познание зако-нов, управляющих взаимодействием базисных структур при-роды. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственной целью прикладных наук является при-менение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем Гусейханов М.К., Раджабов О.Р., Концепции современного естествознания: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'»,2005. - 692 с. - стр.19-20. Так, современный этап научно-технического про-гресса связан с развитием авангардных исследований при-кладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, со-храняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

Результатами научных исследований являются теории, за-коны, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значе-ние, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо пред-мета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio - понимание, система. Концепция, во-первых, - это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вто-рых, - это единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

1.2. Характерные черты науки.

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки и которые проявляются на уровне обыденного сознания.

Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чер-тами): системностью, достоверностью, критичностью, общезна-чимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерми-нированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавер-шенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.

Рассмотрим некоторые из этих признаков:

Системность. Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и прин-ципов. К числу важнейших задач системности относятся Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.,,указ. соч., стр.20-21:

1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы;

3) исследование структуры теорий систем и различных систем-ных концепций и разработок. В системном исследовании ана-лизируемый объект рассматривается как определенное мно-жество элементов, взаимосвязь которых обуславливает це-лостное свойство этого множества.

Достоверность. Знания должны быть достоверными, про-веренными на практике, проходящими проверку по оп-ределенным правилам, а потому убедительными.

Критичность. Возможность определить на основании кри-тического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологические и естественно-научные знания на ос-нове сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмот-реть свои даже самые основополагающие результаты.

Общезначимость. Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способству-ют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины.

Преемственность. Объективная необходимая связь между новыми и "старыми" знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают "старые". Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусст-ва, для борьбы как с некритическим отношением к достиже-ниям прошлого, так и с нигилистским отрицанием его.

Прогнозированность. Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определен-ной области действительности. В социальной сфере прогно-зирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, предвидения, программирования, управленческих решений) Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.,,указ. соч., стр.21-22.

Детерминированность. Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно-объяснены и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых объектов действительности. В действительности же принцип детерми-низма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой только предпосылку науч-ного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детер-минизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, обосно-вывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный характер последней.

Фрагментарность. Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности и сама делится на отдель-ные дисциплины.

Чувственность. Научные результаты требуют эмпиричес-кой проверки с использованием ощущения, восприятия, пред-ставления и воображения.

Незавершенность. Хотя научное знание безгранично ра-стет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.

Рациональность. Наука получает знания на основе рацио-нальных процедур и законов логики.

Внеморальность. Научные истины нейтральны и общечеловечны в морально-этическом плане.

Обезличенность. Ни индивидуальные особенности учено-го, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Универсальность. Наука сообщает знания, истинные для всего окружающего мира.

Специфика научного исследования определяется тем, что для науки характерны свои особые методы и структура ис-следований, язык, аппаратура Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.,,указ. соч., стр.22-23.

1.3. Методы научного познания.

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение ме-тода в Новое время указал французский математик и философ Р. Де-карт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основа-телей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с цир-кулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.

А. Пуанкаре справедливо подчеркивал, что ученый должен уметь делать выбор фактов. «Метод - это, собственно, и есть выбор фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобре-тением метода» А. Пуанкаре. Цит. соч.- С. 291.. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единооб-разных результатов всеми исследователями.

Современная наука держится на определенной методологии - совокупности используемых методов и учении о методе - и обя-зана ей очень многим. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, им-манентный предмету. Единство предмета и метода познания обосно-вал немецкий философ Гегель.

Следует четко представлять различия между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания, вытекающими из различия их предмета. В методологии естественных наук обычно не учитывают индивидуальность предмета, поскольку его становление произошло давно и находится вне внимания исследователя. Замечают только вечное круговращение Горелов А.А., Концепции современного естествознания. - М.,: Центр, 2001. - 208 с. Стр.37. В истории же наблюдают самое становление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда специ-фичность методологии исторического познания.

Вообще, методология социального познания отличается от методологии естественнонаучного познания из-за различий в самом пред-мете:

1) социальное познание дает саморазрушающийся результат («знание законов биржи разрушает эти законы», - говорил основатель кибернетики Н. Винер);

2) если в естественнонаучном познании все еди-ничные факторы равнозначны, то в социальном познании это не так. По-этому методология социального познания должна не только обобщать факты, но иметь дело с индивидуальными фактами большого значения. Именно из них проистекает и ими объясняется объективный процесс.

«В гуманитарно-научном методе заключается постоянное вза-имодействие переживания и понятия», -- утверждал В. Дильтей в статье «Сущность философии». Переживание столь важно в гумани-тарном познании именно потому, что сами понятия и общие законо-мерности исторического процесса производны от первоначального индивидуального переживания ситуации. Исходный пункт гумани-тарного исследования индивидуален (у каждого человека свое бы-тие), стало быть, метод тоже должен быть индивидуален, что не про-тиворечит, конечно, целесообразности частичного пользования в гуманитарном познании приемами, выработанными другими учеными (метод как циркуль, в понимании Ф. Бэкона). В современной науке намечается тенденция к сбли-жению естественнонаучной и гуманитарной методологии, но все же различия, и принципиальные, пока остаются.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, ис-пользуемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким об-разом эмпирические и теоретические методы. К первым относятся Горелов А.А., указ. соч., стр.38:

1) наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объектив-ной действительности;

2) описание - фиксаций средствами естест-венного или искусственного языка сведений об объектах;

3) измере-ние - сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

4) эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явле-ния при повторении условий.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.