Рефераты. Основные этапы роста и развития организма

b>Вопрос № 2. Физико-биологические и социальные факторы эволюции человека разумного

Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.

Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г. показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов - семейство человекообразные - семейство гоминид - род homo - вид человек современного типа - Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид - вид ископаемого или примитивного человека - Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки гоминизации.

* Прямохождение (бипедия или ортоградность).

* Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

* Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду», но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthropos - человек, genesis - возникновение) - процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

1. Переход к прямохождению.

2. Рука.

3. Развитие мозга.

4. Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Из искомой территории, бесспорно, могут быть исключены, по крайней мере, три континента - обе Америки и Австралия, отделенные огромными морскими пространствами (изоляция Австралии до появления высших млекопитающих, эволюционное развитие не пошло далее сумчатых животных, в Америке нет близких человеку узконосых обезьян, широконосые обезьяны Южной Америки другая, далекая от человеческой эволюционная линия). Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков предков человека. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

1. Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

2. Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами).

Социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип (большой объем мозга, с особо развитыми лобными долями, отвечающими за ассоциативное мышление и социальность, специфическое строение кисти, приспособленной к сложным трудовым операциям и манипуляциям, иные пропорции тела). Это в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать и следующий этап эволюции человека - выделение человека современного типа как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации.

Вопрос 3. Антропологический состав народов мира

Этническая антропология (расоведение) изучает антропологический состав народов мира в настоящее время и в прошлом. Антропологические исследования позволяют получить материалы, дающие возможность выяснить родственные отношения между расами, а также древность, место и причины возникновения расовых типов. Эти материалы имеют значение для разрешения ряда вопросов истории народов.

Так, отличие той или иной группы населения по антропологическому типу позволяет реконструировать миграцию предков данного этноса (народа), либо предков его соседей. В данном случае информация антрополога заменяет отсутствующие письменные источники. Так, культура и язык народности айну (Южный Сахалин и Курильские острова) отличаются от других народностей Северо-Восточной Азии. Антропологические исследования живых людей и скелетного материала показали тяготение айнов к народностям Индонезии и Океании. Это легло в основу гипотезы о южном генезисе народности айну. По степени расчлененности населения той или иной территории на типы можно судить о времени ее заселения. Так, сравнение коренного населения Америки с населением Старого Света, в плане разнообразия их расового состава, дает основание сделать вывод, что среди аборигенов Америки нет резковыраженных расовых типов, и на этом основании подтвердить точку зрения археологов об относительно позднем заселении Нового Света.

Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как «душе» языка и культуры, является лжеучением. Ненаучными являются расовые концепции, которые утверждают, что расы обладают определенными психологическими свойствами, детерминирующими исторический процесс.

Изучение территориальных различий измерительных признаков, используемых расоведами для характеристики формы тела человека и его частей, необходимо для разработки стандартов предметов личного потребления, изготовляемых легкой промышленностью в многонациональном государстве, а также норматив для промышленного конструирования, организации рабочих мест и т. п. (т. е. для целей эргономики).

Все ныне живущее человечество представляет собой, с биологической точки зрения, один вид - Homo sapiens («человекразумный»), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин «раса» созвучен арабскому «ras» - «начало», «происхождение» и итальянскому «razza» - «раса», «племя». Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков - цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды; для жизнедеятельности они не существенны.

Человек характеризуется многими внутривидовыми вариантами. Расовые варианты, в отличие от других, связаны с определенной территорией - ареалом. В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса, например, представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом. Не все биологические признаки человека являются расовыми признаками. Так, развитие жироотложения, мускулатуры, особенности в осанки - не являются расовыми отличиями, так как связаны с текущим влиянием среды.

Существует качественное отличие расы человека и расы животных. История группы животных определена только их биологическими особенностями и изменениями внешней среды. История человеческого общества определена социальными закономерностями, часто экономического характера.

Механизм формирования отдельного расового признака человека является биологическим, в то время как история сочетания отдельных признаков в расовые комплексы относится к социальной жизни человека. Так, история заселения Венгрии может объяснить появление там тугой формы волос.

Ареалы рас человека в конце палеолита перестают быть похожими на ареалы рас животных. Это особенно важно отметить в отношении тех областей ойкумены, заселение которых требовало достаточно высокого уровня культуры.

Расовые признаки человека в настоящее время в значительной мере потеряли свое адаптивное значение. Так, в сравнении с умением добывать огонь, строить жилище, шить одежду, например, расовые особенности, способствующие терморегуляции в холодном климате, стали малосущественны.

Массовые переселения народов привели к проявлению разнообразных метисов, особенно на границах ареалов. В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Точно так же и сами расы бывают либо резко выраженными, либо сравнительно мало отличающимися от прочих рас; некоторые расы имеют промежуточный характер.

Численность населения в пределах ареала любой расы человека определяется не биологическими взаимоотношениями с окружающей средой, как у животных, а условиями социально-исторического характера. Географическая среда в истории человека имела значительное влияние, но не прямое, а опосредованное через производственную деятельность. Приведем несколько примеров. Плотность населения, занимающегося охотой и собирательством, была равна одному человеку на 1 км2, у скотоводов немногим больше. Плотность населения, занимающегося земледелием, зависела от системы хозяйства и состава почвы и составляла от 5-10 до 400 человек на 1 км2.

Таким образом, утрата адаптивного значения расовых признаков, интенсивный процесс метисации на границах ареалов и в глубине их, различная динамика численности антропологических типов в связи с историческими причинами ведут к постепенному стиранию расовых различий.

Необходимо строго различать понятия «раса» и «нация». Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Раса же есть совокупность людей, отличных одним антропологическим типом, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Нельзя употреблять словосочетания типа «английская раса», «германская раса», «китайская раса» и т. д.

В пределах одной нации существуют варианты расовых признаков. Приведем примеры. Северные итальянцы отличаются от южных более высоким ростом, менее удлиненной головой, они более светловолосы и светлоглазы. Так же отличны северные французы от южных, англичане восточных графств - от западных.

Не существует связи расы и языка. У человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он воспитан. Среди тюркоязычных народов бывшего СССР встречаются южные европеоиды - азербайджанцы, монголоиды - якуты, чуваши из уральской расы. В пределах одного расового типа можно встретить различные группы языков. Так, среди индоевропейцев можно встретить разные варианты европеоидной расы.

Язык и культура могут распространяться без перемещения расового типа, но последний, мигрируя, обязательно переносит их с собой, и только антропология может выявить истинные расовые компоненты, составляющие основу данного народа.

Границы антропологических типов чаще совпадают с границами историко-этнографических областей, т. е. общностей людей, сложившихся в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область.

При выделении рас первого (больших), второго (малых) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксономической ценности расовых признаков, в зависимости от времени формирования расового ствола и территории, на которой этот признак разграничивает группы людей. Чем позже сформировался признак, тем менее он пригоден для разграничения больших рас. Так, большие расы выделяются прежде всего по степени пигментации и структурным особенностям лица и головы, т. е. по признакам внешности, разделяющим человечество с глубокой древности. Для выделения рас не пригодны признаки, которые со временем могут меняться сами по себе. (Например, скуловой размер, форма черепа - вид сверху).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.