Рефераты. Основные теории происхождения человека

Основные теории происхождения человека

Реферат

по дисциплине

«Антропология»

на тему

Основные теории происхождения человека

1. Введение

Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, и как они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14г до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.

Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.

Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук (особенно медицины, географии) или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока - один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии - Лондонское антропологическое общество - был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией. Развивались количественные и математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.

2. Представления о происхождении человека в древности

2.1 Представления о происхождении человека в Древней Индии

Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.

Веданта.

Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность - Пуруша. Все объекты вселенной и люди - части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман - единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) - иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.

Миманса

Школа занималась текстуальным изучением «Вед», уделяя большое внимание ритуалам. Представители Мимансы считали, что мир состоит из атомов, которые вступают в различные комбинации в соответствии с законом кармы, который управляет миром. Атомы для своей организации в вещи не нуждаются в боге. Тело человека тоже образуется из этих атомов, но душа - вечная и бесконечная субстанция. И хотя душа связана с телом при жизни, не умирает вместе с ним. Душа отличается сознанием - это качество возникает при соединении души с телом, когда перед органами чувств возникают какие-то объекты. Таким образом, учение Мимансы содержит в себе зачатки как материалистической традиции, так и элементы идеализма.

Санкхья.

Основой мира и его бытия признается чувственно воспринимаемая природа - прокрити. Она в своем развитии и изменении подчиняется трем основным силам: - раджас - синоним движения, является созидательным импульсом бытия, изменяет мир;

- томас - инертность, способствует устойчивости, сохранению мира;

- саттва - сила внутреннего отвлеченного постижения происходящего.

Соединяясь с природой, бог Пуруша порождает 25 первоначальных форм существования, среди которых есть как духовные, так и материальные. Благодаря тому, что природа постоянно развивается, возникают сначала изменения в первоначальных формах, а затем появляются совершенно новые. И этот процесс бесконечен. Только познав суть естественного движения вещей, человек способен понять превосходство неизменного духа над непостоянной и изменчивой природой.

Ньяя

Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа - реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность - это комплекс души и природы.

Джайнизм

Одним из оппозиционных учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции - джива и аджива. Джива - признак живого, душа. Аджива - отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело - умирает.

Буддизм

Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения - Будда (осененный знанием) - позиционировал себя как оппозиционера традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир - это мир непрерывных изменений - сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы - мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации - многообразие материальных вещей. Физический мир - это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг - иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы.

2.2 Представления о происхождении человека в Древнем Китае

В Древнем Китае предпринимались попытки мифологически объяснить мир из него самого. Некогда не было ни небе, ни земли, и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Из него родились два духа Инь и Янь, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились. Янь стал управлять небом, а Инь - землей. По древнему мифу, первый человек Пань-Чу ударил топором по мраку, и все легкое, чистое, светлое вознеслось на верх и образовало небо, а все противоположное - землю. Частично мифы сохранились в более поздних воззрениях и органично вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам Инь и Янь, которые находятся в постоянном стремлении к взаимодействию, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человек, общество, культура, мораль.

Даосизм.

Основатель учения Лао-Цзы. В центре учения находится Дао - невидимый, всеобщий, естественный закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Из Дао все возникает и в него все возвращается. Дао - это определенный путь, который проходят в своем существовании все объекты. Все пути в мире предопределены и свернуть с них нельзя. Однако это не означает, что природа неизменна, наоборот - все находится в постоянном движении и развитии, но только в соответствии с законом Дао. Подчиняясь ему, вещи непременно приходят в свою противоположность.

Дальнейшее развитие даосизм получил в IV-III вв до н.э. Развивалось учение о материальной субстанции ци. Ее делили на два вида - «тончайшую», из которой возникает душа, и «грубую», из которой возникает тело. Главную роль играет «тончайшая» ци, от нее зависит разум человека, мудрость - проявление ци, а не подарок от божественных сил. Древние материалисты читали, что человек умирает, когда его тело покидает «тончайшая» ци.

Кульминацией даосизма стало учение Чжуань-цзы (369-286 гг до н.э.). Чжуань-цзы утверждал, что от мельчайших живых частичек (цзи), находящихся в воде, произошли животные, а от животных - человек. Единым материальным началом ци заполнена вся Поднебесная; рождение - концентрация ци, рассеяние этой субстанции - смерть. Вместе со смертью исчезает душа. В мире нет резких границ между явлениями, все слито друг с другом. Т.Е. все в мире относительно, в том числе жизнь и смерть. Жизнь и смерть - это всего лишь перегруппировка мельчайших семян, из которых состоят все живые существа и неодушевленные предметы. Человеческое мышление Чжуань-цзы называл зеркалом множества вещей, благодаря которому можно научиться управлять перегруппировкой «семян» и достичь долголетия (до 800 лет) и даже бессмертия.

2.3 Представления о происхождении человека в Древней Греции.

Философия в Древней Греции зарождается в условиях кризиса традиционного мифологического мировоззрения. Новые сведения о мире, полученные греками от других народов в ходе мореплавания, делали мифологию неадекватной реальному состоянию мира. Социально-политические процессы изменили статус отдельного человека. Человек стал мыслить себя не как составную часть рода, племени, сословия, а как отдельный индивид. Философия возникает как отражение потребности в выработке новой жизненной позиции, которая базируется не на обычае и традиции, а на его собственном разуме. Таким образом, с философией на место мифологического обычая пришло образование, а на место отца - учитель.

Милетская школа.

Родоначальниками древнегреческой философии были представители милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В их трудах мы наблюдаем критику мифологического мышления. В первую очередь была отброшена главная мифологическая идея об антропоморфизме (уподобление природы человеку). Милетсы учили, что существует многообразный природный мир. Ему нельзя приписывать человеческие свойства и навязывать человеческие законы бытия. Человек со своим способом бытия только малая часть природного мира. Этот Ир не хаос, не случайное нагромождение вещей и процессов, а космос. Термином «космос» подчеркивалась взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений в мире. В мире изменение одного явления влечет за собой изменение другого. Таким образом, у мира есть определенная структура и логика изменений. Милетсы доказывали, что отдельные вещи рождаются и погибают, а природный мир вечен. Вечность его обусловлена тем, что в его основе лежит единая вещественная субстанция, единое первоначало, первоматерь, из которой все вещи возникают и в нее разрушаются. Человек, как и любая другая «вещь» в природном мире, возникает из этой первоосновы и подчиняется тем же законам, что и вся природа.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.