Рефераты. Понятие возраста человека

/b>Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.

Одна из "революционных" теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги "Происхождение человека и половой отбор" уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г. показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Таким образом, цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов - семейство человекообразные - семейство гоминид - род homo - вид человек современного типа - Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид - вид ископаемого или примитивного человека - Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки гоминизации.

* Прямохождение (бипедия или ортоградность).

* Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

* Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую "гоминидную триаду", но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвига
вшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthropos - человек, genesis - возникновение) - процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

1. Переход к прямохождению.

2. Рука.

3. Развитие мозга.

4. Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Из искомой территории, бесспорно, могут быть исключены, по крайней мере, три континента - обе Америки и Австралия, отделенные огромными морскими пространствами (изоляция Австралии до появления высших млекопитающих, эволюционное развитие не пошло далее сумчатых животных, в Америке нет близких человеку узконосых обезьян, широконосые обезьяны Южной Америки другая, далекая от человеческой эволюционная линия). Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков предков человека. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

1. Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

2. Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами).

Древнейшие предки человека.

Ученые выделяют три стадии антропогенеза:

1. Антропоидные предки человека.

2. Архантропы и палеоантропы (древнейшие и древние л
юди).

3. Люди современного морфологического типа.

Австралопитеки

Первая находка была сделана в 1924 году на территории ЮАР, в восточной части пустыни Калахари, недалеко от Таунга ("львиное место"). Это был череп, эндокран и фрагмент нижней челюсти. Вначале считалось, что череп принадлежит обезьяне, что нашло отражение в названии - "австралопитек африканский" Australopithecus africanus (южно-африканская обезьяна, Дарт). Однако обьем мозга найденного черепа превышал мозг шимпанзе, соотношение мозгового и лицевого отделов черепа также отличалось от обезьяньего. У данного индивида прорезался первый моляр, поэтому приблизительный возраст составляет 5-6 лет (с учетом того, что у человекообразных обезьян первый моляр прорезается раньше, от 3 лет, возраст особи определили как 3-5 лет).

В 30-е годы появились новые находки в карстовых пещерах Стеркфонтейн (более 60 различных объектов), Сварткранс, Кромдраай. Это были остатки посткраниального скелета, в том числе тазовые кости, по которым была определена адаптация австралопитеков к двуногости. Тазовые кости очень похожи на кости современного человека, но они миниатюрнее (сравнение по тазовым костям пигмея), есть ямка подвздошной кости, S-образный подвздошный гребень, укрепление крестцово-подвздошной области (ушковидная поверхность), большая вертлужная впадина, дорзальный наклон пластинки крыла, обеспечивающий большую седалишную вырезку. При моделировке краев кости были выявлены элементы, связанные с фиксацией ноги, разгибанием в тазобедренном суставе. Внутренняя структура кости по методу компьюторной томографии также соответствует двуногости, но походка не была идентична походке шагающего человека. Австралопитек передвигался мелкими шажками и рысцой.

Найденные кости в пещерах различались по массивности, в связи, с чем австралопитеков стали делить на плезиантропов и парантропов. Австралопитеки грацильного типа (плезиантропы "Plesianthropus"), более близкие к современному человеку; это находки в Стеркфонтейн и Кромдраай, женская тазовая кость (крылья сильно отогнуты, широкая седалищная вырезка). Парантропы Paranthropus (пещера Сварткранс) - более массивные кости, сагитталный гребень сильно выражен. Для всех австралопитеков характерно уменьшение резцов и клыков, крупные моляры, толстая эмаль. Внутренняя часть рельефа челюсти варьирует: подбородка нет, есть лишь небольшое утолщение подбородочного симфиза. У человека есть вторая ость (spina mentalis), у обезьян (и у парантропов) - только ямка. Сочленовная впадина близка к шимпанзоидному типу. Лопатка обеспечивала большую свободу движений, свойственную брахиаторам.

Рядом со скелетами были найдены элементы остеодонтокератической культуры (обломки рогов, костей животных), назначение которых не совсем ясно, они могли использоваться для различных целей. Также плезиантропам приписывли применение огня (почернение почвы, считавшиеся вначале остатками золы, позже выяснили, что это соли марганца), названный, поэтому Прометеем ("Australopithecus prometheus"); сейчас называют греческим типом африканского австралопитека A. africanus (пещера Макапансгат).

По данным палеоневрологии (изучение эндокрана) картина сети сосудистой оболочки различается у массивного (сильное развитие затылочно-краевого венозного синуса) и у грацильного типов (ближе к человеческому). Предположительно, это адаптивный признак с учетом среды обитания (у детей система охлаждения мозга - как у массивного).

В 30-50 годы о виде австралопитек сложились две основные точки зрения:

1. род Australopithecus: A. africanus (грацильная форма), Макапансгат, Стеркфонтейн, возможно, Таунг. Датировки: современники питекантропов, 1 млн лет (биостратиграфия). Массивных австралопитеков выделяют в другой род - парантропы (Paranthropus).

2. Нет достаточного обоснования межродового уровня. Датировка - 2-1 млн лет.

Находки Восточно-Африканского региона.

1959 год. Экспедиция Льюиса Лики. Танзания, Олдувайское ущелье, дно пересохщего солоноватого озера. Самый древний слой - 2 млн-1,7 млн лет.

В 1959 году были найдены остатки посткраниального скелета (голень) и череп, принадлежавшие разным существам. Череп дат
ировался приблизительно 1,8 млн лет. Рядом находились каменные орудия (олдуван).

Восточно-африканский человек ("Zinjanthropus boisei"). Мужчина, 18 лет, гориллообразная внешность, мощные скуловые дуги, сильный рельеф. Кости голени - тонкие, грацильные.

Новые находки - Кения, Эфиопия., 70-е годы, более 200 останков. Западная Туркана - "черный череп", особый вид, А. aethiopicus, возможный предок современного человека.

Грацильный тип тоже встречается: A. afarensis (73-76 годы), Эфиопия, около 40 индивидов.

Самые полные останки - Люси, 1974 год. Женщина, 20-30 лет, форма таза, как у плезиантропа, гипертрофирован по ширине, невозможность ротации головки плода.

Похожие находки были сделаны не только в Эфиопии (Хадар, бывшее озеро). Это двуногие формы (плечебедренный указатель - 84-85), на лопатке - косое положение лопаточной впадины, изогнутость фаланг пальцев ("древесность"), на позвонках - разрастание костной ткани (не патология). Длинноногая форма - шагающая походка.

Мозг: две тенденции морфотипа (объем, в см3): грацильные - 440-450 (Южная Африка), 414 (Восточная Африка), массивные - 514-516. Рост - 1-1,6 м. Коэффициент церебрализации (соотношение веса мозга и тела): австралопитек - 1,1-1,5, современный человек - 2,6-2,7, шимпанзе - 0,9.

Другие виды австалопитеков являются недостаточно хорошо изученными.

A. ramidus

Найден в начале 90-х годов, в Эфиопии (среднее течение реки Аваш). О локомоции нет точных сведений, предположительно, двуногий. Палеонтологами выделяется в отдельный род - Ardipithecus, хотя первоначально они были объединены с австралопитеками. Датировка - 4,1 млн лет.

A. anamensis

Таксономический статус не ясен. Найдена большая берцовая кость. Предположительно, двуногая форма. Возраст - 4.2-3.8(3.5) млн лет. Это самый ранний их представителей австралопитеков.

Родоначальником массивных австалопитеков восточной Афр
ики считают А. aethiopicus (подобные находки известны из Эфиопии). Был найден череп там же , где и A. boisei, но в более раннем слое (возраст - 2,5 млн лет).

Кения, озеро Баринго. "Человек тысячелетия" Orrorin tugenensis. К старой находке коренного зуба (гоминоидного типа, близкого к гоминидам), датированной 6 млн. лет, прибавились плечевая и бедренные кости, зубы (клыки небольшие, коронка высокая - прогрессивные признаки). Найдено бедро (предполагают двуногую форму) и плечевую кость (массивная, возможно, древолазы). Благодаря этим находкам возникло предположение, что род Homo, возможно, более древний, чем считалось раньше (приравнивается по времени к австралопитекам).

3. Расизм и его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.

Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми, мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к животным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабовладельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демократов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровержение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.

Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как "душе" языка и культуры, является лжеучением. Ненаучными являются расовые концепции, которые утверждают, что расы обладают определенными психологическими свойствами, детерминирующими исторический процесс.

Все ныне живущее человечество представляет собой, с биологической точки зрения, один вид - Homo sapiens ("человекразумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому "ras" - "начало", "происхождение" и итальянскому "razza" - "раса", "племя". Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков - цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды; для жизнедеятельности они не существенны.

Необходимо строго различать понятия "раса" и "нация". Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Раса же есть совокупность людей, отличных одним антропологическим типом, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Нельзя употреблять словосочетания типа "английская раса", "германская раса", "китайская раса" и т. д.

В пределах одной нации существуют варианты расовых признаков. Приведем примеры. Северные итальянцы отличаются от южных более высоким ростом, менее удлиненной головой, они более светловолосы и светлоглазы. Так же отличны северные французы от южных, англичане восточных графств - от западных.

Не существует связи расы и языка. У человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он воспитан. Среди тюркоязычных народов бывшего СССР встречаются южные европеоиды - азербайджанцы, монголоиды - якуты, чуваши из уральской расы. В пределах одного расового типа можно встретить различные группы языков. Так, среди индоевропейцев можно встретить разные варианты европеоидной расы.

Язык и культура могут распространяться без перемещения расового типа, но последний, мигрируя, обязательно переносит их с собой, и только антропология может выявить истинные расовые компоненты, составляющие основу данного народа.

Границы антропологических типов чаще совпадают с границами историко-этнографических областей, т. е. общностей людей, сложившихся в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область.

Расизм - сумма антинаучных концепций, основа которых - представление о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, изначальном разделении людей на "высшие" и "низшие" расы.

Раньше неравенство людей обосновывалось различием характеров, и лишь затем - расовыми доктринами. Мотив расизма - необходимость колонизации Американского, Азиатского и Африканского континентов. В Америке были истреблены около 19 млн. индейцев и одновременно созданы резервации для аборигенов. Продолжительность жизни американских индейцев была в 1,5 раза меньше, чем у колонизаторов. С XVI в. начинается ввоз негров в Америку. Констатировано ущемление прав коренных этнических групп в ЮАР и Родезии. Католическая церковь поддерживала идею неравенства рас. С XIX в. в США политика подкреплялась антропологической доктриной неравенства людей.

На рубеже XVIII и XIX вв. рождается моногенизм (представление о расах как подразделениях одного вида). Истоки его найдены в библейском предании о происхождении человечества от одной пары людей. Атеисты автоматически стали в это время полигенистами, а позже полигенисты становятся расистами. Расовые отличия иногда связывают с отличиями обезьян - предков человека (полифилия). Монофилисты ратовали за происхождение от одного предка, и Ч. Дарвин был ярким представителем данного направления.

Антропосоциологическая школа выступила с тезисом: борьба за существование очищает расу от вырождения. Движущая сила истории - не социальные отношения, а расовая борьба. Многие авторы конца XIX в. развивали концепции, провозглашавшие европейские расы высшим достижением естественного отбора, а доминирующие классы - победителями в борьбе за существование. Социал-дарвинисты в расовой проблеме развивали идеи, никогда не провозглашавшиеся Ч. Дарвиным. Он всегда был противником рабства, отстаивал сходство современных рас по умственным и эмоциональным возможностям.

На рубеже XIX-XX вв. возникла евгеника - направление, требующее принятие мер по ограничению рождаемости у отдельных людей и даже народов, признанных "генетически неполноценными". Этому предшествовало появление трудов графа Гобино (XIX в.), посвященных "высшей" расе - "арийскому типу", творящему "высшую" цивилизацию.

Одним из родоначальников социал-дарвинизма и евгенического расизма был английский экономист Мальтус (XVIII-XIX вв.), который считал, что государство не должно оказывать помощь бедным, ибо голод и нищета обусловлены не общественным строем, а чрезмерным размножением бедняков.

Фашистская доктрина имела в основе философию Ницше. В ее основе понятие "воля к власти" - наследственный инстинкт, отличающий расу господ. Инстинкт подчинения характерен для низшей расы. Для очищения расы от низших элементов необходима ее селекция. "Арийская раса" имеет определенный расовый портрет и психологический профиль. Судьба народа зависит от его расового типа.

Современный расизм питается не только анатомическими доводами, но использует данные психологии, генетики и этнографии. В развитии расизма акценты ставятся на: 1) "умственной неполноценности", связанной с особенностями физического типа; 2) не равных размерах мозга;

3) структурных различиях мозга;

4) психологических отличиях рас.

Научные данные свидетельствуют, что интеллектуальные возможности зависят от социальных факторов. Преимущественная детерминация интеллекта генетикой не подтверждена. По мнению прогрессивных антропологов, "чистых рас" не существует. История есть результат взаимодействия рас и культур, нет ни одной цивилизации, которая была бы построена людьми одной расы. В создании великих цивилизаций принимали участие все расы.

Смешение рас говорит о видовом единстве человечества. Особенности антропогенеза можно наблюдать в биологии всех рас. В строении мозга нет расовых отличий. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что ни папуасы Новой Гвинеи, ни австралийские аборигены не имеют признаков, характеризующих их как "низшие расы". Все современные расы обладают равными возможностями в достижении любого уровня цивилизации.

Таким образом, человечество, включая все его расы, относится к одной стадии развития рода Homo. От общего предка человечество получило общий комплекс свойств, необходимый для реализации высших психических функций, - мышления и речи.

Литература

1.
Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М., 1984.

2. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., . 1980.

3. Ефимов Ю.И. Философские аспекты теории антропосоциогенеза. М.,- Л., 1981.

4. Нестурх М.Ф. Человеческие расы. М., 1965.

5. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

6. Семенов Ю.И. Предпосылки становления человеческого общества // История первобытного общества. Общие вопросы проблемы антропогенеза. М., 1983.

7. Фридман Э.П. Занимательная приматология. М., 1980.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.