Рефераты. Поведение дельфинов

p align="left">Обучение дельфинов языку посреднику

Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними действий.

Для одного дельфина (по кличке Акеаками) «словами» служили жестовые сигналы экспериментатора, который стоял на краю бассейна. С другим дельфином (по кличке Феникс) общались с помощью звуковых сигналов, генерируемых компьютером. Животные должны были усвоить связь между объектами в бассейне и обозначающими их знаками, а также между жестами и манипуляциями, которые они должны были совершать.

Постепенно дельфины, повинуясь цепочкам из 2--3 знаков, научились точно следовать инструкциям тренера и выполнять некие комбинации действий с предметами, например: «дотронься хвостом до иллюминатора», «набери воды и облей N», «надень кольцо на палку слева», «просунь палку в кольцо» и т.п. Далее проводились тесты с использованием новых предложений, в которых животных также просили принести или переместить какой-либо предмет либо положить один предмет внутрь другого, на него или под него и т.п. Дельфины продемонстрировали способность точно понимать сигналы, символизирующие пространственное соотношение предметов. Этот факт хорошо согласуется с данными о способности дельфинов к обобщению этих признаков в лабораторных экспериментах (Стародубцев, 2000).

В ряде тестов предмет, с которым дельфину нужно было манипулировать, находился вне поля его зрения или же инструкцию подавали за 30--40 с до появления предмета. Дельфины успешно следовали жестам инструктора и в этих условиях, когда их поведение определялось не наличным стимулом, а сохраненным в памяти мысленным представлением о нем.

Поведение дельфинов свидетельствовало также о понимании роли порядка слов в предложении и возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посредника.

И хотя доказательств того, что дикие дельфины обладают речью, еще не существует, в одном безупречно выполненном эксперименте недавно было показано, что афалины действительно понимают предложения длиной до пяти слов. Например, команда "КОЛЬЦО ВВЕРХУ ПРИНЕСИ КОРЗИНУ ВНИЗУ" вызывает у обученного дельфина иную реакцию, чем фраза "КОРЗИНА ВНИЗУ ПРИНЕСИ КОЛЬЦО ВВЕРХУ". В отличие от шимпанзе, дельфины понимают как символы, так и порядок слов.

Распознавание своего изображения в зеркале

Дельфины распознают свое собственное отражение в зеркале, а среди животных это очень редко встречаемая способность, помимо человека обнаруженная лишь у крупных приматов - шимпанзе, горилл и орангутангов. Большинство животных, включая мелких приматов, обезьян и слонов, на собственное отражение реагируют как на неожиданно появившееся другое животное. Поэтому прежде среди ученых было принято считать, что весьма сложная когнитивная способность к «зеркальному самоузнаванию» объясняется близкими генетическими связями человека и крупных приматов.

Однако ныне американскими исследовательницами Лори Марино из Университета Эмори (Атланта) и Дайаной Рейс из Колумбийского университета (Нью-Йорк) убедительно продемонстрировано, что дельфины тоже легко узнают себя в зеркале и, более того, безо всякого обучения умело зеркалом пользуются.

Марино и Рейс изучали поведение молодых дельфинов. Для этого в маленький круглый бассейн, соединенный с большим овальным, поместили крупное зеркало. При этом зеркало расположили так, чтобы его не было видно из большого бассейна. Здесь дельфинов подзывали и специальным маркером с нетоксичными чернилами наносили им на тело какой-либо рисунок в таком месте, где сам дельфин увидеть его не мог - на голове, плавниках или животе.

После этого дельфины тут же сами направлялись в соседний маленький бассейн и начинали вертеться перед зеркалом, внимательно разглядывая именно те области, где наносился рисунок. Некоторые дельфины, увидев на себе рисунок, упорно пытались его стереть и тёрлись о стенки варьера, а потом снова возвращались к зеркало посмотреть удалось им его стереть или нет.

В некоторых опытах ученые наносили «ложный рисунок», т. е. просто водили по телу животного маркером без чернил. В этом случае сеанс разглядывания в зеркале был очень кратким и прекращался, как только дельфин убежд
ался, что никакого рисунка нет.

Эти модели поведения дельфинов, зафиксированные на видео, были чисто спонтанными, поскольку опытам не предшествовало никакого обучения и не было никаких «наград», используемых при дрессировке. Как говорит Лори Марино, «некоторые специалисты полагают, что если животное способно узнавать себя в зеркале, то ему присущи и иные формы абстрактного мышления». Сами же исследовательницы, однако, не решаются делать столь сильное утверждение, поскольку не имеют пока достаточных экспериментальных обоснований.

Элементарная рассудочная деятельность

Один из первых экспериментальных подходов к изучению элементарной рассудочной деятельности у животных в сравнительно физиологическом плане был осуществлен Л. В. Крушинским и его сотрудниками (Крушинский, 1977). По определению Л. В. Крушинского, в основе любой, самой сложной формы рассудочной деятельности животного лежит способность улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими закономерностями.

Для оценки уровня развития рассудочной деятельности у дельфинов были выбраны два критерия: способность к решению экстраполяционных задач и оценка некоторых геометрических свойств предметов (оперирование геометрической мерностью фигур).

Изучение способности черноморских афалин экстраполировать направление движения исчезающих за преградой раздражителей при различных условиях их предъявления проводилось в отсеке размерами 8*10,5 м2, куда была помещена звуко- и светонепроницаемая ширма длиной 6 м, высотой 2 м, на одну треть погруженная в воду, с окном шириной 0,8 м в середине (Крушинский и др., 1982). Окно и пространство от ширмы до дна отсека были забраны сетью. Слева и справа от ширмы имелись проходы шириной около 2 м, позволявшие дельфину оплывать ширму с любой стороны. При (проведении эксперимента дельфину, находившемуся на стартовой позиции напротив окна ширмы, предъявлялся в окне натуральный (рыба) или другой привлекавший его раздражитель (мяч). После подхода животного к окну по сигналу (всплеску о воду раздражителя) и при попытке охватить приманку последняя на держателе отодвигалась вдоль ширмы и скрывалась из поля зрения животного. Таким образом, животному предлагалось решить задачу отыскания раздражителя: после получения информации о первоначальном направлении движения раздражителя экстраполировать его последующий путь за ширмой и обойти ее с соответствующей стороны. В следующем опыте приманку продвигали в противоположном направлении, а в дальнейшем направление ее перемещения меняли без строгого чередования.

Были проведены 4 серии опытов, различавшихся характером раздражителей и средой, в которой их предъявляли. В экспериментах первой и второй серий приманкой служила рыба. В первой серии ее передвигали за ширмой под водой на глубине 0,2 м (22 предъявления). Дельфин правильно решил задачу, допустив только две ошибки. Во второй серии рыбу 15 раз предъявляли и продвигали за ширмой над водой на высоте 0,2 м. Это не отразилось на решении задачи дельфином, допустившим лишь одну ошибку.

В третьей и четвертой сериях опытов, в которых в качестве приманки использовался мяч, передвигавшийся в 8 пробах по поверхности воды и в 10 -- на высоте 0,2 м над поверхностью, дельфин во всех случаях решил задачу правильно.

Таким образом, афалина четко проявила способность к экстраполяции направления скрывавшихся за преградой как натуральных, так и искусственных раздражителей, предъявлявшихся под водой и над водой (что исключало возможность их восприятия за преградой), т. е. показала высокий уровень рассудочной деятельности при решении простого варианта экстраполяционной задачи.

Решение логических задач на примере дельфина из Дельфинария "Мир Моря" (Калифорния).

Сандра (самка атлантической афалины) по прибытии в дельфинарий она сразу же стала проявлять большой интерес к засовам в вольере. Сначала научилась открывать засовы, поднимая их вверх. Потом засов сменили, и теперь он представлял собой ручку с запирающим механизмом, чтобы его открыть надо было: 1. повернуть ручку вниз. 2. толкнуть ее от себя до упора. 3. повернуть ее вверх и потянуть на себя. Только после этого дверца открывалась. Сандра долго рассматривала ручку дверцы, а в гидрофоне раздавались эхолокационные щелчки разной мощности. Четыре дня она изучала замысловатый замок, и в итоге он был открыт. Засовы еще несколько раз усложнялись, но все они были открыты. Теперь же дверцы заменены вертикальными заслонками, из цельного листа нержавеющей стали, и зазора между нижним концом заслонки и дном практически нет, и пока он еще не открыт (хотя попытки в этом направлении уже есть).

Парадоксы поведения

В «Толковом словаре» Даля слову «парадокс» дано такое определение: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему».

Здесь, конечно же, пойдет речь о парадоксах, связанных с поведением дельфинов. Рассматривая поступки этих животных, мы находились под влиянием широко распространенного мнения об их исключительной, сообразительности. Все их действия мы подсознательно критически оценивали с точки зрения человека, и когда что-то не укладывалось в наше понятие о разумности, их поведение начинало казаться нам парадоксальным. Но если отбросить предвзятость при оценке их поведения, не пытаться во всем искать - невольно - аналогов с мышлением человека, а постараться понять истинные мотивы их поступков, то в действиях дельфинов обнаружится не так уж много странного и непонятного. Ведь сам образ их жизни уже настолько несхож с нашим, земным, что не может не озадачивать «сухопутного» человека. И, тем не менее, в жизни и поведении дельфинов иногда происходят такие события, разбор которых необходим для оценки степени их разумности. Некоторые факты говорят о том, что эти животные весьма сообразительны, другие, если пытаться сопоставить их с мышлением человека,- свидетельствуют об обратном.

Поставщиком фактов первого рода являются в основном зарубежные источники. Надо отдать должное: дельфинами там начали интересоваться намного раньше, чем у нас, и изучение их поставлено весьма широко.

В сообщениях из Мэринлендского, Флоридского и других океанариумов США приводятся уникальные случаи, говорящие о необычайной сообразительности содержащихся там дельфинов. Например, описывается, как они оттаскивают в сторону черепаху, когда та заплывает на место их постоянных игр; как вымывают из щелей в камнях спрятавшихся там головоногих моллюсков, стремительно проплывая над этим местом и создавая хвостом сильный ток воды; как выманивают из скал хищных рыб с помощью приманки, причем операцию проводят сразу два животных: один дельфин подкладывает приманку - пойманную заранее маленькую рыбку, а другой, притаившись сбоку, хватает соблазнившуюся рыбкой крупную добычу.

Есть немало сообщений о «разумных» действиях дельфинов, возвращающих зрителям предметы, падающие в бассейны, о выполнении ими различных заданий иногда даже без команды, так сказать, по собственной инициативе, и т. д. Все они, безусловно, свидетельствуют о неплохой сообразительности этих животных, но в большей степени эти факты следует объяснить хорошей дрессировкой..

В то же время имеются факты, опираясь на которые, ученые отказывают дельфинам в высоком интеллекте. В качестве примера приводятся случаи гибели привязанных животных. Плавая по кругу, они наматывают свою «упряжь» на сваю, к которой она крепится. Достаточно было бы сделать несколько кругов в обратную сторону - и они были бы свободны, но, тем не менее, они не делают этого. Сюда же относится и так называемый «парадокс ограды»: дельфины, способные совершать многометровые прыжки, при отлове оказываются не в состоянии перепрыгнуть через плавающую на поверхности сеть.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.