Способность морских млекопитающих к овладению языками-посредниками в течение ряда лет изучает американский исследователь Л. Херман (Herman, 1986). В его работах дельфины-афалины должны были сначала усвоить «названия» различных предметов в бассейне и совершаемых с ними действий.
Для одного дельфина (по кличке Акеаками) «словами» служили жестовые сигналы экспериментатора, который стоял на краю бассейна. С другим дельфином (по кличке Феникс) общались с помощью звуковых сигналов, генерируемых компьютером. Животные должны были усвоить связь между объектами в бассейне и обозначающими их знаками, а также между жестами и манипуляциями, которые они должны были совершать.
Постепенно дельфины, повинуясь цепочкам из 2--3 знаков, научились точно следовать инструкциям тренера и выполнять некие комбинации действий с предметами, например: «дотронься хвостом до иллюминатора», «набери воды и облей N», «надень кольцо на палку слева», «просунь палку в кольцо» и т.п. Далее проводились тесты с использованием новых предложений, в которых животных также просили принести или переместить какой-либо предмет либо положить один предмет внутрь другого, на него или под него и т.п. Дельфины продемонстрировали способность точно понимать сигналы, символизирующие пространственное соотношение предметов. Этот факт хорошо согласуется с данными о способности дельфинов к обобщению этих признаков в лабораторных экспериментах (Стародубцев, 2000).
В ряде тестов предмет, с которым дельфину нужно было манипулировать, находился вне поля его зрения или же инструкцию подавали за 30--40 с до появления предмета. Дельфины успешно следовали жестам инструктора и в этих условиях, когда их поведение определялось не наличным стимулом, а сохраненным в памяти мысленным представлением о нем.
Поведение дельфинов свидетельствовало также о понимании роли порядка слов в предложении и возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посредника.
И хотя доказательств того, что дикие дельфины обладают речью, еще не существует, в одном безупречно выполненном эксперименте недавно было показано, что афалины действительно понимают предложения длиной до пяти слов. Например, команда "КОЛЬЦО ВВЕРХУ ПРИНЕСИ КОРЗИНУ ВНИЗУ" вызывает у обученного дельфина иную реакцию, чем фраза "КОРЗИНА ВНИЗУ ПРИНЕСИ КОЛЬЦО ВВЕРХУ". В отличие от шимпанзе, дельфины понимают как символы, так и порядок слов.
Распознавание своего изображения в зеркале
Дельфины распознают свое собственное отражение в зеркале, а среди животных это очень редко встречаемая способность, помимо человека обнаруженная лишь у крупных приматов - шимпанзе, горилл и орангутангов. Большинство животных, включая мелких приматов, обезьян и слонов, на собственное отражение реагируют как на неожиданно появившееся другое животное. Поэтому прежде среди ученых было принято считать, что весьма сложная когнитивная способность к «зеркальному самоузнаванию» объясняется близкими генетическими связями человека и крупных приматов.
Однако ныне американскими исследовательницами Лори Марино из Университета Эмори (Атланта) и Дайаной Рейс из Колумбийского университета (Нью-Йорк) убедительно продемонстрировано, что дельфины тоже легко узнают себя в зеркале и, более того, безо всякого обучения умело зеркалом пользуются.
Марино и Рейс изучали поведение молодых дельфинов. Для этого в маленький круглый бассейн, соединенный с большим овальным, поместили крупное зеркало. При этом зеркало расположили так, чтобы его не было видно из большого бассейна. Здесь дельфинов подзывали и специальным маркером с нетоксичными чернилами наносили им на тело какой-либо рисунок в таком месте, где сам дельфин увидеть его не мог - на голове, плавниках или животе.
В «Толковом словаре» Даля слову «парадокс» дано такое определение: «мнение странное, на первый взгляд дикое, озадачливое, противное общему».
Здесь, конечно же, пойдет речь о парадоксах, связанных с поведением дельфинов. Рассматривая поступки этих животных, мы находились под влиянием широко распространенного мнения об их исключительной, сообразительности. Все их действия мы подсознательно критически оценивали с точки зрения человека, и когда что-то не укладывалось в наше понятие о разумности, их поведение начинало казаться нам парадоксальным. Но если отбросить предвзятость при оценке их поведения, не пытаться во всем искать - невольно - аналогов с мышлением человека, а постараться понять истинные мотивы их поступков, то в действиях дельфинов обнаружится не так уж много странного и непонятного. Ведь сам образ их жизни уже настолько несхож с нашим, земным, что не может не озадачивать «сухопутного» человека. И, тем не менее, в жизни и поведении дельфинов иногда происходят такие события, разбор которых необходим для оценки степени их разумности. Некоторые факты говорят о том, что эти животные весьма сообразительны, другие, если пытаться сопоставить их с мышлением человека,- свидетельствуют об обратном.
Поставщиком фактов первого рода являются в основном зарубежные источники. Надо отдать должное: дельфинами там начали интересоваться намного раньше, чем у нас, и изучение их поставлено весьма широко.
В сообщениях из Мэринлендского, Флоридского и других океанариумов США приводятся уникальные случаи, говорящие о необычайной сообразительности содержащихся там дельфинов. Например, описывается, как они оттаскивают в сторону черепаху, когда та заплывает на место их постоянных игр; как вымывают из щелей в камнях спрятавшихся там головоногих моллюсков, стремительно проплывая над этим местом и создавая хвостом сильный ток воды; как выманивают из скал хищных рыб с помощью приманки, причем операцию проводят сразу два животных: один дельфин подкладывает приманку - пойманную заранее маленькую рыбку, а другой, притаившись сбоку, хватает соблазнившуюся рыбкой крупную добычу.
Есть немало сообщений о «разумных» действиях дельфинов, возвращающих зрителям предметы, падающие в бассейны, о выполнении ими различных заданий иногда даже без команды, так сказать, по собственной инициативе, и т. д. Все они, безусловно, свидетельствуют о неплохой сообразительности этих животных, но в большей степени эти факты следует объяснить хорошей дрессировкой..
В то же время имеются факты, опираясь на которые, ученые отказывают дельфинам в высоком интеллекте. В качестве примера приводятся случаи гибели привязанных животных. Плавая по кругу, они наматывают свою «упряжь» на сваю, к которой она крепится. Достаточно было бы сделать несколько кругов в обратную сторону - и они были бы свободны, но, тем не менее, они не делают этого. Сюда же относится и так называемый «парадокс ограды»: дельфины, способные совершать многометровые прыжки, при отлове оказываются не в состоянии перепрыгнуть через плавающую на поверхности сеть.
Страницы: 1, 2, 3, 4