Призна-ки
Австралопи-тек
Человек умный
Древнейшие люди, питекантроп, синантроп
Древние люди, неандерталец
Новые люди (кроманьонец, современный человек)
Возраст
5 млн.
2 - 3 млн.
2 млн. - 200 тыс.
400 - 200 тыс.
40 - 15 тыс.
Внешний вид
Масса до 50 кг, рост до 170 см, руки свободны, прямохожде-ние
Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону
Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела - полусогнутое
Рост 155-165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись
Рост около 180 см, физический тип современного человека
Объем мозга, см3
550 - 650
750
700 - 1200
до 1400
около 1600
Череп
Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки
Зубы человеческого типа
Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены
Скошенный лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ слабо развит
Мозговой череп преобладает над лицевым; сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит
Орудия труда
Систематическое исполь-зование ес-тественных предметов
Изготовление примитивных орудий труда
Изготовление хорошо выделанных орудий труда
Изготовле-ние разно-образных каменных орудий труда
Изготовление сложных орудий труда и механизмов
Образ жизни
Стадность, охота, собиратель-ство
Кооперирова-ние во время охоты и групповая защита
Обществен-ный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь
Коллектив-ная деятель-ность, забота о ближнем, продвинутая речь
Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельскохозяйственного и промышлен-ного производства, техника, наука, искусство.
Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как впрочем, и в социальной), видимо, вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, - пишет он, - что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим» Левотин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс, 1993. С.193.. Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.
Современная эволюционная теория подразделяет сложный эволюционный процесс на два этапа: микро - и макроэволюцию. Макроэволюционный процесс охватывает большие промежутки времени, обширные территории и приводит к возникновению всех систематических единиц крупнее вида (род, семейство, класс, тип). Однако при больших масштабах остаются невыясненными начальные этапы эволюционного процесса, реализующиеся на популяционно-видовом уровне.
Микроэволюция включает эволюционные процессы, происходящие в пределах популяции в сравнительно короткие промежутки времени, и заканчивается образованием новых видов.
Для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов; ведущее значение приобрели социальные факторы. Однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Сохраняет свое значение и мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Утрачивает свое значение как эволюционный фактор и изоляция.
Уменьшение роли классовых, религиозных, расовых и других барьеров, повышение частоты смешанных браков приводит к усилению генотипического разнообразия человечества. В процессе социальной эволюции создаются все более благоприятные возможности для раскрытия индивидуальности каждого человека.
Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 540с.
Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 256 с.
Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Высшее образование «. - 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 448с.
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 317 с.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. - 704с.
Страницы: 1, 2