Рефераты. Природа и человек. Современная теория происхождения человека

ля рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Они состоят в следующем:

Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и другие).

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяет принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей - к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов. Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших.

Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним, прежде всего, относится разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система - общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум.

Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что, в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, - использование огня и захоронение трупов.

Таким образом, главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

Современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина возникновения человека. Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и другими), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Элементарной эволюционирующей системой является не отдельный индивид, а популяция. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

Становление человека происходило в последний период кайнозойской эры истории Земли, в конце эпохи неогена. Поскольку самое большое количество ископаемых останков высших человекообразных обезьян эпохи плиоцена найдены в Южной Азии и Восточной Африке, то именно эти области претендуют на то, чтобы считаться прародиной человечества.

Согласно теории, человек и современные человекообразные обезьяны произошли от жившего в период неогена одного общего предка - обезьяноподобного существа. Дальнейшее развитие антропологии полностью подтвердило эту идею. Четыре вида известных сейчас антропоидов (человекообразных обезьян) - шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон - представляют собой боковые ветви «родственников» человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена. Расцвет высших обезьян пришелся на неоген. В миоцене сформировалось то ответвление от общего ствола обезьян, которое через высших обезьян привело к далеким обезьяньим предкам человека (понгидно-гоминидный ствол). По последним данным, это ответвление произошло не более 23 - 20 миллионов лет назад (египтопитек). Найдены останки высших обезьян, живших в это время и обладавших по некоторым свойствам (в частности строение зубов) уже большим сходством с человеком, чем с ныне живущими группами высших обезьян.

Один из крайне интересных вопросов антропологии: какая из ныне живущих человекообразных обезьян ближе к человеку? В истории учений о происхождении человека отмечены попытки сблизить человека и с гориллой, и с гиббоном, и даже с орангутангом в силу сходства отдельных морфофизиологических черт. Трудности решения этого вопроса связаны с неравномерным, «мозаичным» характером эволюции гоминид (в частности, скорость морфологических изменений не совпадает с темпами биохимической эволюции). Как недавно окончательно выяснилось, таким ближайшим «родственником» человека является шимпанзе.

Второй вопрос связан с определением времени выделения филетической линии человека. Долгое время из-за недостаточности палеонтологического материала по этому вопросу существовали разные точки зрения. Новые аспекты здесь выявились с развитием эволюционной биохимии и метода молекулярной гибридизации, который позволяет оценить степень генетического родства сопоставляемых групп организмов. Эти данные свидетельствуют о том, что «эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 миллионов лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был, по существу, «шимпанзеподобен».

Основные пути перестройки телесной организации ископаемого предка в направлении очеловечивания - прямохождение, развитие руки и мозга (так называемая гоминидная триада). Непосредственным предшественником человека были человекообразные обезьяны, у которых верхние конечности уже выполняли функции опоры тела и передвижения и могли стать пригодными для использования природных предметов (камней, палок, костей), а затем и изготовления орудий. Такое недостающее звено в цепи обезьяньих предков человека было обнаружено в 1924 году в Южной Африке, где были найдены костные остатки австралопитековых - вымерших высших приматов, возраст которых составляет от пяти до одного миллиона лет. Австралопитековые являлись не антропоидными, а гоминидными (то есть близкими к человеку) приматами, не древесными, а наземными существами, вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах. Австралопитековые были широко распространенной, биологически процветающей (с большой численностью и широким ареалом обитания) расой обезьян. Существует несколько десятков их видов, поэтому они были перспективными в эволюционном отношении.

Положение радикально изменилось после того, как в Восточной Африке в конце 1950-х - начале 1960-х годов английский антрополог Л. Лики обнаружил в Олдувайском ущелье (Танзания) самую древнюю ископаемую форму человеческого существа - Homo habilis (человек умелый). Гомо хабилис занимает промежуточное положение между австралопитековыми и сменившими его 1,5 миллиона лет назад Homo erectus (человек прямоходящий) - питекантроп, синантроп и другие.

Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями. По мнению Тейяра де Шардена, появление homo sapiens - это скачок в антропогенезе. «Человек, - пишет он, - вошел бесшумно… он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет - от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь» Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. С.151.. При этом автор делает весьма характерный вывод о том, что «возникновение человека - это процесс коллективный, и «первым человеком» является и может быть только множество людей…» Там же.. Заслуга Тейяра де Шардена состоит не только в том, что он как один из открывателей синантропа помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критическое, недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга заключается также в том, что он обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек - питекантроп - синантроп - homo sapiens.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 150 - 40 тысяч лет назад, названного неандертальцем. В ископаемом виде они найдены еще в четырехстах местах Северного полушария Евразии. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальцев впервые были обнаружены захоронения трупов.

Этот вид сначала своего возникновения дал две ветви эволюции: одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стаями, у них было разделение труда между мужчинами и женщинами. Речь была еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. Лишь те племена, где начинали сохранять стариков, учиться у них и перенимать жизненный опыт, получали преимущество в борьбе за существование.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 году были найдены останки существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 см3) к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему 40 - 15 тысяч лет назад. Это и есть «Человек разумный». В ту же эпоху появились расовые различия. Внутри вида Homo sapiens выделяют три большие расы, сложившиеся, по-видимому, более ста тысяч лет назад: негроидную (черную), европеоидную (белую), монголоидную (желтую). Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ и так далее. Есть мнение, что эти различия возникли в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Например, темная окраска кожи могла постепенно образоваться как защита от сильного действия солнечных лучей: ведь и люди европеоидной расы загорают на солнце. На протяжении многих поколений этот загар мог превратиться в наследственную особенность. Узкий разрез глазной щели у монголов, возможно, развился как приспособление к сухому, резко континентальному климату азиатских степей с сильными песчаными бурями.

В то же время многие расовые признаки не имели и в прошлом значения для жизни организма. Следовательно, они не могли возникнуть и в порядке приспособления к географическим условиям.

Вероятно, расовые особенности возникали и закреплялись у отдельных групп человечества и в результате их длительной разобщенности - географической изоляции за горными хребтами, ледниками, водными преградами. Иногда расовые различия формировались из-за замкнутости отдельных общественных групп - племенных, религиозных. Естественный отбор, определяющий развитие животных, не имеет значения в человеческом обществе. Поэтому у изолированных групп людей могли распространяться и закрепляться в качестве общих наследственных признаков случайные, безразличные для успешной борьбы с природой морфологические особенности.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «Человек умелый» (австралопитек) - «Человек прямоходящий» (питекантроп, синантроп) - « человек неандертальский» - «Человек разумный» (кроманьонец).

Представим основные стадии эволюции человека в таблице:

Призна-ки

Австралопи-тек

Человек умный

Древнейшие люди, питекантроп, синантроп

Древние люди, неандерталец

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

Возраст

5 млн.

2 - 3 млн.

2 млн. - 200 тыс.

400 - 200 тыс.

40 - 15 тыс.

Внешний вид

Масса до 50 кг, рост до 170 см, руки свободны, прямохожде-ние

Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону

Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела - полусогнутое

Рост 155-165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись

Рост около 180 см, физический тип современного человека

Объем мозга, см3

550 - 650

750

700 - 1200

до 1400

около 1600

Череп

Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки

Зубы человеческого типа

Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены

Скошенный лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ слабо развит

Мозговой череп преобладает над лицевым; сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит

Орудия труда

Систематическое исполь-зование ес-тественных предметов

Изготовление примитивных орудий труда

Изготовление хорошо выделанных орудий труда

Изготовле-ние разно-образных каменных орудий труда

Изготовление сложных орудий труда и механизмов

Образ жизни

Стадность, охота, собиратель-ство

Кооперирова-ние во время охоты и групповая защита

Обществен-ный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь

Коллектив-ная деятель-ность, забота о ближнем, продвинутая речь

Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельскохозяйственного и промышлен-ного производства, техника, наука, искусство.

Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как впрочем, и в социальной), видимо, вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, - пишет он, - что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим» Левотин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс, 1993. С.193.. Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.

Современная эволюционная теория подразделяет сложный эволюционный процесс на два этапа: микро - и макроэволюцию. Макроэволюционный процесс охватывает большие промежутки времени, обширные территории и приводит к возникновению всех систематических единиц крупнее вида (род, семейство, класс, тип). Однако при больших масштабах остаются невыясненными начальные этапы эволюционного процесса, реализующиеся на популяционно-видовом уровне.

Микроэволюция включает эволюционные процессы, происходящие в пределах популяции в сравнительно короткие промежутки времени, и заканчивается образованием новых видов.

Для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов; ведущее значение приобрели социальные факторы. Однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Сохраняет свое значение и мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней нормы. Утрачивает свое значение как эволюционный фактор и изоляция.

Уменьшение роли классовых, религиозных, расовых и других барьеров, повышение частоты смешанных браков приводит к усилению генотипического разнообразия человечества. В процессе социальной эволюции создаются все более благоприятные возможности для раскрытия индивидуальности каждого человека.

Заключение

Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Но в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы - человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек - это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.

Список литературы

Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 540с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 256 с.

Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Высшее образование «. - 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 448с.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 317 с.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. - 704с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.