Рефераты. Развитие биологии в 17-19 веках

Развитие биологии в 17-19 веках

3

Содержание

  • Содержание 2
    • Введение 3
    • Глава 1. Основные направления развития биологии в XVII-XIX в. 5
      • 1.1 Исторический обзор 5
        • 1.2 Развитие эволюционных идей 8
    • Глава 2. Система биологических наук 14
      • 2.1 Становление и развитие биологических наук 14
        • 2.2 Вклад российских учёных в развитии биологических наук 17
    • Заключение 22
    • Литература 24
    • Введение
    • Биология (от греч. биос - жизнь, логос - наука, учение), совокупность наук о живой природе.
    • Современная биология уходит корнями в древность и берёт начало в странах Средиземноморья (Др. Египет, Др. Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель.
    • В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Однако вскрытия человеческого тела были запрещены, и преподававшаяся анатомия была в действительности анатомией животных, гл. образом свиньи и обезьяны.
    • В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное развитие науки, культуры, высших слоев общества - аристократии, нарождавшейся буржуазии, буржуазной интеллигенции. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Число людей, принимавших теорию эволюции органического мира, с этого времени возрастало.
    • Актуальность темы реферата состоит в том, что в том, что XVII-XIX в. были годами великих открытий в области естественных наук. Термин „биология“ предложен в 1802 г. Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Он упоминается также в сочинениях Т. Роозе (1797) и К. Бурдаха (1800).
    • XVIII в. ознаменовался развитием в русском и европейском естествознании эволюционных взглядов. К этому времени накопилось достаточно много описательного материала о растениях и животных, которые необходимо было систематизировать.
    • XIX в. характеризуется всплеском научной мысли. Развитие промышленности, сельского хозяйства, геологии, астрономии, химии способствовало накоплению огромного фактического материала, который необходимо было объединить и систематизировать.
    • Основная цель реферата состоит в исследовании исторических этапов образования и развития комплексных наук в биологии в XVII-XIX в.
    • В соответствии с данной целью в реферате были поставлены следующие задачи:
    • 1. Изложить исторический обзор основных направлений развития биологии в 17-19 вв.
    • 2. Привести пути развития эволюционных идей и создания эволюционного учения Ч. Дарвина.

3. Рассмотреть роль выдающихся учёных в создании и развитии биологических наук.

Глава 1. Основные направления развития биологии в XVII-XIX в.

1.1 Исторический обзор

Работы анатомов древности подготовили великое открытие 17 в.-- учение У. Гарвея о кровообращении (1628), применившего для физиологических исследований количественного измерения и законы гидравлики.

Плеяда микроскопистов открывает тонкое строение растений (Р. Гук, 1665; М. Малыгаги, 1675--79; Н. Грю, 1671--82) и их половые различия (Р. Камерариус, 1694, и др.), мир микроскопических существ, эритроциты и сперматозоиды (А. Левенгук, 1673 и сл.), изучает строе-ние и развитие насекомых (Мальпиги, 1669; Я. Сваммердам, 1669 и сл.). Эти открытия привели к возникновению противоположных направлений в эмбриологии -- овизма и анималькулизма и к борьбе концепций преформизма и эпигенеза.

В области систематики Дж. Рей описал в «Истории растений» (1686--1704) свыше 18 тыс. видов, сгруппированных в 19 классов. Он же определил понятие «вид» и создал классификацию позвоночных, основанную на анатомо-физиологических признаках (1693). Ж. Турнефор распределил растения по 22 классам (1700) Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. - М., 1960 - с. 46. .

В 18 в. фундаментальную «Систему природы» (1735 и позже), основанную на признании неизменности изначально сотворенного мира, дал К. Линней, применив бинарную номенклатуру.

Сторонник ограниченного трансформизма Ж. Бюффон построил смелую гипотезу о прошлой истории Земли, разделив ее на ряд периодов, и в отличие от креационистов относил появление растений, животных и человека к последним периодам.

Опытами по гибридизации Й. Кёльрёйтер окончательно доказал наличие полов у растений и показал участие в оплодотворении и развитии как яйцеклеток, так и пыльцы расте-ний (1761 и позже). Ж. Сенебье (1782) и Н. Соссюр (1804) установили роль солнечного света в способности зелёных листьев выделять кислород и использовать для этого углекислый газ воздуха. В кон. 18 в. Л. Спалланцани осуществил опыты, опровергающие господствовавшую до тех пор в биологии идею возможности самозарождения организмов.

Уже со 2-й пол. 18 в. и в начале 19 в. всё настойчивее в той или иной форме возникают идеи исторического развития живой природы. Ш. Бонне развил (1745, 1764) идею «лестницы существ», которую эволюционно истолковал Ж. Б. Ламарк (1809). Эволюционные идеи Ламарка в то время успеха не имели и подвергались критике со стороны многих учёных, среди которых был Ж. Кювье -- основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии живот-ных, выдвинувший (1812) учение о катастрофах, учение, рассматривающее геологическую историю Земли, как чередование длительных эпох относительного покоя и сравнительно коротких катастрофических событий, резко преобразовавших лик планеты Канаев И. И. Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина. - М., 1963. - с. 13. .

Теория катастроф была доведена до логического завершения учеником Кювье А. Д'Орбиньи, насчитавшим в истрии Земли 27 катастроф, после которых живые организмы якобы возникли в результате новых божественных «актов творения».

Антиэволюционные концепций Кювье утвердились в 1830г. в результате дискуссии с Э. Жоффруа Сент-Илером, пытавшимся обосновать натурфилософское учение о «единстве плана строения» животных и допускавшим возможность эволюционных изменений под прямым воздействием внешней среды.

Идея развития организмов нашла убедительное подтверждение в эмбриологических исследованиях К. Ф. Вольфа (1759, 1768), X. Пандера (1817) и К. М. Бэра (1827), в установлении Бэром принципов сравнительной эмбриологии позво-ночных (1828--37). Обоснованная Т. Шванном (1839) клеточная теория сыграла огромную роль в понимании единства органического мира и в развитии цитологии и гистологии.

В середине 19 в. установлены особенности питания растений и его отличие от питания животных, сформулирован принцип круговорота веществ в природе (Ю. Либих, Ж. Б. Буссенго).

В физиологии жи-вотных крупные успехи достигнуты ра6отами Э. Дюбуа-Реймона, заложившего основы электрофизиологии, К. Бернара, выяснившего роль ряда секреторных органов в пищеварении (1845, 1847) и доказавшего синтез гликогена в печени (1848), Г. Гельмгольца и К. Людвига, разработавших методы изучения нервно-мышечной системы и органов чувств. И. М. Сеченов заложил основы материалистического понимания высшей нервной деятельности («Рефлексы головного мозга», 1863). Л. Пастер окончательно опроверг возможность самозарождения организмов (1860-- 1864). С. Н. Виноградский обнаружил (1887--91) бактерии, способные путём хемосинтеза образовывать органические вещества из неорганических. Д. И. Ивановский открыл (1892) вирусы.

Крупнейшим завоеванием 19 в. было эволюционное учение Ч. Дарвина, изложенное им в труде «Происхождение видов...» (1859), в котором он вскрыл механизм эволюционного процесса путём естественного отбора. Утверждение в биологии дарвинизма способствовало разработке ряда новых направлений: эволюционной сравнительной анатомии (К. Гегенбаур), эволюционной эмбриологии (А. О. Ковалевский, И. И. Мечников), эволюционной палеонтологии (В. О. Ковалев-ский).

Большие успехи, достигнутые в 70--80-х гг. 19 в. в изучении сложных процессов клеточного деления (Э. Страсбургер, 1875; В. Флемминг, 1882, и др.), созревания половых клеток и оплодотворения (О. Гертвиг, 1875 и позже; Г. Фоль, 1877; Э. ван Бенеден, 1884; Т. Бовери, 1887, 1888) и связанных с ними законо-мерностей распределения хромосом в митозе и мейозе, породили множество теорий, искавших в ядре половых клеток носителей наследственности (Ф. Гальтон, 1875; К. Негели, 1884; Э. Страсбургер, 1884; А. Вейсман, 1885--1892; X. Де Фриз, 1889).

Австрийский натуралист Грегор Мендель в 1868 г. открыл закономерности наследственных признаков. Однако они остались незамеченными вплоть до 1900, когда они были подтверждены и легли в основу генетики Биологический энциклопедический словарь. / гл. ред. М. С. Гиляров. - М, 1989. - с. 66. .

Таким образом, в XVII - XIX вв. в области естествознания была создана и развита наука биология - как совокупность наук о живой природе.

1.2 Развитие эволюционных идей

Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы, существующие в настоящее время.

Идея о том, что организмы развиваются в течение поколений, интересовала многих натуралистов. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей.

Первую систематизацию материала о растениях и животных произвёл знаменитый шведский ученый Карл Линней в 1735 г. На основе одного-двух признаков (преимущественно морфологических) он классифицировал растения и животных на виды, роды, классы. За единицу классификации им был принят вид.

Вклад К. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около 1 200 родов и более 8 000 видов растений; реформировал ботанический язык и установил до 1 000 терминов, многие из которых ввел впервые Давиташвили Л. Ш. Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе. - М., 1956. - с. 234. .

Труды К. Линнея помогли его последователям осуществить систематизацию разрозненного фактического материала и усовершенствовать ее.

В начале XVIII в. французский ученый Жано-Батисто Ламарк создал первую эволюционную теорию, которую изложил в труде “Философия зоологии” (1809 г.). По Ламарку, одни организмы произошли от других в процессе длительной эволюции, постепенно изменяясь и совершенствуясь под воздействием внешней среды. Изменения закреплялись и передавались по наследству, что и явилось тем основным фактором, который обусловил эволюцию.

Ж.-Б. Ламарк впервые изложил идеи эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ж.-Б. Ламарком, оказались недостаточными для полного их принятия, поскольку не были даны ответы на вопросы: чем объяснить большое разнообразие видов в природе; с чем связано совершенствование организации живых существ; как объяснить приспособленность организмов к условиям внешней среды Завадский К. М. История эволюционных учений в биологии. - М. 1966. - с. 67. ?

В России XVIII в. примечателен появлением новых научных идей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, философ-материалист А. Н. Радищев, академик К. Ф. Вольф и другие видные ученые высказывали представления об эволюционном развитии и изменяемости природы.

М. В. Ломоносов утверждал, что изменения ландшафта Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее населяющие.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.