Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Роль генома в формировании нейронных структур
аспознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмоциональной интонации речи; при выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию, т.е. эмоционально отрицательной. Поражение правого полушария делает ситуацию понятной, простой и вызывает преобладание положительных эмоций. При поражении больной плохо понимает юмор. При левостороннем поражении чувство юмора почти не нарушено.Важное значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает эмоциональное расстройство.Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.
Функции эмоций
Выделяют несколько функций эмоций:Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обобщение всех видов деятельности организма заключается в определении локализации вредного воздействия. Например, поведение человека, получившего травму конечности: ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевое ощущение. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, а также через восприятие произведений искусств. Т.е. эмоциональный опыт человека шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлетворению потребности. Потребность - это та же нужда, которую время от времени испытывает организм, и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает к овладению предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, появление потребности - причина любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.2) Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный рефлекс на пищу, которая будет являться подкреплением для выработки рефлекса. Реальным подкреплением при выработке пищевого рефлекса является награда. Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.3) Переключательная функция обеспечивает способность переключаться с одних действий на другие. Особенно ярко она обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. В экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Оно переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и личностных установок.4) Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются языком человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.Известно, что существуют полярные эмоции (радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение). В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о намерениях или состоянии индивида и, таким образом, повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде.5) Побуждающая функция. Для возникновения побуждающей эмоции необходимы цель или стимул.Основные эмоции.интерес;радость;удивление;горе;страдание - результат продолжительного сверхсильного неблагоприятного воздействия;гнев - в эволюции имел важное значение для выживания, т.к дает возможность мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к самообороне;отвращение, совместно с гневом порождают агрессию;презрение;страх - очень сильная эмоция, которая замедляет у большинства восприятие, мышление и поведение;стыд;застенчивость;вина.
Физиологическое значение эмоций
Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека и животных. Они могут изменять состояние всего организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды: человек теряет аппетит, появляется бессонница, нарушаются ритмы сна и бодрствования, часто плачет, становится раздражительным. Положительные эмоции - сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности. Например, выполнением производственных заданий, отлично на экзамене. Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного положительного эффекта. Человек успешно справляется трудностями, может выполнить работу, которая кажется невероятной. Этому способствуют большие скрытые функциональные возможности нашего организма. Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания ребенка. Информация усваивается лучше на уроках если она подается эмоционально, ярко, в доброжелательном тоне на фоне психологического комфорта и в обстановке взаимного интереса. Именно поэтому рекомендуется при объяснении нового материала использовать наглядные пособия, которые способны вызывать у детей ориентировочную реакцию на новизну. Эта реакция есть ни что иное как познавательная гностическая эмоция, концентрирующая внимание и память.
Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе
Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, удовлетворения или неудовлетворения и т.д. Эти низшие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Этот период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов, а, следовательно, и низким уровнем развития психики. В возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить. Они возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе этих низших реакций у детей начинают формироваться высшие эмоции. По мере созревания высшей нервной структуры, коры, происходит совершенствование психических процессов ребенка. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисование, лепка, особенно велика роль общения со взрослыми.Возраст с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным но нестойким проявлением эмоций. Дети легко эмоционально раздражимы, т.е. быстро подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно формируется эта сфера к 20-22 (25) годам, когда завершается и формирование высших корковых отделов ЦНС.Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью моделирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система.Лимбическая система - это комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма.В 1937 г. Папец предположил наличие анатомического эмоционального кольца. В него входили гиппокамп - свод - мамиллярные тела - переднее ядро таламуса - поясная извилина - гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на 3 потока: - движения, - мысли, - чувства.Поток чувств циркулирует по анатомическому эмоциональному кольцу, создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний.Круг Папеца лег в основу лимбической системы. В настоящее время к лимбической системе кроме кольца Папеца относят некоторые ядра гипоталамуса, миндалину, обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. В совокупности, эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико-ретикулярную систему.Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Существует мнение, что передняя лобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур: миндалину, гиппокамп, часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, так же проходят через эти структуры.Различные отделы лимбической системы по-разному ответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса (миндалины) и поясной извилины.Лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта. Считается, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Они наследственно закреплены в лимбической системе.Ретикулярная формация ствола мозга играет важную роль в обеспечении эмоций. Известно, что волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Большинство этих нейронов считаются неспецифическими, т.е. в отличии от нейронов первичных сенсорных зон (зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей), нейроны ретикулярной формации могут отвечать на многие виды стимулов. Они передают сигналы от всех органов чувств к структурам лимбической системы и коре.Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Например, особый отдел ретикулярной формации, голубое пятно имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры, идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция широко распространяется по всем структурам мозга. По некоторым данным недостаток норадреналина в мозгу приводит к депрессии. При использовании электрошоковой терапии, в большинстве случаев устраняющей депрессию, у пациента отмечается рост концентрации норадреналина в мозге.Результаты исследования мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что он обеднен норадреналином и серотонином. Возможно, что норадреналин играет роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Во всяком случае, дефицит норадреналина проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адреналина связывается с депрессиями тревоги.Другой отдел ретикулярной формации - черная субстанция - представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор дофамин, способствующий возникновению приятных ощущений. Считается, что он участвует в возникновении особого психического состояния - эйфории.Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса, лимбической системы и ретикулярной формации. Ранения людей в области лобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются резкие изменения настроения от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки, выражающаяся в неспособности строить планы. Иногда изменение психики напоминает депрессию. Больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональную заторможенность и т.д. Иногда же изменения сходны с психоаналитическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, проявляется несдерживаемость в поведении и речи.Межполушарная асимметрия и эмоции. Считается, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария вносят разный вклад. Более эмоциональным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля при оценке выражения лица, а также левого уха (правое полушарие) - при оценке эмоционального тона голоса и др. звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено более интенсивное выражение эмоций на левой половине лица. Существует мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные эмоции, а правая - положительные. По некоторым данным эти различия проявляются у младенцев, в частности, в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького. Из клиники известно, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее и при этом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике.При левосторонних поражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражением правого полушария более свойственно состояние благодушия, веселости, безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроение и выявить эмоциональные компоненты речи других людей.Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смех связан с правосторонними поражениями, а патологический плач - с левосторонними.Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. При этом знак эмоций не имеет значения. Однако когнитивная оценка значимости эмоциональных слов оказывается у таких больных адекватной, т.е. у них страдает только восприятие эмоций.Право - и левосторонние поражения по-разному влияют и на временные аспекты эмоциональных явлений: с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого - долговременные эмоциональные переживания. По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое - отрицательных.Депрессивные переживания, возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результат растормаживания правого, а эйфория, сопровождающая поражение правого полушария, как результат растормаживания левого.Существует мнение, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению множества сигналов в глобальный образ играет решающую роль в выработке и стимулировании эмоционального переживания. В то же время преимущество левого полушария в анализе отдельных упорядоченных во времени и четко определенных деталей используется для видоизменения и ослабления эмоциональных реакций. Таким образом, когнитивные и эмоциональные функции обоих полушарий тесно связаны и в когнитивной сфере и в регуляции эмоций.По другим представлениям каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным "видением" мира. При этом правое рассматривается как источник бессознательной мотивации, в отличие от левого воспринимает окружающий мир в неприятном угрожающем свете, но именно левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне.Таким образом, корковая регуляция эмоций осуществляется в норме при взаимодействии полушарий.
Страницы:
1
,
2
, 3
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.