информацию о счастливом, долголетнем супружестве, знакомит со счастливыми юбилярами. Венгерское телевидение с 70-х гг. посвящает специальную программу людям в преклонном возрасте "Для пенсионеров". В этой программе даются юридические, медицинские советы, ответы на письма телезрителей, популяризируется интересная литература. Английская компания Би-Би-Си передаёт цикл передач на темы, связанные с переходом на пенсию. Радио и телевидение ФРГ также ведут подобные передачи, в том числе телевизионную для старых людей "Помните ли Вы?". На страницах чешских женских журналов помещают поздравления по случаю дня рождения в 70 и 80 лет, пишут об их жизни, семейном положении, помещают их фотографии.
Первая программа шведского радио подготовила цикл из трёх передач, посвящённый проблемам старости и старения, названный "Дедушка и бабушка 1996 года". В цикл входят интервью, проведённые с людьми, выходящими в ближайшее время на пенсию, которые рассказывают о своих планах на будущее. Значительная часть передач посвящена проблемам будущего, когда люди, видимо, будут трудиться не больше 20--25 лет.
Другим примером является специализированный французский журнал "Геронтология", издаваемый профессором пропагандирующий различные формы помощи людям третьего возраста или более популярный журнал "Наше время". В нём публикуется информация о центрах, организующих занятия, семинары и отдых для людей, собирающихся на пенсию, а также для самих пенсионеров.
Установление частоты, соотношения, а также сферы распространения этих двух типов материалов -- для старых людей и о старых людях -- требует количественного и качественного анализа содержания журналов, радио- и телепередач, как центральных, так и местных. Таким исследованием можно также охватить опубликованные сборники различных советов. Такой анализ является основанием для оценки сегодняшнего состояния популяризации упомянутой тематики средствами массовой информации. Такие исследования позволяют оценивать правильность так называемой воспитательной профилактики, реализующей задачи подготовки к старости и несущей помощь стареющим и старым людям.
Как и в каком объёме старые люди пользуются средствами массовой информации, какое из этих средств и в зависимости от каких факторов выбирают, какие материалы и формы подачи предпочитают -- на эти вопросы можно ответить, проводя целенаправленные обследования потребителей информации, принимая во внимание прежде всего эту возрастную категорию. Другим источником являются исследования, касающиеся способа проведения старыми людьми своего свободного времени.
Исследования по вопросам о влиянии прессы, радио и телевидения в Польше в 1967 г. (позднее такие исследования не проводились) показали, что 93% пожилых людей (55 лет и старше) являются радиослушателями, 65,4% -- телезрителями. Причастность к этим источникам информации снижается по мере старения. Кроме того, ограниченное использование их характеризует людей с низким уровнем образования, не работающих профессионально, проживающих в деревне и в небольших посёлках. Исследование роли радио и телевидения в повседневной жизни показывает, что людям в предпенсионном и пенсионном возрасте больше, чем более молодым людям, нравится слушать радио и смотреть телепередачи, а слушание радио каждый третий человек оценивает как одно из самых приятных занятий. Сходные тенденции выявили исследования С. Яловецкого, касающиеся 70-х гг. Иерархия культурной активности исследованных пенсионеров и людей перед выходом на пенсию позволяет составить следующий ряд: 92% слушают радио, 88% смотрят телепередачи, 76% читают ежедневную прессу, 48% читают книги, 32% -- журналы.
Количественный аспект участия в средствах массовой информации является важным для педагога, социального работника и деятелей, занимающихся проблематикой старых людей. Так, широкое пользование радио, телевидением, а также прессой предполагает их доступность в рамках социального и культурного минимума. Так, например, исследования домашних хозяйств пенсионеров, проведённые Главным управлением статистики в 1971 г., выявили большое количество радиоприёмников, приходящихся на 100 хозяйств, однако исследования силезских рабочих, подтверждая количественные показатели, выявили, что радиоприёмники и телевизоры, которыми располагают старые люди, отличаются большой степенью изношенности и низкими техническими показателями, что затрудняет хорошее восприятие передаваемых материалов, ограничивает их художественную ценность.
Не менее существенными являются способы использования средств массовой информации. Мы не располагаем исследованиями, которые позволили бы определить сферу и предпочтительность того или иного способа чтения газет, слушания радио, просмотра телепередач. Располагают ли старые люди собственной аппаратурой, если проживают совместно со взрослыми детьми? Могут ли они смотреть свои любимые телепередачи или им навязывается просмотр того, что интересует других членов семьи? Как чаще и охотнее читают, слушают и просматривают старые люди -- в одиночестве, в кругу семьи или со знакомыми и друзьями в клубе? Как широко культивируются такие традиции, как, например, чтение вслух дома, совместное обсуждение прочитанного, сбор журналов, газетных вырезок и т. п.? Наблюдения, дискуссии, проводившиеся в клубах пожилых людей, а также фрагментарные исследования свидетельствуют о том, что старые люди читают, слушают радио и смотрят телевизионные программы как в одиночестве, так и в семье и в целенаправленно собранной группе.
В действующих в Польше клубах пожилых людей посетители охотно просматривают и читают разложенные журналы, а интересующие их номера берут на дом для детального изучения. Они охотно просматривают телепередачи, обмениваются мнениями по ходу передачи и выражают своё отношение к программе.
Некоторые люди выписывают журналы, а после прочтения либо отдают друзьям и знакомым для прочтения, либо комплектуют ежегодные подшивки. Среди пенсионеров распространён также обычай делать вырезки и комплектовать материалы, печатающиеся с продолжением. Эти произведения позднее перечитываются и передаются другим. Проявляется также обычай делать вырезки информации, существенной для читателя (объявления, правовые документы, некрологи и т. п.). Более активное и более выборочное использование средства массовой информации связано с уровнем образования и наличием какого-либо хобби или постоянных интересов: например, люди, заинтересованные умственными развлечениями, читают журналы, ища в них ребусы, шарады, кроссворды и т. п., а "при случае" просматривают и остальное содержание.
Использование указаний, советов, правил, рекомендаций по проведению свободного времени, проявление при желании той или иной активности (например, участие в конкурсе, дискуссии, ведение дневника, подготовка к телетурниру) расширяют воздействие средств массовой информации на старых
людей и характер контактов с ними помимо простого слушания, просмотра или чтения. Избранное средство информации становится источником инициативы и вдохновения, обогащая и продляя контакт с потребителем информации.
Пожилые люди подчёркивают познавательные и информационные ценности средств массовой информации. Они оценивают также их функцию советчика, причём большие шансы скорейшего принятия и использования советов имеют образцы культуры, которые относятся к практической сфере, бытовым условиям, нежели те, которые касаются области межчеловеческих отношений.' В то же время формы советов и рекомендаций, адресованные специальным группам потребителей, вызывали, несомненно, больший интерес, чем адресованные всем.
Функция средств массовой информации как советчиков способствует возникновению активного начала, стимулирует творчество, реализуемое в повседневной жизни, необычайно важное с точки зрения психогигиены, компенсирует отсутствие стойких интересов и культурных образцов, ограничивает чувство скуки, бесполезности свободного времени, облегчает одиночество, помогая устанавливать контакты с людьми, имеющими сходные интересы.
Активность, вызываемая использованием средств массовой информации, принимает различные формы. Просмотр, например, телевизионного сериала, может склонить пойти в кино, к прочтению повести или статьи в журнале, к посещению местного музея и т. п.
Культурно-просветительские и социальные работники должны активно пропагандировать использование средств массовой информации, побуждая к установлению контактов с журналами, к участию в конкурсе, общественной работе. Их задачей является также облегчение подбора содержания, помощь в формировании интересов, в возвращении к давним "друзьям" -- любимым авторам и книгам.
Они должны видеть в средствах массовой информации союзника, предоставляющего темы к беседам, дискуссиям и размышлениям, учить, если это требуется, поддержанию контактов при их посредничестве с текущей жизнью и её актуальными проблемами, противодействуя чувству пустоты и изоляции.
Поэтому очень важным является возврат к традиционным формам контактов, таким, как чтение вслух, комментирование, беседы и дискуссии на темы просмотренных фильмов или прослушанных радиопередач, побуждение к действиям и поступкам, пропагандируемым через средства массовой информации, а затем заинтересованность их результатами. Редакторы, создатели отдельных программ и лица, их представляющие, могут сыграть здесь немалую роль в "оживлении" тех кругов общественности, где отсутствуют учреждения для пожилых людей и оборудование, позволяющее использовать свободное время.
3.3 Межпоколенные контакты
Наиболее тесные контакты между поколениями устанавливаются в случае совместного проживания. На рубеже 1966 и 1967 гг. 67% людей пожилого возраста (65 лет и старше), имеющих детей, проживало вместе с ними. Это очень высокий показатель. Для сравнения: в Великобритании он составлял 42%, в США -- 28%, в Дании -- только 20%. Такой высокий показатель в Польше в большой мере объясняется тем, что вместе с детьми проживало 76% пожилых крестьян. Если не считать крестьянские семьи, то этот процент будет ниже, но всё равно высоким -- 57%. Вместе с детьми живут работники физического труда чаще, чем интеллигенты, хотя разница незначительная. Совместное проживание родителей-крестьян с детьми связано с традиционным семейным крестьянским хозяйством, в городе же обусловливается главным образом нехваткой жилья. Другой основной причиной совместного проживания является переезд матери (реже отца) к детям либо для оказания помощи в ведении домашнего хозяйства и уходе за внуками, либо в связи с необходимостью быть под опекой детей и даже на их иждивении. Отдельным домашним хозяйством среди людей пожилого возраста живёт 4% тяжелобольных и 6% не имеющих возможности самостоятельно выходить из дома.
При совместном проживании старых родителей с детьми возможны два варианта: либо родители предоставляют свою квартиру детям, либо дети принимают в своё жилище родителей. Большинство (60%) опрошенных пожилых мужчин считают себя главой общей со взрослыми детьми семьи (относительно чаще этот ответ встречался в сельской местности, чем в городе). Не всегда в семье достигается согласие по этому поводу, хотя женщины редко приписывают себе роль главы. Большой разрыв в опросе о главенстве в семье между мужчинами и женщинами может объясняться прежде всего тем, что речь идёт о мужчинах в основном женатых, а о женщинах одиноких. Пожилые супруги, пока они оба живы, имеют более выраженную тенденцию сохранить свою привычную позицию и автономию, доминирующее положение в домашнем хозяйстве. Кроме того, одинокие чаще имеют общее с детьми домашнее хозяйство. Вот как выглядит статистика: вместе с детьми жило 45% состоящих в браке родителей и 70% одиноких (в деревне 83%). Пожилые супружеские пары, как правило, приписывают себе доминирующее положение в общем домашнем хозяйстве, особенно в случаях, когда муж ещё работает и руководит хозяйством. Одинокие мужчины реже называют себя главой общего хозяйства. Среди пожилых одиноких людей вместе с детьми проживало больше женщин, чем мужчин, больше неработающих, чем работающих, больше тех, кто имеет ограниченные возможности вести самостоятельное существование, чем людей физически здоровых и экономически обеспеченных. Все вышеприведённые данные позволяют сделать вывод: в пожилом возрасте независимость легче сохранить супружеским парам, чем людям одиноким.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9