Рефераты. Тип кольчатые черви

p align="left">Пиявки

По общему типу строения пиявки во многом сходны с другими кольчецами, но у них нет щетинок, и поэтому их выделяют в особый класс. С отсутствием у них щетинок связан и иной способ передвижения, а ряд других признаков, отличающих их от полихет и олигохет, зависит от того, что большинство пиявок ведет полупаразитический образ жизни, присасываясь к телу других животных и питаясь их кровью. Самый заметный признак пиявок -- это присоски по обоим концам тела; в центре передней присоски находится рот, а задняя служит только для прикрепления.

Пиявки живут в прудах, болотах, речных заводях и старицах с вязким илистым дном. Известная медицинская пиявка в природных условиях встречается у нас только в более южных областях: на Украине, на Кавказе, в Средней Азии.

У нее рот вооружен тремя очень сильно зазубренными пластинками -- "челюстями", которыми взрослая пиявка может прокалывать кожу крупных животных и человека и высасывать кровь, поэтому медицинскую пиявку с давних времен применяют при лечении некоторых болезней для отсасывания крови (особенно при кровоизлияниях в мозг, при закупорке вен, при инфарктах миокарда).

В центральных и северных районах нашей страны медицинская пиявка не водится, но часто встречается похожая на нее и такая же крупная ложноконская пиявка, у которой челюсти не могут прокалывать кожу крупных животных и которая нападает на различных мелких обитателей воды: червей, улиток, личинок насекомых, а также и на рыб. Встречаются у нас и более мелкие виды пиявок, например красноватая или желто-серая нефелида. Этих пиявок можно безбоязненно взять с собой в банку для наблюдений. Банку следует либо накрыть стеклом, либо завязать сверху марлей или бумагой, так как иначе пиявки могут уползти.

Кормом для крупных пиявок могут служить дождевые черви, а для нефелид -- мелкие червяки, личинки и даже кусочки белого хлеба.

Наблюдая в банке с водой живую пиявку, можно видеть ее "шагающие" движения, когда она сначала вытягивается вперед, затем прикрепляется к подводному предмету передней присоской, потом освобождает заднюю присоску и переносит ее к переднему концу тела. Пиявка может также медленно плавать, делая волнообразные движения всем своим телом благодаря хорошо развитой мускулатуре: у пиявок, кроме продольных и кольцевых мышц, есть еще косые мышцы и мышцы, идущие от спинной стороны к брюшной (когда они сокращаются, тело пиявки становится плоским; в таком виде ей удобнее плавать).

Однако, несмотря на сильное развитие мускулатуры и видимые усилия, пиявка передвигается очень медленно. Это особенно заметно при сравнении ее с рыбкой или хотя бы жуком-плавунцом, у которых мускулатура связана с твердыми и подвижными скелетными частями -- с позвоночником у рыбы и с наружным хитиновым покровом у плавунца.

2. Методические рекомендаци при изучении темы: "Тип кольчатые черви"

На примере кольчатых червей школьники знакомятся с более сложноорганизованными многоклеточными животными, имеющими системы органов (пищеварения, кровообращения, выделения, нервную систему), расширяются их понятия о процессах жизнедеятельности, целостности животного организма, его взаимосвязи со средой обитания.

При изучении темы школьники получают новые знания о многообразии животного мира. На примере дождевого червя они знакомятся с чертами приспособленности животных к жизни в почве, с особенностями строения нереиды, связанными с жизнью на дне моря.

Содержание темы позволяет учителю расширить знания учащихся о прикладном значении зоологии, обогащает их представление о значении животных в природе (роль дождевых червей в почвообразовательном процессе и развитии растительности на Земле, значение морских кольчатых червей как кормовой базы для рыб). На примере морских кольчатых червей учащиеся знакомятся с одним из важных мероприятий по охране природы -- с акклиматизацией животных. Рассказ об успешной акклиматизации азовских нереид в Каспийском море дает им представление об активном влиянии человека на природу, о рациональном использовании им богатств животного мира.

Класс Малощетинковые. Образ жизни и внешнее строение дождевого червя. Методические рекомендации

В начале урока учащиеся повторяют материал о плоских червях, в частности вспоминают особенности строения белой планарии из класса ресничных червей как свободноживущей формы. Эти знания нужно использовать при изучении типа кольчатых червей.

Учитель знакомит школьников с основными представителями этого типа (дождевой червь, нереида, пескожил), показывая их на таблице, и разъясняет, что название типа связано с наличием на теле его представителей характерных кольцевидных перетяжек.

Затем учитель дает краткую характеристику типа, в которой отмечает широкое распространение кольчатых червей на Земле, многообразие видов, заселение ими водной среды и почвы. Для активизации интереса школьников учитель предлагает им ответить на вопросы: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы? Почему после обильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы? На эти вопросы школьники обычно дают неполные, поверхностные ответы, а главные причины выделить не могут. Поэтому учитель предлагает вспомнить материал из курсов природоведения и ботаники о почве как среде обитания дождевых червей. Для этого он ставит вопросы: что такое почва? Каков ее состав? Какие организмы ее населяют? Ответы учащихся дают возможность учителю сделать вывод, что почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Затем в беседе следует выяснить, что дождевые черви живут скрытно во влажных, богатых перегноем почвах, ведут подвижный образ жизни, в теплое время года держатся у поверхности, зимой -- на глубине до 2 м в норках. После этого можно предложить учащимся ответить на вопрос: каковы особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве?

Для решения этого вопроса учитель организует лабораторную работу с использованием живых дождевых червей. Работа выполняется по инструкции, которую школьники получают вместе с животными и оборудованием (пинцетом и лупой).

Лабораторная работа Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.

Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.

Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец-- это поясок, отметьте его на рисунке.

Найдите более тупой задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,-- это заднепроходное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.

Нарисуйте плоскую брюшную и выпуклую спинную сторону червя. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?

Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она --сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

Прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя. Как реагирует червь на эти прикосновения?

В конце самостоятельной работы ответьте на вопросы: каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

После выполнения лабораторной работы учитель проверяет ее результаты (четкость рисунка и ответы на поставленные вопросы).

Затем на примере покровной ткани учитель раскрывает понятие "ткань". Он обращает внимание учащихся на таблицу, предлагает им рассмотреть характер расположения и форму клеток кожи и установить их функциональное значение. На основании ответов школьников, уточнив их и обобщив, учитель дает определение понятия "ткань" (группа сходных по строению клеток, выполняющих одинаковую функцию в организме). Это определение школьники записывают в тетради.

При изучении мускулатуры червя (продольные, кольцевые мышцы) учитель сообщает, что она состоит из мышечной ткани, способной сокращаться и содействовать передвижению животного.

В заключение учитель обобщает сведения о коже и мышцах, отмечая, что эти ткани тесно соприкасаются друг с другом, образуя кожно-мускульный мешок, который в жизни дождевого, червя имеет важное значение: выполняет большую роль в активном передвижении, образует полость тела, где располагаются системы внутренних органов.

Внутреннее строение дождевого червя. Методические рекомендации.

Содержание урока насыщено информацией, учителю нужно будет раскрыть ряд новых терминов, понятий (орган, системы органов и др.), поэтому нецелесообразно выделять специальное время на проверку знаний: ее следует проводить в процессе изучения нового материала.

Изучение нового материала начинается с рассказа учителя о кожно-мускулыюм мешке, который окружает полость тела червя, выстланную особым, средним слоем клеток. Полость тела можно показать на рисунке 32 учебника. Важно подчеркнуть, что она поделена поперечными перегородками на камеры, число которых соответствует числу члеников тела. Далее рассматривают органы, расположенные в этой полости. Предварительно следует предложить школьникам ответить на вопросы: какие внутренние органы имеет белая планария? Аскарида? Что такое орган?

Затем учащиеся изучают пищеварительную систему дождевого червя в сравнении с таковой белой планарии. Важно обратить внимание школьников на то, что органы пищеварения в организме дождевого червя расположены в определенной последовательности, связаны между собой, образуя в целом систему. Нужно дать определение понятия "система органов" (группа взаимосвязанных, сходных органов, выполняющих определенные функции).

Дальнейшее развитие понятия "система органов" осуществляется при изучении системы органов кровообращения. В связи с тем что учащиеся впервые встречаются с этой системой, важно подробно рассказать об ее основных органах (спинной, брюшной и кольцевые сосуды, "сердца", капилляры), указать на ее замкнутый характер и одновременпо раскрыть ее функциональное значение в жизни организма (перенос питательных веществ от кишечника к органам тела, перенос кислорода от поверхности кожи к органам тела, перенос углекислого газа от органов тела к поверхности кожи, жидких вредных веществ от органов тела к органам выделения). Целесообразно анализ кровеносной системы сопровождать схематической зарисовкой ее на доске.

При рассмотрении дыхания дождевого червя учитель сообщает, что он дышит так же, как и белая планария,-- всей поверхностью кожи. Поэтому после дождя, когда в почве скапливается вода, которая вытесняет воздух, черви выползают на поверхность для дыхания. На основании этих фактов учитель разъясняет название червей.

Органы выделения нужно показать на таблице и отметить особенности их строения по сравнению с белой планарией.

Нервная система изучается в беседе, в процессе которой целесообразно вспомнить сначала особенности строения и функциональное значение нервной системы белой планарии, а затем путем сравнения установить особенности этой системы дождевого червя (брюшная нервная цепочка, хорошо развитое окологлоточное нервное кольцо, надглоточный узел, выполняющий роль головного мозга). Далее необходимо предложить школьникам вспомнить, что лежит в основе нервной деятельности,-- что такое рефлекс.

Затем важно отметить, что системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибает, так как в каждой половине сохраняются почти все жизненно важные органы. На основании этого учащиеся делают вывод, что дождевой червь, так же как белая планария, способен к регенерации, имеющей защитное значение.

Материал о размножении дождевого червя и его роли в почвообразовании рекомендуется учащимся самостоятельно изучить дома с составлением плана рассказа.

3. Рабочие карты по теме: "Кольчатые черви"

Задание 1. Рассмотрите схему пищеварительной системы дождевого червя. Зарисуйте ее в тетрадь и подпишите органы, обозначив их цифрами1-6. Какие функции выполняют эти органы?

Задание 2. Рассмотрите в учебнике схемы строения кровеносной и нервной систем дождевого червя и напишите, какие органы их образуют.

Задание 3. Впишите в текст пропущенные термины.

Изменения длины тела червя происходят благодаря работе ____ и _______мышц. При сокращении ___________ мышц тело червя продвигается _________. При сокращении ____________ мышц задняя часть подтягивается к передней.

Задание 4. Как происходит выделение продуктов жизнедеятельности из организма дождевого червя? Зарисуйте один сегмент с органом выделения.

Задание 5. Как осуществляется размножение дождевого червя? Выпишите ключевые термины.

Задание 6. Перечислите 2-3 признака, подтверждающих, что кольчатые черви эволюционно более прогрессивные, чем плоские и круглые черви.

Задание 7. Впишите в текст пропущенные слова.

В _____________ кольчатых червей выделяют два основных класса _________ и _________ . Нереиды и серпулиды живут в __________ и имеют по бокам тела ______________. У дождевых червей на каждом членике есть мелкие __________ . Роль кольчатых червей заключается в том, что они ____________ .

Задание 8. Вместо точек подберите соответствующие слова.

1. Тело планарии снаружи покрыто ... .

2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ... .

3. Тело ленточных червей состоит из большого числа ... .

4. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием, а заканчивается ... .

5. Дыхание у паразитических червей происходит через ... .

6. Сперматозоиды червей развиваются в ... .

7. Яйцеклетки развиваются в ... .

8. Организм, в котором происходит развитие личинок паразитических червей, называется ... .

9. Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению ... .

10. Нервная системы кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и ... .

Тип Кольчатые черви

1. Закончите фразы.

Тело кольчатых червей покрыто _____________________________________. Кожные железы выделяют __________________________________. Движение червя обеспечивается __________________________ слоями мышц. Полость тела заполнена _________________________.

По бокам каждого сегмента (членика) имеются ______________________________________, играющие роль __________________________. Кровеносная система ___________________ и образована ___________________________ и ____________________________ сосудами.

Эти сосуды соединены ___________________________________ сосудами. Органы выделения представлены _____________________, открывающимися в полость тела _________________.

2. Обозначьте внутренние органы дождевого червя на продольном срезе.

3. Выберите правильные утверждения.

1) В типе кольчатых червей выделяют 3 класса: многощетинковых, малощетинковых и пиявок.

2) Дождевые черви относятся к многощетинковым кольчецам.

3) Среди кольчатых червей наиболее древними считают многощетинковых.

4) Упрощение в строении организма не обязательно свидетельствует о его более раннем

возникновении в процессе эволюции.

5) Важнейшим эволюционным приобретением кольчецов является вторичная полость тела.

6) Нереиды относятся к малощетинковым кольчецам.

7) Тело кольчатых червей развивается из трех слоев клеток зародыша.

Литература

1. Герасимов В. П. Беспозвоночные, изучение их в школе. Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. М., Просвещение, 1978, с. 79--91.

2. Гриффин Д., Новик Эл. Живой организм. М., Мир, 1978.

3. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., Высшая школа, 1975, с. 230--265.

4. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., Просвещение, 1975, с. 198--200.

5. Жизнь животных. М., Просвещение, 1968, т. 1.

6. Яхонтов А. А. Зоология для учителя. М., Просвещение, 1968, т. 1. Иванцова Ф. А. Развитие понятий о нервной деятельности животных при изучении кольчатых червей.--Биология в школе, 1978, №5, с. 41.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.