Рефераты. Возникновение жизни на Земле

.М. Уголев, анализируя современное состояние проблемы происхождения жизни, указывает, что одна из ошибок, допускаемых структуралистами, заключается в том, что свойства структур, появляющихся на предбиологической стадии, они стремились приблизить к основным характеристикам жизни.

Дж. Кеосиан в своей работе «Кризис в проблеме происхождения жизни» отмечает, что «химическая эволюция нашла свой конец в самой себе. Во многих случаях она представляет собой надуманный или искусственный лабораторный синтез».

Таким образом, субстратные гипотезы, основанные на химической эволюции, оказались неспособными даже наметить правильный путь в решении проблемы происхождения жизни.

В последние годы выяснилось, что решение проблемы происхождения жизни связано не столько с решением вопроса возникновения материального субстрата жизни, сколько с решением вопроса возникновения упорядоченности структуры и процессов как во времени, так и в пространстве.

Н.П. Дубинин отмечает: «…центральными при анализе природы скачка от неживого к живому на Земле являются две проблемы. Первая - разъяснение тех путей, которые обеспечили возможность синтеза молекул ДНК в естественных условиях первобытной Земли. Вторая - анализ того, как белковые соединения стали обязательной средой для размножения молекул нуклеиновых кислот и приняли на себя (под управлением генетического кода ДНК) роль субъекта всех главных проявлений жизнедеятельности организмов».

В.И. Гольданский с соавторами показывают, что возникновение жизни, и как главного ее свойства самовоспроизведения, непосредственно связано с возникновением чистой среды, т.е. в «первобытном бульоне» в течение нескольких миллионов лет должно произойти нарушение зеркальной симметрии и формирование чистоты органической среды, в которой остались только левые аминокислоты и правые сахара, использованные затем в процессе формирования коротких цепочек блоков будущих ДНК и РНК и цепочек для будущих белков.

Познание механизма возникновения генетического кода и упорядоченной структуры ДНК или ДНК-подобных макромолекул признается многими исследователями решающим моментом, понимании того, как произошла жизнь.

Ф. Крик и Л. Оргел, не находя возможности представить механизм возникновения ДНК, вновь возвращаются к мысли о занесении на Землю примитивной формы жизни с других планет Вселенной. Однако, как неоднократно отмечалось в литературе, такой подход к решению вопроса только переносит проблему зарождения жизни на другую планету.

За последние двадцать-тридцать лет была накоплена вполне достаточная научная информация в различных областях знания, а формирование метода подхода к решению поставленной проблемы было начато значительно раньше.

Еще в 1931 г. В.И. Вернадским была опубликована статья «Об условиях появления жизни на Земле», в которой он научно обосновал, что вопрос о происхождении жизни на Земле сводится к вопросу о происхождении на ней биосферы: что жизнь вне биосферы не существует - есть нереальная абстракция; что морфологический состав живой природы в биосфере изначала должен был быть сложным и жизнь всегда исполняла одновременно разнородные биогеохимическке функции (газовая, кислородная, окислительная, восстановительная, кальциевая, концентрационная, функция сгорания органических соединений и др.), поэтому должен был одновременно появиться сложный комплекс живых форм, развернувшийся затем в современную живую природу; что живые организмы, обладая преимущественно свойством правого вращения плоскости поляризации света, могли создаться в такой дисимметричной правой среде, отличной от обычной среды биосферы. В.И. Вернадский считал, что жизнь при возникновении биосферы должна появиться не в виде одного какого-либо организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни, или она появилась с одной простейшей формы, которая затем так быстро раздробилась на формы, имеющие разные геохимические функции что этот период не оставил никаких следов в земной коре.

С сожалением приходится отметить, что эти фундаментальные положения не были использованы исследователями при разработке различных гипотез о происхождении жизни.

Подытоживая приведенный краткий обзор, можно сказать, что в настоящее время непрерывно расширяются исследования как в направлении создания целостной достоверной картины возникновения жизни, так и в направлении разработки отдельных конкретных механизмов, которые могли происходить на предбиологической стадии. Однако, несмотря на предпринимающиеся попытки, проблема происхождения жизни еще далека от своего разрешения и представляет пока большую сложность.

3. Человек и космос

Истинное место космоса в жизни человечества определяется не только политическими и экономическими понятиями, хотя, конечно, без них и не обойтись. Самое главное предназначение выхода человека в космическое пространство - сплочение людей в единую человеческую семью. Подобно тому как Геллеспонт объединял древних греков, служа восточной границей их расселения, точно так же черный круг космоса в иллюминаторе космического корабля служит символом единства нишей 1-земной цивилизации.

Связи и взаимодействия между новым политическим /мышлением и космонавтикой многообразны и динамичны.

Во-первых, космонавтика помогает осознать и усвоить тот непреложный факт, что Земля и окружающее ее близлежащее космическое пространство - это общий дом человечества.

Во-вторых, выход в космос символизирует достижение такого уровня развития науки и техники, на котором материальное изобилие из красивой сказки всех времен и народов становится вполне реальным.

В-третьих, раздвигая пространственные и связанные с ними временные пределы познания, выход в космос создает основы и для духовного изобилия современного человека, наполняя его смысл бесконечным содержанием познания окружающего мира.

В-четвертых, выход в космос означает качественный рубеж в совершенствовании самого человека, являющегося высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.

И, наконец, космические средства связи сближают континенты и народы, способствуют взаимообогащению культур, росту взаимопонимания, вытравливанию ложных стереотипов старого политического мышления.

На наш взгляд, непревзойденное до сих пор по глубине и целостности толкование космоса и человека в нем дано выдающимися отечественными учеными - представителями, по определению академика Н.Н. Моисеева, «умонастроения», «течения мысли», получившего в 'мировой науке определение «русского космизма». К этому течению относятся ученые с мировым именем - основоположник теоретической космонавтики К.Э. Циолковский (1857-1935), основоположник геохимии В.И. Вернадский (1863-1945), основоположник гелиобиологии А.Л. Чижевский (1897-1964) и мыслитель-энциклопедист Н.Ф. Федоров (1829-1903).

Космисты с самого начала исходили из чисто человеческих потребностей освоения космоса. Более того, в некотором смысле познание космоса считалось ими необходимым только лишь как средство познания человеком самого себя, «улучшения условий его самовыражения как личности». «Надо идти в космос, чтобы понять нашу Землю» - эти слова В.И. Вернадского являют собой главный исходный пункт космизма деленном этапе должен быть неизбежным следствием увеличения численности человечества. Экспансия в околосолнечное пространство, а затем и в дальний космос должна была, по мысли К.Э. Циолковского, открыты перед человеком «горы хлеба и бездну могущества».

У Н.Ф. Федорова космическое пространство служит местом расселения отцов и детей, т.е. практически всего человечества, победившего смерть и овладевшего методами «патрофикации», т.е. рукотворного воскрешения предшествовавших поколений. Осуществление такого проекта означало бы увеличение численности «всеобщего братства», как именовал Н.Ф. Федоров человечество. до 60-70 млрд. человек. Выход в космос представлялся Н.Ф. Федорову единственным средством спасения от перенаселения. К.Э. Циолковский считал при этом, что жизнь будет попеременно принимать лучистые и корпускулярные формы, образуя в пространстве-времени вереницу «великих космических эр и великий рост разума».

Идеи русских космистов о космическом предназначении человека находят подтверждение в практике космических полетов, в международном сотрудничестве ученых в освоении околоземного пространства и планет Солнечной системы.

И в более поздние исторические эпохи глубокое осмысление космоса неизменно вело к осмыслению гармонии между телом и душой. Не случайно, видимо, в одном из переводов с древнегреческого космос означает «лад», «порядок», «чин». Тема гармонии духа и тела привлекала и Вернадского, и Циолковского, и в особенности близких к ним в понимании задач научного познания представителей талантливой семьи Рерихов.

В представлениях космистов проникновение за пределы околоземного пространства объективно сопряжено с совершенствованием самого человека как нравственным, так и биологическим. Циолковский, например, исходил из того, что «высшие животные» (человек) очень несовершенны. Например, невелика продолжительность жизни, мал и плохо устроен мозг и т.д. «У людей, - писал великий русский ученый, - нет ни одного порядочного или безукоризненного органа». Проблему человека, понимаемую ныне зачастую исключительно как проблему «защиты человека» от негативных последствий научно-технического прогресса, К.Э. Циолковский понимал, на наш взгляд, глубже и реалистичнее - как проблему активного воздействия на человеческий организм, использования достижении научно-технического прогресса для совершенствования его природы. «Разве человек не имеет бездну физических, умственных и социальных недостатков, чтобы оставаться с тем, что имеет!» - восклицал он, предвосхищая наступление того времени, «когда человек, примется за преобразование своего тела».

Истины ради следует заметить, что ни сам Циолковский, ни другие космисты не собирались сразу же радикальным образом менять природу человека, относя эту задачу к весьма отдаленным «космическим эрам».

Спрашивая себя о том, каким должен быть человек космической эры, корифеи русского космизма задумывались над феноменом человека вообще, над его внутренней сутью как средства материи познать самое себя.

Одним из главных направлений совершенствования человека им представлялось увеличение продолжительности жизни. Н.Ф. Федоров считал это моральным императивом, движущим прогресс. К.Э. Циолковский полагал, что только человек, живущий сверхдолго, сможет отважиться на сверхдлительное пребывание в космосе.

Оригинальна и заслуживает отдельного рассмотрения точка зрения В.И. Вернадского. Но в принципе космисты были едины. Они считали познание тайн старения живых организмов (человека в первую очередь) и овладение механизмом воздействия на эти процессы возможным, желательным и даже необходимым с точки зрения прогресса человечества.

Своеобразную концепцию смысла бытия на основе осмысления космоса и места человека в нем выдвинул Николай Федорович Федоров - мыслитель, незаслуженно, на наш взгляд, забытый. Наряду с искусственным увеличением видовой продолжительности жизни людей он считал необходимым развивать науку и технику в направлении моделирования личности, создать для этого центры, которые изучали бы научно-технические приемы управления всеми молекулами и атомами внешнего мира, так чтобы рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е., сложить в тела отцов.

Список использованной литературы

1.
Войткевич Г. Возникновение и развитие жизни на Земле. - М., 1988.

2. Игнатов И. Проблема происхождения жизни. - М., 1962.

3. Низовский А., Непомнящий Н. 100 великих тайн. - М., 1999.

4. Рудник В., Соботович Э. Ранняя история Земли. - М., 1984

5. Савенков В. Новые представления о возникновении жизни на Земле. - К., 1991.

6. Соботович Э. Космохимическая модель происхождения Земли // Геологический журнал. - 1984. - Т. 44. - №2. - С. 112 - 123.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.