Рефераты. Вторая научная революция

p align="left">Атомизм Декарта

Декарт «математизировал» философию и другие науки (которые становятся приложениями универсальной математики, mathesis universalis), а с другой стороны, делает их как бы разновидностями расширенно понятой “философской механики”. Развитие математической логики, широчайшая математизация и естественно-научного, и гуманитарного, и особенно технического знания сделала более реалистичным идеал mathesis universalis, а внедрение искусственных (механических в своей основе) органов в человеческий организм придало куда больший смысл Декартовым метафорам, вроде той, что сердце - всего лишь насос, да и вообще утверждению Картезия о том, что человеческое тело - мудро созданнаяБОГОМАмашина. Идеал mathesis universalis (всеобщей математики) не был изобретением Декарта. Он заимствовал и термин, и саму тенденцию математизации у предшественников и, подобно эстафетной палочке, передал ее последователям, таким, как Ньютон и Лейбниц. Что же касается механицизма, то это - явление более новое, связанное с бурным развитием Механики в галилеевой и постгалилеевой Науке. Декарт совершил поистине революционные открытия в области физики, техники и геометрии. Если сейчас метод декартовых координат не производит на нас впечатления, поскольку стал неотделимой частью нашего научного наследия, то в то время он был событием огромной важности. «Греки, - утверждал Декарт, - не заметили идентичности алгебры и геометрии … иначе они не стали бы утруждать себя написанием стольких книг, в которых уже расположение их теорем показывает, что они не владели верным методом, с помощью которого решаются все теоремы». Это убеждение ясно выражено картезианцем Эразмом Бартолином, который в предисловии к «Геометрии» (1659 г.) написал: «Вначале было полезно и необходимо поддержать способности абстрактно мыслить; поэтому геометры прибегли к фигурам, арифметики - к цифрам. Но эти методы не достойны великих людей, которые претендуют на звание ученых. Единственным великим умом был Декарт». Декарт устраняет пустое пространство атомистов; по его мнению, мир полон вихрей из тонкой материи (эфира), допускающей передачу движения с одного места в другое. Основной принцип картезианской физики - это принцип сохранения, согласно которому количество движения остается постоянным, вопреки деградации энергии, или энтропии (силы хаоса). Второй - принцип инерции (свойство тела сохранять состояние равномерного, прямолинейного движения или покоя, когда действующие на него силы отсутствуют или взаимно уравновешены). Исключив из материи все разумные свойства, Декарт объясняет любое изменение направления только толчком со стороны других тел. Тело не остановится и не замедлит своего движения, если только его не остановит другое тело. Движение само по себе стремится сохранить направление, приобретенное в самом начале Итак, принцип сохранения и, как следствие, принцип инерции, по Декарту, являются основными законами, управляющими Вселенной. К ним добавляется еще один, согласно которому каждая вещь стремится двигаться по прямой. Первоначальное движение - прямолинейное, из него происходят все остальные. Это крайнее упрощение природы служит разуму, желающему с помощью теоретических моделей познать мир и господствовать в нем. Очевидна попытка унифицировать действительность, изначально многообразную и изменчивую, посредством легко управляемой механической модели. Декарт видит возможность унификации (приведение чего-либо к единой системе, форме и единообразию) на основе механических моделей с геометрическойИосновой. Вместо чисто абстрактных рациональных постулатов (как субстанциальные формы) ученый пользуется механическими моделями, понятными и очевидными, с конкретным содержанием. Эффективная конкретность, присущая механической модели, не является, однако, непосредственной: она - плод долгих и трудных действий разума, с помощью которых удается придать воображению очевидность формы. Воображение не действует по желанию именно потому, что модели конструируются исключительно на основе точных постулатов, разделенных разумом. Процессу унификации не подвержены реальности, традиционно относящиеся к другим наукам, - жизнь и живые организмы. Но и человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, регулирующих движение и отношения. Вразрез с теорией Аристотеля о душе из растительного и животного мира исключается всякое живое начало (растительное или чувственное). При всем том, что стиль рассуждения Декарта в этих частях еспецифического феномена духовной культуры,философии, математики, физики выглядит так, будто речь идет о самом мире, о его вещах и движениях, не станем забывать: «тело», «величина», «фигура», «движение» изначально берутся как “вещи интеллекта”, сконструированные человеческим умом, который осваивает простирающуюся перед ним бесконечную природу. Таким и предстает перед нами «мир Декарта» - мир конструкций человеческого ума, который, однако, не имеет ничего общего с миром далеких от жизни, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить особой жизнью, приумножая и преобразовывая его богатства.

Исаак Ньютон

Вторая научная революция завершилась творчеством одного из величайших ученых в истории человечества, которым был Исаак Ньютон(1643-1727) Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит создание дифференциального и интегрального исчисления, астрономические наблюдения. Ньютон проводил свои наблюдения с помощью собственноручно построенных зеркальных телескопов. Так же сделал огромный вклад в оптику. Но самым главным было продолжение дела Галилея по созданию классической механики. Ньютоном было сформулировано 3 основных закона движения, которые и легли в основу механики как науки. Первый закон-это принцип инерции. Впервые он был сформулирован еще Галилеем. Второй закон-приобретаемое телом ускорение, под действием какой то силы, прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела. И третий закон-закон механики Ньютона, это закон равенства действий противодействия. Этот закон гласит ,что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Данная система законов движения была дополнена законом всемирного тяготения. Пожалуй, не одно из всех ранее сделанных научных открытий не оказало такого громадного влияния на дальнейшее развитее естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все-малое и большое, земное и небесное. Этот закон явился основой создания небесной механики-науки, изучающей движение тел Солнечной системы. Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию характеризуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником. Воображение ученных захватывала простота той картины мира, которая складывалась на основе ньютоновской классической механики. В этой картине отбрасывалось все лишнее: не имели значения размеры небесных тел, их внутреннее состояние, идущие в них бурные процессы. Как пишет Х. Юкава «Ньютон многое отсек у реального мира, о котором размышляют физики…Конечно, Ньютон абстрагируется, но он оставляет самое существенное и создает единую картину мира. Ему принадлежит, построение солнечной системы. Это один из миров. В них он не успел разобраться, но Солнечная система прекрасно воссоздана в рамках его механики». В 1687г. Вышел в свет главный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии»,заложивший основы современной теоретической физики. Сложные перепитии в именах Аристотеля, Птолемея, Коперника, Декарта, поглощалась и заменялись гениальной ясностью Ньютона. Ньютон предложил ученому миру научно-исследовательскую программу, которая вскоре стала ведущей не только в Англии но и в Европе. Свою научную программу Ньютон назвал «экспериментальной философией»,подчеркивая решающее значение опыта, эксперимента в изучении природы. Ньютон подверг критике последователей Декарта с его гипотезой «вихрей».Упрек сводился к тому, что они не обращались в должной мере к опыту, конструировали «гипотезы», «обманчивые предположения» для объяснения природных явлений. «Гипотез не измышляю» - таков был девиз Ньютона. Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классическое естествознание заговорило языком математики. Новое естествознание сумело выделить количественные характеристики земных тел(форма, величина, масса, движение)и выразить их в математических закономерностях. Классическое естествознание «заговорило» языком математики. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала сферу ее применения «идеальными» небесными сферами, полагая, что описания земных явлений возможно только качественное, т.е нематематическое. Новое естествознание сумело выделить объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение)и выразить их в математических закономерностях. Новоевропейская наука нашла также мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. Классическое естествознание безжалостно разрушило античные представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесообразностью и пр. На смену им пришла скучная концепция бесконечной, без цели и смысла существующей Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов. Доминантной классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала механика. Сформировался также четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картинка природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно названной «ньютоновской». Ее итог: механистическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания. В общем русле этой революции наука развивалась практически до конца XIX в. Как современник хочу дополнить, что познавая и осознавая какой вклад был вложен в науку, автоматически хочется, что бы каждый знал хотя бы историю и великие открытия, которые совершали обычные люди в столь давние времена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепции современного естествознания. Самыгин. Г. Н.

2. Курс лекций. Хорошавина С.Г.

3. Основные концепции современного естествознания. Данилова В.С., Кожевникова Н.Н.

4. Философские основания физики. Карнап Р.А.

5. Строение и функции естественнонаучной теории. Баженов Л.Б.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.