Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Характеристика флоры школьного участка
есять ведущих семейств включают в себя 62% всего видового состава, что характерно для флор среднетаежной зоны и свидетельствует о бореальной природе флоры школьного участка. Спектр родов начинается с
Carex
(
7) и
Salix
(6 видов). Это обычно для флор бореальной природы. Одна треть семейств (вьюнковые -
Convolvulaceae
, синюховые -
Polemoniaceae
) и большое количество родов (частуха -
Alisma
, адокса - Adoxa) имеют только по одному виду, что свидетельствует о некоторой обедненности и миграционном характере бореальных флор (Толмачев, 1954).Особенности флоры и растительности Бореальной флористической области, куда входит изученная территория, определяет бореальная широтная группа видов (Мартыненко, 1989). К ней относится более 70% сосудистых растений. Бореальными видами являются лесообразующие породы (ель сибирская -
Picea
obovata
,
сосна лесная -
Pinus
sylvestris
), кустарники (смородина черная -
Ribes
nigrum
, шиповник майский - Rosa
majalis
) и травы (лисохвост луговой -
Alopecurus
pratensis
, горошек заборный -
Vicia
sepium
).Второе место по видовому разнообразию занимает полизональная группа (19%), включающая виды, распространенные широко в нескольких природных зонах (крестовник обыкновенный -
Senecio
vulgaris
, пастушья сумка -
Capsella
bursa
-
pastoris
). На территории школы ведется хозяйственная деятельность, вследствие этого наблюдается возрастание ценотической роли эвритопных полизональных видов. Южные широтные группы - неморальная (1 вид: манник складчатый -
Glyceria
notata
) и лесостепная - составляют около 7% видов. Лесостепная широтная группа включает виды, распространенные обычно в травянистых сообществах степной и лесостепной зон нашей страны, такие как мятлик узколистный (Poa angustifolia), астрагал датский (
Astragalus
danicus
) и другие.Очень маленькую группу (1.4%) образуют виды северных широтных групп, область распространения которых лежит в Арктике и Субарктике - арктоальпийская (мятлик альпийский -
Р
oa
alpina
) и гипоарктическая (ива филиколистная -
Salix
phylicifolia
и ожика многоцветковая -
Lusula
multiflora
). Больше половины среди долготных групп флоры школьного участка имеют евроазиатские ареалы (осина -
Populus
tremula
, герань луговая -
Geranium
pratense
), второе место (23.6%) по этому показателю занимает голарктическая (циркумполярная) группа (осока черная -
Carex
nigra
, фиалка полевая -
Viola
arvensis
). Значительную долю (15.4%) флоры составляют виды с европейскими ареалами, многие из которых играют существенную роль в сложении лесных (ольха серая -
Alnus
incana
, береза повислая -
Betula
pendula
) и луговых (овсяница гигантская -
Festuca
gigantea
, кострец безостый -
Bromopsis
inermis
) сообществ.Около 7% флоры относится к плюрирегиональной (почти космополиты) группе, включающей в основном полизональные сорные (вьюнок полевой -
Convolvulus
arvensis
, вероника полевая -
Veronica
arvensis
) растения, широко распространенные на земном шаре. Близость нашей республики к Сибири и исторические связи с сибирской флорой обусловили здесь некоторого количества азиатских (сибирских) видов (0.9%) - смородина щетинистая (
Ribes
hispidulum
) и шиповник иглистый (
Rosa
acicularis
). Возле школы на клумбе из года в год самосевом растет единственная представительница Америки - щирица запрокинутая (
Amaranthus
retroflexus
), занесенная когда-то с другими культурными семенами цветов.Больше половины видов растений произрастает в луговых (54.6%) сообществах, а одна треть - в сорно-рудеральных местообитаниях. Обращают внимание заброшенные участки поля и луга. Здесь активно разрастаются сорные растения - хвощ полевой (
Equisetum
arvense
), пырей ползучий (
Elytrigia
repens
), борщевик Сосновского (
Heracleum
sosnowskyi
), осот полевой (
Sonchus
arvensis
). В свое время над созданием борщевика Сосновского трудились десятки биологов, совместили лучшие признаки нескольких растений. Получили «идеальное растение» с большой биомассой и энергией семенного размножения, крайне неприхотливое.Сейчас это интродуцированное растение является проблемой XXI века. Он заполоняет все вокруг, вытесняя другие растения. Таким образом, неконтролируемое воздействие человека на природу может привести к пагубным последствиям (Орловская и др., 2006). Большое число рудеральных видов произрастает на унавоженных участках (крапива двудомная -
Urtica
dioica
, льнянка обыкновенная -
Linaria
vulgaris
, чертополох курчавый -
Carduus
crispus
). Более половины сорных растений относятся к адвентивным видам, занесенным из южных районов нашей страны (
Silene
noctiflora
,
Arabis
gerardii
).Лесной ценотип (10%) представлен в основном древесными растениями - лиственница сибирская (
Larix
sibirica
), рябина обыкновенная (
Sorbus
aucuparia
), ива козья (
Salix
caprea
) и другие. Наличие болотного (3.7%) и прибрежно-водного (1.4%) ценотипов обусловлено незначительной обводненностью в оврагах, где протекают родники.Выделение экологических групп видов растений производились на основе их отношения к фактору увлажнения (Поплавская, 1948; Горышкина, 1979). Большинство видов растений школьного участка относится к мезофитам (76.5%), произрастающим в условиях достаточного увлажнения (марь белая -
Chenopodium
album
, щавель кислый -
Rumex
acetosa
).Второе место по количеству видов занимают растения сухих местообитаний, способных переносить значительный недостаток влаги - ксеромезофиты (лапчатка средняя -
Potentilla
intermedia
, василек шероховатый -
Centaurea
scabiosa
)
.Группе гигрофитов принадлежат 10.4% видов растений (белозор болотный -
Parnassia
palustris
, подмаренник болотный -
Galium
palustre
), обитающие в избыточно увлажненных местообитаниях. По жизненным формам Раункиера во флоре школьного участка преобладают гемикриптофиты (60.5%), что характерно для лесной зоны, второе место - у терофитов (18.5%), представленные в основном видами растений на антропогенных нарушенных участках школы.В анализируемой флоре 90% видов составляют травы, из них 67.3% многолетние, среди которых преобладают корневищные (32.7%) и стержнекорневые (15%) растения. Это обеспечивает у первых их устойчивое закрепление на территории и хорошее распространение даже при ослабленном семенном возобновлении за счет интенсивного вегетативного размножения (бодяк щетинистый -
Cirsium
setosum
, мать-и-мачеха -
Tussilago
farfara
). Значительна доля одно-, двулетников (19.1%) - это в основном антропохорные виды (звездчатка средняя -
Stellaria
media
,
горец птичий -
Polygonum
aviculare
). Они принимают активное участие в открытых группировках и в зарастании нарушенных участков.Набор древесных жизненных форм на школьном участке небогат - 10%. Большую площадь занимают газоны и клумбы (91%), а древесно-кустарниковая растительность - лишь 0,5 га. В ходе наших исследований выявлено 33 вида древесных растений (из них 12 - интродуцированных) из 22 родов и 9 семейств. Из декоративных древесных пород наиболее типичными являются березы пушистая (
Betula
pubescens
) и бородавчатая (
B
. р
endula
) и многие виды ив, а также из интродуцированных - тополь бальзамический (
Рор
ulus
balsamifera
) и желтая акация (
Caragana
arborescens
).Систематический состав древесных растений пестрый. Наибольшим числом видов представлены семейства розоцветные (
Rosaceae
) - 10 (30%) и ивовые (
Salicaceae
) - 8 (24%). В Красную книгу РК (1998 г.) занесена бузина красная (
Sambucus
racemosa
), которая очень редко встречается в южных лесах нашей республики и используется в озеленение нашего села и школы. Республика Коми имеет 74% лесопокрытой площади (Государственный доклад…, 2005), однако видовой состав древесных растений беден, представлен всего 101 видом (Флора Северо-Востока…, 1974-77), из них только 45 пригодны для озеленения.В данной работе выделен 21 вид древесных растений из местной флоры, используемый в озеленение школьного участка. Наиболее перспективными эколого-географическими районами для привлечения древесных и кустарниковых растений являются: европейская часть России, Северная Америка, Восточная Азия, Дальний Восток (Скупченко и др., 2003).Список составлен из 29 видов древесных растений с учетом плодоношения или успешного размножения вегетативным способом, саженцы которых можно приобрести в дендрарии Института биологии КНЦ УрО РАН или питомниках Айкинского и Чернамского лесничеств. Список видов древесных растений, рекомендованный для озеленения с. Айкино1. Acer ginnala Maxim.2. Berberis amurensis Rurp.3. Cotoneaster integerrimus Medic.4. Crataegus chlorosarca Maxim.5. Crataegus curvicepala Lindl.6. Crataegus dahurica Koehne7. Crataegus submolis Sarg.8. Euonymus europaeus L.9. Euonymus verrucosus Scop.10. Fraxinus pensyvanica Marsh.11. Malus cerasifera Spacy.12. Malus prunifolia (Willd.) Borckh.13. Malus purpurea (Barbier) Rehhd.14. Padus maackii (Rupr.) Kom.15. Philadelphus coronarius L.16. Philadelphus coronarius «Luteus»17. Picea pungens Enggelm.18. Ribes alpium L.19. Salix alba L.20. Sorbaria sorbifolia (L.) A. Br.21. Sorbus sambucifolia Roem.22. Spirea beauverdiana Schneid.23. Spirea beauverdiana Schneid. x billiardii Hering.24. Spirea chamaedryfolia L.25. Spirea trilobata L.26. Syringa amurensis Rupr.27. Syringa josikaea Jacq. Fil.28. Syringa wolfii Schneid.29. Swida alba «Argenteo - marginata»Необходимо отметить у некоторых древесных растений (боярышники, шиповники, березы, клен татарский, лиственница сибирская) хорошо развито пылезадерживающее свойство и газоустойчивость (тополя, черемуха обыкновенная), поэтому они используются в посадках для уменьшения загрязнения окружающей среды.На территории школьного участка нами выделено 24 вида эпифитных лишайника из 18 родов и из 7 семейств, а по жизненным формам - 4 кустистых, 11 листоватых и 9 накипных. Очень обильно встречаются нитрофильные лишайники среди листоватых: фисции звездчатая (
Р
hyscia
stellaris
) и серо-голубая (
Ph
.
aipolia
), ксантория настенная (
Xanthoria
parietina
) и накипных: сколициоспорум хлорококковый (
Scoliciosporum
chlorococcum
).Отмечены кустистые формы - рамалина желобчатая (
Ramalina
s
inensis
), бриория (
Bryoria
sp
.
), уснея жесткая (
Usnea
hirta
) и эверния сливовая (
Evernia
prunastri
) - в угнетенном состоянии. Также определено 3 вида эпифитных мха - пилезия многоцветковая (
Pylaisiella
polyantha
(
Hedw
.)
Graut
- сем. Hypnaceae), лескеа многоплодная (
Lescea
polyocarpa
Hedw
.
- сем.
Lescaceae
), ортотрихум прекрасный (
Orthotrichum
sp
eciosum
Ness
in
Sturm
-
сем.
Orthotrichaceae
), которые хорошо растут в основании и на северной стороне стволов старых лиственных деревьев в населенных пунктах.
Выводы
1. Во флоре школьного участка с. Айкино Усть-Вымского района выявлено 220 видов из 137 родов и 44 семейств, что составляет чуть меньше половины (45%) всей флоры окрестностей с. Айкино, а также 24 вида эпифитных лишайника из 18 родов и 7 семейств и 3 вида мхов.2. Эколого-биологический анализ школьного участка показал преобладание видов бореального евроазиатского элемента и преимущество мезофильных травянистых корневищных многолетников лугового ценотипа.3. Выделено 33 вида древесных растений из 22 родов и 9 семейств, используемые в озеленении школьного участка.4. Необходимо использовать расширенный список озеленительного ассортимента древесных растений, предложенный сотрудниками Института биологии КНЦ УрО РАН и создание долговременного мониторинга на территории школьного участка с. Айкино Усть-Вымского района для продолжения научно-исследовательских работ.
Страницы:
1
, 2
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.