13
Дальнодействие и близкодействие - две противоречащие друг другу теории классической физики, появившиеся в начале её зарождения.
Дальнодействие можно представит как мгновенное распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря божественному провидению.
Концепция близкодействия, основоположниками, которой были Декарт, Френель и Фарадей опиралась на понимание пространства как протяженности вещества и эфира, в котором свет распространялся с конечной скоростью в виде волн.
Имена данная концепция в последующем определила понятие поля, от точки к точке которого и передавалось взаимодействие.
Данное представление взаимодействия и пространства, в физике, было развито далее в XX веке, в постулатах теории относительности и квантовой механики. Пространство и время вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и взаимодействиями.
Современное представление о времени и пространстве было сформулировано в теории относительности Эйнштейна.
Согласно теории дальнодействия, тела действуют друг на друга без посредников, через пустоту, на любом расстоянии, и такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью. Примером дальнодействия можно считать силу всемирного тяготения в классической теории гравитации Ньютона.
Согласно концепции близкодействия, тело может действовать только на своё непосредственное окружение, а всякое действие на расстоянии должно осуществляться при помощи тех или иных посредников.
Принципиальное отличие двух концепций можно рассмотреть на примере - взаимодействии двух точечных частиц.
Концепция близкодействия постулирует, что в процессе этого взаимодействия частица А испускает другую частицу - С, при этом ее скорость и импульс меняются, согласно законам сохранения. Частица С поглощается частицей В, что, в свою очередь, приводит к изменению импульса и скорости последней. В результате создается иллюзия непосредственного влияния частиц друг на друга.
В физике нашего времени существует явное разграничение материи на источники взаимодействий, которые называются веществом и частицы-переносчики взаимодействий, которые называются поле.
Значительным отличием концепции близкодействия от концепции дальнодействия служит существование максимальной скорости распространения взаимодействий то есть скорости света [1, c. 76].
Динамические законы представляют собой физические законы, отображающие объективную закономерность в форме однозначной связи определённых физических величин количественно выраженных.
Первым динамическим законом является динамическая механика Ньютона. Позже Лаплас абсолютизировал динамические закономерности и вывел принцип, согласно которому все явления в мире детерминированы, т.е. предопределены необходимостью, случайных же явлений и событий не существует.
Вместе с динамическими законами существуют законы вероятностные, то есть вероятностное прогнозирование объективных закономерностей на основе вероятностных законов. Они называются статистическими законами. Данные законы гласят, что предсказать событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности.
Вероятностными эти законы называются потому, что заключения, основанные на них, не могут быть однозначными, по причине того, что сама информация носит статистический характер, эти законы называют статистическими. Основоположником их можно считать Максвелла. Вероятность имеет объективный характер, то есть из определённого множества событий можно выявить некую закономерность и выразить её определённым числом [2, с. 96].
Основной источник энергии - углеводы. Их доля в образовании энергии составляет около 50% общего объёма калорий. Пища, содержащая углеводы, способствует повышению работоспособности и умственной деятельности. Углеводы выполняют следующие функции:
- основного источника энергии,
- регулирования обмена белков и жиров;
- источника энергии нервной системы;
- источника синтеза гликогена печени и мышц.
Основные источники углеводов - фрукты, овощи, молоко, злаки и сладости. Почти чистыми углеводами являются рафинад, очищенная патока и крахмал зерновых, мёде, леденцах, желе и сладких напитках [1, с. 104].
Жиры, или липиды, - класс органических соединений, с ограниченной растворимостью в воде.
В организме они содержатся в различных видах или формах: триглицериды, свободные жирные кислоты, фосфолипиды и стеролы. Жиры в организме человека в основном представлены триглицеридами, состоящими из трех молекул жирных кислот и одной молекулы глицерина. Триглицериды - наиболее концентрированный источник энергии.Жиры, попадающие в организм с продуктами питания, особенно холестерин и триглицериды, играют существенную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, а чрезмерное потребление жиров тесно связано с развитием ряда других заболеваний, например рака.
Жиры выполняют ряд функций в организме человека:
- являются неотъемлемым компонентом клеточных мембран и нервных волокон;
- являются основным источником энергии, обеспечивают организм до 70% энергии в состоянии покоя;
- «окутывают» основные органы тела;
- обеспечивают усвоение жирорастворимых витаминов и транспортируют их по всему организму;
- подкожный слой жира обеспечивает сохранение тепла в организме.
Основной частью жиров является жирная кислота, используемая для образования энергии. Жирные кислоты могут быть насыщенными и ненасыщенными.
Белки - класс соединений, содержащих азот, и образованных аминокислотами. Белки выполняют следующие функции:
Витамины представляют собой органические соединения, которые принимают участие в регуляции биохимических процессов, протекающих в организме и метаболизме клеток. Часто они входят в состав ферментов, либо оказывают сложное действие на ту или иную систему (например, витамин С - на соединительную ткань). Витамины не играют роли пластического материала, их калорическая ценность невелика, однако они являются незаменимыми компонентами питания для поддержания здоровья и необходимы в небольших количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Если в организм не поступает достаточного количества витаминов, то велика вероятность развития авитаминозов и гиповитаминозов, приводящих к расстройствам обмена веществ и нарушениям функций организма; нехватка витаминов может приводить и к развитию серьёзных заболеваний.
1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Курс лекций. М.: Центр, 2007
2. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники. Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2006
3. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004
4. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М.: Наука, 2004
5. Солопов Е.Ф. Концепция современного естествознания. М.: «Владос», 2001