Рефераты. Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

p align="left">Рис. 2. Распределение объема учебной нагрузки учащихся по дням недели (В.В.Усанов).

Решать вопрос о распределении нагрузки по дням недели следует с учётом данных, полученных физиологами о динамике работоспособности учащихся, об изменении физиолого-гигиенических показателей, которые характеризуют показатели их организма.

Более сложным является вопрос о причинах возникновения в ходе учебного процесса перегрузки в тех случаях, когда материал, изучаемый согласно программе, соответствует как учебному плану, так и возможностям учащихся.

Центральным звеном учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как следует строить урок, с тем, чтобы не допустить возникновения перегрузки учащихся. С этой целью в процессе комплексного исследования обращалось особое внимание на построение урока, его отдельные компоненты, на выявление того, какое влияние они могут оказать на объём домашней нагрузки учащихся.

Для устранения перегрузки учащихся домашней работой путём перенесения центра тяжести учебной нагрузки на урок нужны обоснованные расчёты времени на различные виды учебной работы, выполняемой в ходе приготовления домашнего задания по каждому предмету, с помощью которых учитель может регламентировать учебную нагрузку класса и каждого ученика в отдельности. Необходимо также выяснить, какую долю в утомляемость учащихся может вносить сама учебная работа, а в какую - различные преходящие факторы, сопровождающие процесс обучения: психическое и физиологическое состояние учащихся, которое является следствием несоблюдения физиолого-гигиенических норм в школе и дома, нежелание учиться, страх перед получением неудовлетворительной оценки и т.д.

Разрабатывая совместно с психологами рекомендации по оптимальному объёму, сложности и скорости изучения учебного материала на уроке и дома, планирование учебного процесса и совершенствуя методику обучения, методисты нуждаются в получении со стороны физиологов показателей нормативной работоспособности школьников, данных о том, какую же долю вносит сама учебная деятельность учащихся в их общую нагрузку.

I.4. Типология высшей нервной деятельности

В разные периоды развития общества по-разному решались оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи в отношении подрастающего поколения, но всё же прямо или косвенно затрагивалась проблема работоспособности организма ребёнка.

Стремление поддержать высокую работоспособность ребёнка, охранить его от чрезмерного утомления возникло, видимо, с началом систематического обучения детей (в России - в
X-XI веках). (М.В.Антропова, 1968г.).

В древних рукописях упоминаются отдельные элементарные правила гигиены воспитания и обучения - необходимость закаливания и дневного сна, значение пищи, питья, сна и покоя.

Основные положения по гигиене воспитания и обучения впервые были сформулированы в законодательном акте - «Духовном регламенте». Здесь указывается на необходимость преподавать предметы в сокращении, давая основы предмета, чтобы не перегружать и не утомлять учащихся.

Начиная с середины XIX века, ряд врачей, физиологов и педагогов в России и во многих других странах посвящают свои работы изучению режима дня учащихся, их учебной нагрузки, состояния здоровья и динамики работоспособности: Нестеров В.Г. (1882 г.); Быстров Н.И. (1886г.) - врач, профессор; Беляев А.В. (1887 г.); Яковлева А.А. (1889г.) - врач-психиатр.

Они выявили различные отклонения в состоянии здоровья учащихся, вызванные большой учебной нагрузкой (нервные расстройства, головная боль и др.).

Большинство работ, посвященных изучению работоспособности учащихся под влиянием умственной деятельности, проводились в то время с использованием одной из частных методик исследования: эргографии, эстезиометрии, дозирования работы - подсчета букв, написания диктантов, записи частоты дыхания и пульса, определения кровяного давления. Однако уже тогда многие авторы указывали на то, что изучение состояния организма с применением только одной методики не дает полной картины работоспособности детей. Не учитывались возрастные психологические особенности детей, факторы внешней среды, режим дня, не уделялось внимание отбору детей по состоянию здоровья, физическому развитию, успеваемости.

С крупнейшими открытиями И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и А.Д.Ухтомского стало возможным не только иначе вести исследования, но и давать им иную трактовку. Знания основных законов высшей нервной деятельности вообще и типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка на разных возрастных этапах, в частности, дает возможность правильно подходить к разработке педагогического процесса, толкования фактических результатов наблюдений детей и экспериментов.

«Темперамент» (от латинского tempetramentum - надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность.

Общая психическая активность характеризует «динамические» особенности личности, ее тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т.д., до предельной энергичности, стремительности действий.

Двигательный или моторный компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний.

Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится к речевой моторике).

Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, эффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» - впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Впечатлительность выражает степень эффективной восприимчивости субъекта, импульсивность - быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступка и действий, эмоциональная лабильность - скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

История формирования учения о типах высшей нервной деятельности

Наиболее древнейшими являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Так, Гиппократ считал, что преобладание горячей крови (sangvis) делает человека энергичным и решительным сангвиником, избыток охлаждающей слизи (phlegma) придает ему черты хладнокровного и медлительного флегматика, едкая желчь (chole) обуславливает вспыльчивость и раздражительность холерика, а черная испорченная желчь (melaiha chole) определяет поведение вялого унылого меланхолика.

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И.Кантом: сангвинистический характер отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; меланхолический - глубиной и длительностью переживаний; флегматический - медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях И.Кант допустил смешение черт темперамента и характера. Определяющую роль в становлении темперамента И. Кант приписывал качественным особенностям крови.

Близко к гуморальным теориям стоит идея П.Ф.Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, а именно толщины и широты стенок сосудов у различных людей.

В 1924 году немецкий психопатолог Э.Кречмер в своей книге «Строение тела и характер» излагает морфологическую теорию, в которой определяет темпераменты через основные конституционные типы телосложения. Свои исследования он начинает с душевнобольных и исходит из двух основных форм душевных заболеваний - циклотимии и шизофрении - и устанавливает корреляцию между конституцией человека и его характером в этих случаях. Далее он выходит в своих выводах за пределы психиатрии и включает в круг рассмотрения все разнообразие черт характера человека. Согласно Кречмеру, для людей шизотимического (шизоидного) темперамента характерны следующие особенности: астенический тип конституции (длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура) и свойства психастенической шкалы (от чрезмерной ранимости, аффективности до раздражительности и тупого «деревянного» равнодушия). Шизоидам присущи замкнутость, уход в себя, свой внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. К циклоидному (циклотимическому) темпераменту Кречмер относит людей пикнического типа с широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом. Их индивидуальные особенности располагаются вдоль «диастенической шкалы», т.е. от повышенного весёлого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений.

Кречмер утверждал, что в основе всего разнообразия характеров лежат два вышеназванных противоположных типа, которые существенно различаются между собой и в своём крайнем проявлении дают душевную болезнь. Они встречаются в обыденной жизни, но в более или менее разбавленном виде.

Кречмер преувеличивал роль конституционных особенностей как факторов психического развития личности. Он исходил из первостепенного значения желез внутренней секреции для строения тела и образования темперамента.

I.4.1. Основные положения современного
учения о типах высшей нервной деятельности

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы (ЦНС) в динамических особенностях поведения впервые дал И.П.Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний он выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (живой) тип с сильно выраженными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой замене одного другим.

2. Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается также сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они мало подвижны, и получить адекватную реакцию при смене положительного сигнала раздражения на отрицательный (и наоборот) удаётся ему с большим трудом.

3. Сильный неуравновешенный тип - с сильными процессами возбуждения, преобладающими над торможением. Отрицательные рефлексы вырабатываются с трудом, агрессивен.

4. Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями, труслив, характерны пассивно-оборонительные реакции.

Проявление этих типов в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией Гиппократа:

Рис. 3. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к ВНД животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин предложили, помимо силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, ввести ещё свойство динамичности.

Динамичность характеризует скорость формирования положительных и отрицательных временных связей. Каждым их этих четырёх свойств должно характеризоваться как возбуждение, так и торможение. Например, говоря о силе нервных процессов, следует подразделять это свойство на силу возбуждения и уравновешенность силы возбуждения и торможения. В этом случае можно будет более полно характеризовать типологические особенности человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.