трехлетним купонным бумагам, ОФЗ), достигли в первой половине 1998 года
10—15% месячного ВВП, или были больше, чем все месячные доходы федерального
бюджета.
Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной
задержкой в проведении необходимой девальвации рубля: в результате
инвесторы «закладывали» риск девальвации в цену государственных бумаг,
что, в свою очередь, через рост их доходности вело к падению рынка
акций.
Большая доля нерезидентов на рынке государственных и корпоративных
ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления
золотовалютными резервами страны и регулирования валютного курса в
соответствии с реальным экономическим развитием. В 1997 году и на
протяжении большей части 1998 года этого практически не было. Не
регулировались и высокие риски банковской системы, чрезвычайная слабость
которой в полной мере проявилась в августе 1998 года.
Развитие финансового кризиса 1997—1998 гг. в России прошло в несколько
этапов:
На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 — январь 1998 года)
под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои
средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс
государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос
на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение
золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на
сырье поставило на повестку дня вопрос о девальвации рубля уже в конце 1997
года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного
коридора на 1999—2000 гг. и об отказе от девальвации, что кроме прочих
негативных последствий дало российским банкам и другим участникам рынка
неверные ориентиры. Все эти события неизбежно повлияли на дальнейшее
падение цен на акции. В итоге уже в январе 1998 года произошло два
серьезных падения котировок российских ценных бумаг, составивших около 30%.
Общее падение индекса РТС с начала октября 1997 года до конца января 1998
года превысило 50,9%. Временная стабилизация ситуации на рынке ГКО-ОФЗ и
валютном рынке, произошедшая в феврале – марте 1998 года, оказала
благоприятное воздействие и на российский рынок корпоративных ценных бумаг.
На протяжении февраля индекс РТС-1 обнаружил определенные тенденции к
повышению и вырос на 8,87%, а в марте — на 7,02%.
Второй этап финансового кризиса в России пришелся на конец марта –
май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение
состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению
инвесторами экономического положения России. Ситуация требовала проведения
ряда неотложных мер:
. девальвации рубля (поскольку в I квартале 1998 года был зафиксирован
существенный дефицит платежного баланса на фоне низких цен на сырье и
низкого уровня золотовалютных резервов Банка России);
. реструктурирования государственного долга путем замены дорогих и
коротких ГКО-ОФЗ на более дешевые и длинные бумаги (или, в крайнем
случае, перехода к инфляционному погашению задолженности).
Отсутствие действий в этих направлениях обусловило рост
пессимистических настроений инвесторов, которые в мае 1998 года вновь
начали рассматривать Россию как зону повышенного риска, что и привело к
быстрому росту уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг. В
него, в частности, были включены риски неисполнения Минфином России своих
обязательств по государственному долгу и риск девальвации рубля. Резкое
повышение доходности ГКО стало для многих инвесторов серьезным сигналом к
уходу с рынка.
В июне после снижения кредитных рейтингов России, ряда российских
банков и компаний начались массовый вывод средств инвесторов с финансовых
рынков и, соответственно, новое повышение процентной ставки по ГКО, которая
превысила 50%. Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это резко
повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых масштабных
интервенций на валютном рынке со стороны Банка России.
Размещение в июне 1998 года двух внешних займов (на сумму около 4
млрд. долларов) вследствие высокой цены заимствований послужило только
новым негативным сигналом для инвесторов и снизило котировки других
обращающихся европейских фондов.
Новое обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг,
произошедшее в первой половине июля 1998 года, характеризовалось ростом
средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых. В результате 8 июля
1998 года Минфин России был вынужден отменить аукционы по размещению двух
выпусков ГКО и дополнительного транша ОФЗ. Теперь погашение ГКО-ОФЗ шло
практически только за счет налоговых поступлений. 13 июля 1998 года
Правительство Российской Федерации объявило о намерении предложить
держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные
облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах, что
и было сделано к началу августа, но не изменило ситуацию на рынке.
Временное улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля о
том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России финансовую
помощь в размере 22,6 млрд. долларов. В течение недели средневзвешенная
доходность ГКО снизилась до 53%, а индекс РТС-Интерфакс увеличился на 34%.
Тем не менее, во второй половине июля начался новый, третий этап
финансового кризиса. Предоставление западной помощи без требования
немедленной предварительной девальвации рубля и реструктуризации банковской
системы, усиление налогового пресса на производителя в рамках
антикризисного пакета Правительства Российской Федерации привели не к
возврату, а к активизации ухода российских и иностранных инвесторов с рынка
государственных ценных бумаг (что многие рассматривали как последнюю
возможность спасти свои деньги), а также к быстрому расходованию всего
первого транша МВФ на поддержку курса рубля и дальнейшему падению рынка
корпоративных ценных бумаг.
Дополнительной причиной ухудшения ситуации в России в августе 1998
года явилось серьезное обострение банковского кризиса, вызванное падением
котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением
кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате
возникли дополнительные финансовые требования к российским банкам со
стороны нерезидентов. Для до внесения средств банки предприняли продажи
имеющихся в их портфелях ценных бумаг с последующей конвертацией вырученных
средств в валюту. Такие действия вызвали новую волну падения цен на ГКО-ОФЗ
и акции. Увеличилась доходность государственных обязательств, ускорилось
падение рынка корпоративных ценных бумаг. За время, прошедшее с момента
выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа, индекс РТС-Интерфакс
упал почти на 30%.
В условиях быстрого сокращения валютных резервов Банка России
неизбежным, хотя и очень запоздалым выходом из создавшегося положения стала
девальвация рубля. Однако другие решения, также принятые 17 августа 1998
года, — приостановление обращения ГКО-ОФЗ, незаконное введение
трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков и
принудительная реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ — серьезно подорвали
инвестиционную привлекательность России и поставили в чрезвычайно сложное
положение инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и
российских эмитентов, привели к параличу банковской системы, резкому
сокращению объемов производства и экспортно-импортных операций, ухудшению
финансового положения участников рынка и, в целом, ухудшили общие условия
хозяйствования в России.
В этой ситуации очень быстро произошли драматическое падение объемов
торговли корпоративными ценными бумагами (рынок «замерз») и почти полная
потеря ими ликвидности.
Последующий период (сентябрь—декабрь 1998 года) можно охарактеризовать
как период пост кризисной стагнации рынка, вызванной, в частности, тем, что
вплоть до конца 1998 года оставались нерешенными принципиально важные
вопросы:
. не была принята окончательная схема реструктуризации государственного
долга;
. отсутствовала ясная программа реструктурирования банковского сектора;
. сохранилась общая социально-экономическая неопределенность
относительно перспектив развития экономики России в 1999 году,
связанная прежде всего с проблемами бюджета.
В России, где фондовый рынок только начинает формироваться и объемы
биржевой торговли ценными бумагами, эмитированными негосударственными
органами, крайне незначительны, нет еще каких-либо до конца устоявшихся
(помимо закрепленных законодательно норм) традиций проведения биржевой
торговли. Структура фондового рынка находится в стадии формирования и
механизм поэтапного прохождения сделок пока четко не отработан, однако на
многих биржах уже созданы клиринговые организации, начали функционировать и
депозитарии. Показательным примером может служить деятельность Московской
межбанковской валютной биржи (ММВБ), на которой с мая 1993 года продаются
государственные краткосрочные облигации (ГКО). Все этапы прохождения сделок
с этими ценными бумагами организует сама биржа, выполняющая одновременно
функции клиринговой организации, депозитария и расчетного центра. Надеюсь,
что в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих
субъектов, а также увеличения количества ценных бумаг и динамики их
обращения, рынок ценных бумаг и его функционирование будет до конца
упорядоченным понятной и однозначной законодательной базой.
Говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Поэтому следует
вспомнить, что акции, акционерные компании и банки, финансовые рынки и
фондовые биржи для России и Петербурга дело не новое. Обращение к истории
развития финансового рынка необходимо еще и потому, что путь этот не был
гладким. И сегодня мы можем извлечь из него ряд уроков, которые,
возможно, помогут избежать ошибок при переходе к нормальной экономике.
Известно, что первая акционерная компания возникла в России (в
Петербурге) в 1782 году. Это была Акционерная для строения кораблей
компания. До 1836 года в России было учреждено 58 компаний, среди которых
первыми были крупные железнодорожные, пароходные, страховые.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6