фторопластовые шайбы 21 выполняют роль упорных подшипников. Резиновые шайбы
20 герметизируют внутреннюю полость аппарата. Механизм вращения включает в
себя коромысло 12 с лопатками 11 и IS, возвратную пружину 7, фиксатор 5 со
штифтом 6. Возвратная пружина одним концом закреплена в коромысле, другим—в
фиксаторе. В процессе поворотов коромысла 12 трение происходит между
бронзовой втулкой, напресованной на ось, и фторопластовой шаи
бой 8, установленной в коромысле 12. Механизм секторного полива состоит из
упора 27 и рычага 24, посаженных на одну ось и соединенных между собой
пружиной 26; стержня 23 со стопорным винтом 25 и пружинных упорных колец
22.
Вода из трубопровода поступает в корпус 16 и через сопла 10,
14 и 17 выбрасывается наружу в виде струй, расположенных под углом 30° к
горизонту. В воздухе струи распадаются на капли, орошая узкую полоску поля
в виде сектора. Корпус с соплами вращается по кругу за счет кинетической
энергии верхней струи. При вылете из сопла 10 вода ударяется о лопатку 13,
вследствие чего коромысло 12 получает запас кинетической энергии, под
действием которой поворачивается на угол от 30 до 90°, закручивая пружину
7. Обратный ход коромысла 12 происходит под действием закрученной пружины
7, а в конце усиливается действием струи на лопатку 11. В конце обратного
хода коромысло 12 ударяет в упор 9 на корпусе 16, в результате чего корпус
с соплами поворачивается на угол 2...30. После удара лопатка 13 вновь
попадает в струю воды, и цикл повторяется. В результате происходит
прерывистое движение корпуса по окружности. Скорость вращения регулируют
предварительным закручиванием пружины 7 с помощью фиксатора 5 и штифта 6.
Частота вращения 0, 25...1, 0 мин-1. Для полива по сектору стержень 23
перемещают в нижнее положение (опускают) и фиксируют винтом 25. Угол
сектора и направление полива устанавливают соответствующим разворотом
упорных колец 22.
2.4 Дальнеструйные дождевальные аппараты разных марок отличаются
главным образом конструкцией механизмов вращения. В отдельных конструкциях
для вращения дальнеструйных дождевальных аппаратов (ДДА) используют:
механическую энергию от ВОМ трактора, кинетическую энергию струи,
разрежение воздуха на выходе струи из сопла, реактивную силу струи.
Механический привод от ВОМ трактора состоит из шестеренчатого и
червячного редукторов или червячного редуктора и храпового механизма. Его
применение ограничивается только тракторными дождевальными машинами.
Кинетическая энергия струи, вылетающей из сопла, используется в разборных
переносных установках и широкозахватных машинах. Их выполняют в двух
вариантах: с качающимся в вертикальной плоскости коромыслом (ныряющей
лопаткой) и с вращающейся турбинкой.
Дальнеструйный аппарат с качающимся коромыслом (рис.1, е) вследствие своей
простоты находит наибольшее распространение в стационарных системах.
Основные его узлы: корпус 33, ствол 34, сопло 37 и коромысло 39 с лопаткой
40. Лопатка имеет двойную кривизну, т. е. в вертикальной и горизонтальной
плоскостях. Поэтому струя воды, вышедшая из сопла 37, ударяясь о лопатку
40, не только отклоняет ее вниз (на угол до 120°), но и поворачивает в
сторону на угол 2...6° (в зависимости от напора). Противовес, расположенный
по другую сторону от оси 36 коромысла 39, возвращает лопатку 40 в струю, и
цикл повторяется. Лопатка не только поворачивает ствол, но и выполняет роль
дефлектора. Когда она входит в струю, то орошается площадь вблизи аппарата,
когда выходит из нее, орошается площадь, удаленная от аппарата.
В аппарате с турбинкой обеспечивается круговое вращение ствола с помощью
турбинки, лопасти которой входят в струю воды выбрасываемую через сопло. От
турбинки через два червячных, редуктора, кривошипно-шатунный и храповой
механизмы вращение передается червяку, который обкатывается вокруг
червячного колеса, закрепленного на неподвижном корпусе, и приводит во
вращение ствол. Скорость вращения ствола регулируют изменением входа
лопаток турбинки в струю. В процессе работы турбинка отсекает часть струи,
обеспечивая тем самым хороший полив зоны, расположенной вблизи аппарата.
Однако это приводит к снижению дальности полета струи на 25...30%.
Механизм вращения, работающий за счет разрежения, создаваемого струей.
Сопло такого дождевального аппарата заканчивается диффузором (расширяющейся
насадкой). Поток воды, проходя узкое сечение диффузора, образует зону
вакуума. Эту зону соединяют трубкой с пневматическим, например
диафрагмовым, двигателем, работающим за счет перепада давления между
атмосферой и вакуумом в диффузоре. Колебания диафрагмы обычно через
храповой механизм приводят в движение ствол аппарата.
Если ось сопла расположить под некоторым углом к оси ствола или отнести
ее в сторону, то возникнет реактивный момент, который может быть
использован для вращения ствола дождевального аппарата. Дальнеструйные
дождевальные аппараты, вращение которых основано на этом принципе, обычно
оборудуют специальными тормозными устройствами, воспринимающими разность
между вращающим моментом от реактивной силы струи и моментом трения
вращающихся частей аппарата. Наиболее распространены гидравлические и
механические тормозные устройства. Гидравлический тормоз обычно
представляет собой шестеренчатый или иной ротационный масляный насос,
перегоняющий масло по замкнутому каналу, сопротивление которого
регулируется вентилем или краном.
Изменяя сопротивление, регулируют частоту вращения ствола дождевального
аппарата.
3 Основные элементы дождевальных систем
3.1 Состав и классификация дождевальных систем. Дождевальная система,
как правило, состоит из трех основных элементов: насосной станции (насоса с
двигателем), забирающей воду из источника орошения и создающей напор,
необходимый для ее разбрызгивания; трубопроводов, распределяющих воду по
орошаемой территории; дождевальных машин или аппаратов, преобразующих
водный поток в дождевые капли и распределяющих их по поверхности полива.
Все дождевальные системы (по А. Н. Костякову) подразделяют на три типа:
стационарные, полу стационарные и передвижные.
Насосные станции бывают стационарными и передвижными.
Стационарные обычно представляют собой капитальные сооружения и обслуживают
крупные оросительные системы, выполняя роль головного водозаборного узла. В
колхозах и совхозах нашей страны широкое распространение находят
передвижные насосные станции, которые, в свою очередь, подразделяются на
сухопутные и плавучие. Отечественная промышленность выпускает широкий
ассортимент сухопутных передвижных насосных станций; плавучие станции
находят ограниченное применение: их используют в тех случаях, когда
невозможно или нецелесообразно применять сухопутные, например при подаче
воды из водоисточников с топкими, гвысокообрывистыми берегами и резко
изменяющимся уровнем
воды.
Выпускаемые промышленностью сухопутные передвижные наносные станции
отличаются по производительности (подаче), напору и типу привода. Подача
воды увязана с ее расходом дождевальными машинами, а напор—с часто
встречающимися геодезическими высотами расположения орошаемых участков над
водоис-точниками. Диапазон изменения подачи—от 25 до 705 л/с, напора—от 0,
1 до 1, 1 МПа, привод от ВОМ трактора или от собственного двигателя.
В зависимости от напора (высоты подъема воды) насосные
станции подразделяются на три группы: низконапорные—при напоре до 0, 25
МПа, средненапорные—при напоре от 0, 25 до 0, 5 МПа, высоконапорные—при
напоре выше 0, 5 МПа.
Насосные станции с приводом от ВОМ трактора монтируют на раме,
навешиваемой на трактор, а насосные станции с собственным двигателем—на
раме-салазках или на одно- и двухосном прицепах с пневматическими шинами.
Навесные насосные станции (типа СНН) с приводом от ВОМ трактора наиболее
мобильны. Однако они должны быть относительно легкими и компактными,
поэтому их выпускают с подачей не более 75 л/с. Обязательное наличие
повышающего редуктора и использование в работе трактора удорожает стоимость
установки, поэтому и стоимость поданной воды оказывается выше, чем для
насосных станций с собственным двигателем. Их целесообразно применять для
полива небольших участков с частой сменой позиций, при подаче воды
непосредственно в дождевальные машины или установки.
Передвижные насосные станции с собственным двигателем (типа СНП) менее
мобильны и зачастую работают на одном месте в течение всего оросительного
сезона, но стоимость подаваемой ими воды ниже. Их выпускают с двигателями
внутреннего сгорания и с
электродвигателями (подача от 25 до 705 л/с); они получили наибольшее
распространение.
Для привода насосной станции используют, как правило, дизельные двигатели
внутреннего сгорания. Мощность двигателя насосной станции рассчитывают с
учетом ее работы при полном открытии заслонки.
Насосы преобразуют энергию двигателя в энергию напора воды. Насосные
станции снабжают, как правило, центробежными насосами, в редких
случаях—осевыми пропеллерными. Находят применение центробежные насосы двух
разновидностей: с односторонним подводом воды—консольные (марки К) и с
двухсторонним подводом воды (марки Д).
Находят применение одно- и двухколесные насосы. Последние могут работать
в двух режимах: параллельном (двухпоточном) и последовательном
(двухступенчатом). При параллельном режиме полость каждого колеса снабжена
отдельным всасывающим и напорным трубопроводами, подача возрастает вдвое по
сравнению с одноколесным насосом. При настройке на последовательный режим
полости колес соединяют переводным коленом, в результате подача
уменьшается, а напор возрастает вдвое. Осевые пропеллерные насосы
обеспечивают высокую производительность, но с малым напором (от 2 до 10 м),
поэтому находят применение в низконапор-ных насосных станциях. По сравнению
с центробежными они имеют более высокий к. п. д. (0, 90...0, 95), их
рабочие колеса меньше истираются частицами песка и ила, содержащимися в
воде. Для подъема и опускания всасывающего трубопровода служит, как
правило, ручная лебедка со стрелой, блоками и тросом. Всасывающую линию при
пуске заполняют водой с помощью специального вакуумнасоса, эжектора или
вручную. Насосные станции с собственным двигателем, как правило,
оборудованы системой автоматической защиты двигателя и реле времени.
Автоматическая защита контролирует режим работы систем охлаждения и смазки
двигателя и давление в напорной линии насоса и отключает двигатель при
нарушении нормального режима работы. Реле времени отключает двигатель по
истечении определенного, заранее заданного, времени работы. Это позволяет
одному машинисту обслуживать несколько насосных станций, работающих
одновременно на разных участках. Плавучие насосные станции отличаются более
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5