Рефераты. Роль В.И. Вернадского в развитии земледелия

Роль В.И. Вернадского в развитии земледелия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ДЕТСТВО 4

ДРУЗЬЯ 5

КРАТКО О СТУДЕНЧЕСТВЕ 7

ВИХРИ АТОМОВ 7

ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО 8

ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО 9

ЛИТЕРАТУРА 12

ВВЕДЕНИЕ

Как бы мы не судили о будущем человечества, как бы не развивались

наука и техника, в обозримом будущем источником полноценной пищи для людей

останется сельскохозяйственное производство, основанное на использовании

величайшего дара природы – плодородия почвы. Этот дар не мог быть заменен

ничем в прошлом и настоящем, и не предвидится, чтобы его заменили в

обозримом будущем.

Почвой мы называем поверхностный слой земли, созданный в результате

совместной деятельности растений, разнообразных животных, микроорганизмов и

человека.

С древних времен от периода собирательства до наших дней люди

занимались обработкой почвы, накапливали опыт и передавали его из поколения

в поколение.

Рост численности населения земли привел к необходимости постоянно

увеличивать урожаи, что в свою очередь стимулировало развитие

сельскохозяйственного производства, которое развивалось в двух

направлениях:

1) Интенсивном (за счет увеличения пахотных земель) и 2) экстенсивном

(за счет внедрения новых приемов и технологий земледелия, селекции,

генетики и др.). Экстенсивный путь развития земледелия был наиболее

простым, но в тоже время ограниченным и малоперспективным в будущем.

Столкнувшись с данной проблемой, человечеству пришлось пересмотреть

традиционные методы обработки почвы и обратиться к науке за решениями.

В течение 19 и 20 столетий, трудами многих замечательных ученых

земледельцев, было сделано не мало открытий.

Почва образуется в результате взаимодействия многих факторов, из

которых пять наиболее важных – это климат, материнская порода

(геологические условия), топография (рельеф), живые организмы и время.

В изучение геологического фактора почвообразования большой вклад внес

Владимир Иванович Вернадский.

ДЕТСТВО

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. в Петербурге, в

семье профессора политэкономии Ивана Васильевича Вернадского.

О детских годах Владимира Вернадского известно по его воспоминаниям.

Он был замечательно тихим и серьезным ребенком. Горячую

любознательность впервые проявил без малого в два года, увидев наряженную

новогоднюю елку. Она его поразила! Он потянулся к ней, шагнул и побежал.

Как всякого городского ребенка, его окружал мир, далекий от

естественной природы: дома, улицы, ограды, аллеи, каналы, фонари, каменный

двор... Словно бы и нет на свете ничего другого.

(В 1868 г.) с Иваном Васильевичем от переутомления случился, как тогда

говорили, удар. Врачи посоветовали ему покинуть шумную столицу и переехать

на юг, где климат благоприятнее и жизнь спокойнее. Семья переехала в

Харьков. Отец занял пост управляющего конторой Государственного банка.

Лето Вернадские провели в имении Старое Пластиково. Пятилетний Володя

после суетливого дня приезда утром вышел на солнечную веранду старого

помещичьего дома, спустился, держась за высокие перила, по скрипучим

ступеням, сделал несколько шагов и остановился. Вокруг были высокие травы и

цветы, порхали бабочки и стрекозы, гудели деловитые пчелы. За садом

начиналось поле, усыпанное цветами и залитое солнцем.

Перед Володей раскрылся яркий, шумный, бескрайний мир, полный

непонятной и радостной жизни. Он ощутил удивительную тайну этого мира,

тайну существования красивых цветов и бабочек, по-своему разумных пчел и

жуков, тайну светлых облаков и бездонного неба, которые он как будто

впервые увидел только здесь, в деревне. Почему, откуда, зачем эта красота,

это движение, эти стройные звуки, крохотные сообразительные существа и все

это, соединенное между собой, живущее само по себе, без человека, по

собственной воле и разумению...

Первое детское изумление природой испытал он очень ярко и глубоко. Оно

не ослабевало у него с годами. Чем больше узнавал он окружающий мир, тем

сильнее становилось ощущение тайны... И неудивительно: чем больше человек

знает, тем отчетливей понимает свое незнание и стремится к новому знанию.

Умение удивляться — одно из наиболее важных качеств человека.

Удивляться не какой-нибудь занятной редкой диковинке, а всему, что есть

вокруг, удивляться даже собственным мыслям и своей способности

удивляться...

У Володи был старший брат Николай. Мать Николая — Мария Николаевна

Вернадская (Шигаева) — была первой женой Ивана Васильевича. Она умерла

молодой, от чахотки, успев за свою короткую жизнь стать высокообразованной,

воспитать сына и написать интересную научно-популярную книгу.

Братья жили дружно. Николай любил рисовать, сочинять стихи, читать

разнообразные книги. Володя наблюдал за ним с интересом и любовью. Они

вместе гуляли по саду и лугу, разглядывая растения. Николай собирал

гербарий, зарисовывал цветы, а для Володи это были первые уроки

природоведения.

Были у него две младшие сестры — близнецы Оля и Катя, шумливые,

капризные. Добродушный спокойный Володя их избегал. Любил он заботливую,

ласковую, умную няню Александру Семеновну.

Его родители не отличались религиозностыо. Однако Володя много времени

проводил с няней и детьми сторожей банка (с ними играл во дворе). Няня

часто пересказывала ему библейские легенды, уверяя, что все в них — чистая

правда. Мальчишки-приятели по вечерам любили нашептывать страшные истории

про домовых, леших, чертей, вампиров.

Фантастические образы волновали Володю, но больше всего тревожили его

две "величайшие тайны"—жизни и смерти.

В Харькове Владимир Вернадский поступил в Первую классическую

гимназию.

Российские классические гимназии давали гуманитарное образование. Где

много внимания уделялось древней истории, древним языкам – греческому и

латинскому. В общем эти гимназии были ориентированы на далекое прошлое.

Владимиру Вернадскому не очень-то нравилось учиться в гимназии. Многое

приходилось заучивать без понимания и поэтому он не блистал успехами в

учебе.

В 1876 г. Семья переехала в Петербург. Володя продолжил учебу в Первой

петербургской гимназии, которая считалась одной из лучших в России.

ДРУЗЬЯ

Вернадский — Верна — верный.

Корень фамилии ясен. И он в точности характеризует одну из главных

черт характера Владимира Вернадского — верность.

Верность детским мечтам. Верность слову. Верность увлечениям. Верность

правде. Верность родине и народу. Верность друзьям.

Некоторые мысли, усвоенные в детстве, он сумел пронести через всю

жизнь. Друзьям детства и юности он верен был всегда. А благодаря им он

всерьез увлекся естествознанием.

Поступая в Петербургскую гимназию, Владимир Вернадский был увлечен

историей. И хотя в гимназии уделялось много внимания истории, да и

преподавали ее неплохо, иссушающий дух формализма убивал в учащихся интерес

к предмету.

«Странным образом,— вспоминал Вернадский,— стремление к естествознанию

дала мне изуродованная классическая... гимназия благодаря той внутренней,

подпольной, не подозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда

в ее среду попадали... талантливые юноши-натуралисты. В таких случаях их

влияние на окружающих могло быть очень сильно, так как они открывали перед

товарищами новый живой мир, глубоко важный и чудный, перед которым

совершенно бледнело сухое и изуродованное преподавание официальной школы. В

нашем классе таким юношей-натуралистом был Краснов».

Андрей Краснов с детских лет увлекался естествознанием, главным

образом ботаникой и зоологией, восхищался природой и стремился постичь ее

тайны. По словам Вернадского, он «являлся самым ярким носителем того духа

точного наблюдения и любви к природе, который был совершенно выброшен

официальной программой из преподавания».

Андрею легко давалась учеба,— благодаря живости ума и хорошей памяти.

Но по натуре он был энтузиастом и мечтателем. Описания пышной и пестрой

природы тропических стран, опасных путешествий и неожиданных открытий

приводили его в восторг. Он мечтал о далеких путешествиях.

Кто бы тогда предположил, что Краснову суждено, будет осуществить свои

мечты?

Впрочем, Владимир Вернадский улавливал истинность увлечений Краснова,

обладавшего и ярким воображением, и сильной волей. Позже, объехав весь

земной шар, став известным ботаником и географом, основав Батумский

ботанический сад, Андрей Николаевич Краснов сумел совершить многое из того,

о чем мечтал в детстве.

«Он в своей жизни,— писал Вернадский,— как редко кто остался верен

своему молодому плану и провел его до конца без больших изменений». Эти

слова можно с полным основанием отнести и к жизни самого Владимира

Ивановича Вернадского.

Владимир Вернадский всегда тянулся к искренним, интересным, увлеченным

людям. Он восхищался Андреем Красновым и быстро с ним подружился. Под его

руководством вместе с группой гимназистов Вернадский стал совершать

экскурсии в окрестностях Петербурга. Друзья наблюдали жизнь природы,

определяли растения и насекомых, собирали гербарии. «Впервые в этих

экскурсиях,— писал Вернадский,— открывался нам по нашей воле, а не по воле

школы... один из основных источников воспитания и жизни — мир природы».

Юные натуралисты устраивали научные заседания. Кто-нибудь делал

доклад, делясь своими наблюдениями, а также сообщая сведения, почерпнутые

из научной литературы Автором наиболее обстоятельных и оригинальных

докладов, по общему мнению, был Андрей Краснов. Владимир Вернадский любил

слушать его. Радуясь и гордясь за друга, Владимир невесело сознавал свою

неспособность выступить так же хорошо. Он тоже делал сообщения, однако не

умел побороть робости, да и не имел таких знаний, как некоторые товарищи,

которые уже два-три года занимались природоведением.

КРАТКО О СТУДЕНЧЕСТВЕ

Самоуверенностью Владимир не отличался. Он привык честно и очень

строго судить о своих достоинствах и недостатках.

В последствие свою профессию он выбрал самостоятельно: решил поступать

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.