СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ДЕТСТВО 4
ДРУЗЬЯ 5
КРАТКО О СТУДЕНЧЕСТВЕ 7
ВИХРИ АТОМОВ 7
ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО 8
ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО 9
ЛИТЕРАТУРА 12
ВВЕДЕНИЕ
Как бы мы не судили о будущем человечества, как бы не развивались
наука и техника, в обозримом будущем источником полноценной пищи для людей
останется сельскохозяйственное производство, основанное на использовании
величайшего дара природы – плодородия почвы. Этот дар не мог быть заменен
ничем в прошлом и настоящем, и не предвидится, чтобы его заменили в
обозримом будущем.
Почвой мы называем поверхностный слой земли, созданный в результате
совместной деятельности растений, разнообразных животных, микроорганизмов и
человека.
С древних времен от периода собирательства до наших дней люди
занимались обработкой почвы, накапливали опыт и передавали его из поколения
в поколение.
Рост численности населения земли привел к необходимости постоянно
увеличивать урожаи, что в свою очередь стимулировало развитие
сельскохозяйственного производства, которое развивалось в двух
направлениях:
1) Интенсивном (за счет увеличения пахотных земель) и 2) экстенсивном
(за счет внедрения новых приемов и технологий земледелия, селекции,
генетики и др.). Экстенсивный путь развития земледелия был наиболее
простым, но в тоже время ограниченным и малоперспективным в будущем.
Столкнувшись с данной проблемой, человечеству пришлось пересмотреть
традиционные методы обработки почвы и обратиться к науке за решениями.
В течение 19 и 20 столетий, трудами многих замечательных ученых
земледельцев, было сделано не мало открытий.
Почва образуется в результате взаимодействия многих факторов, из
которых пять наиболее важных – это климат, материнская порода
(геологические условия), топография (рельеф), живые организмы и время.
В изучение геологического фактора почвообразования большой вклад внес
Владимир Иванович Вернадский.
ДЕТСТВО
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. в Петербурге, в
семье профессора политэкономии Ивана Васильевича Вернадского.
О детских годах Владимира Вернадского известно по его воспоминаниям.
Он был замечательно тихим и серьезным ребенком. Горячую
любознательность впервые проявил без малого в два года, увидев наряженную
новогоднюю елку. Она его поразила! Он потянулся к ней, шагнул и побежал.
Как всякого городского ребенка, его окружал мир, далекий от
естественной природы: дома, улицы, ограды, аллеи, каналы, фонари, каменный
двор... Словно бы и нет на свете ничего другого.
(В 1868 г.) с Иваном Васильевичем от переутомления случился, как тогда
говорили, удар. Врачи посоветовали ему покинуть шумную столицу и переехать
на юг, где климат благоприятнее и жизнь спокойнее. Семья переехала в
Харьков. Отец занял пост управляющего конторой Государственного банка.
Лето Вернадские провели в имении Старое Пластиково. Пятилетний Володя
после суетливого дня приезда утром вышел на солнечную веранду старого
помещичьего дома, спустился, держась за высокие перила, по скрипучим
ступеням, сделал несколько шагов и остановился. Вокруг были высокие травы и
цветы, порхали бабочки и стрекозы, гудели деловитые пчелы. За садом
начиналось поле, усыпанное цветами и залитое солнцем.
Перед Володей раскрылся яркий, шумный, бескрайний мир, полный
непонятной и радостной жизни. Он ощутил удивительную тайну этого мира,
тайну существования красивых цветов и бабочек, по-своему разумных пчел и
жуков, тайну светлых облаков и бездонного неба, которые он как будто
впервые увидел только здесь, в деревне. Почему, откуда, зачем эта красота,
это движение, эти стройные звуки, крохотные сообразительные существа и все
это, соединенное между собой, живущее само по себе, без человека, по
собственной воле и разумению...
Первое детское изумление природой испытал он очень ярко и глубоко. Оно
не ослабевало у него с годами. Чем больше узнавал он окружающий мир, тем
сильнее становилось ощущение тайны... И неудивительно: чем больше человек
знает, тем отчетливей понимает свое незнание и стремится к новому знанию.
Умение удивляться — одно из наиболее важных качеств человека.
Удивляться не какой-нибудь занятной редкой диковинке, а всему, что есть
вокруг, удивляться даже собственным мыслям и своей способности
удивляться...
У Володи был старший брат Николай. Мать Николая — Мария Николаевна
Вернадская (Шигаева) — была первой женой Ивана Васильевича. Она умерла
молодой, от чахотки, успев за свою короткую жизнь стать высокообразованной,
воспитать сына и написать интересную научно-популярную книгу.
Братья жили дружно. Николай любил рисовать, сочинять стихи, читать
разнообразные книги. Володя наблюдал за ним с интересом и любовью. Они
вместе гуляли по саду и лугу, разглядывая растения. Николай собирал
гербарий, зарисовывал цветы, а для Володи это были первые уроки
природоведения.
Были у него две младшие сестры — близнецы Оля и Катя, шумливые,
капризные. Добродушный спокойный Володя их избегал. Любил он заботливую,
ласковую, умную няню Александру Семеновну.
Его родители не отличались религиозностыо. Однако Володя много времени
проводил с няней и детьми сторожей банка (с ними играл во дворе). Няня
часто пересказывала ему библейские легенды, уверяя, что все в них — чистая
правда. Мальчишки-приятели по вечерам любили нашептывать страшные истории
про домовых, леших, чертей, вампиров.
Фантастические образы волновали Володю, но больше всего тревожили его
две "величайшие тайны"—жизни и смерти.
В Харькове Владимир Вернадский поступил в Первую классическую
гимназию.
Российские классические гимназии давали гуманитарное образование. Где
много внимания уделялось древней истории, древним языкам – греческому и
латинскому. В общем эти гимназии были ориентированы на далекое прошлое.
Владимиру Вернадскому не очень-то нравилось учиться в гимназии. Многое
приходилось заучивать без понимания и поэтому он не блистал успехами в
учебе.
В 1876 г. Семья переехала в Петербург. Володя продолжил учебу в Первой
петербургской гимназии, которая считалась одной из лучших в России.
ДРУЗЬЯ
Вернадский — Верна — верный.
Корень фамилии ясен. И он в точности характеризует одну из главных
черт характера Владимира Вернадского — верность.
Верность детским мечтам. Верность слову. Верность увлечениям. Верность
правде. Верность родине и народу. Верность друзьям.
Некоторые мысли, усвоенные в детстве, он сумел пронести через всю
жизнь. Друзьям детства и юности он верен был всегда. А благодаря им он
всерьез увлекся естествознанием.
Поступая в Петербургскую гимназию, Владимир Вернадский был увлечен
историей. И хотя в гимназии уделялось много внимания истории, да и
преподавали ее неплохо, иссушающий дух формализма убивал в учащихся интерес
к предмету.
«Странным образом,— вспоминал Вернадский,— стремление к естествознанию
дала мне изуродованная классическая... гимназия благодаря той внутренней,
подпольной, не подозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда
в ее среду попадали... талантливые юноши-натуралисты. В таких случаях их
влияние на окружающих могло быть очень сильно, так как они открывали перед
товарищами новый живой мир, глубоко важный и чудный, перед которым
совершенно бледнело сухое и изуродованное преподавание официальной школы. В
нашем классе таким юношей-натуралистом был Краснов».
Андрей Краснов с детских лет увлекался естествознанием, главным
образом ботаникой и зоологией, восхищался природой и стремился постичь ее
тайны. По словам Вернадского, он «являлся самым ярким носителем того духа
точного наблюдения и любви к природе, который был совершенно выброшен
официальной программой из преподавания».
Андрею легко давалась учеба,— благодаря живости ума и хорошей памяти.
Но по натуре он был энтузиастом и мечтателем. Описания пышной и пестрой
природы тропических стран, опасных путешествий и неожиданных открытий
приводили его в восторг. Он мечтал о далеких путешествиях.
Кто бы тогда предположил, что Краснову суждено, будет осуществить свои
мечты?
Впрочем, Владимир Вернадский улавливал истинность увлечений Краснова,
обладавшего и ярким воображением, и сильной волей. Позже, объехав весь
земной шар, став известным ботаником и географом, основав Батумский
ботанический сад, Андрей Николаевич Краснов сумел совершить многое из того,
о чем мечтал в детстве.
«Он в своей жизни,— писал Вернадский,— как редко кто остался верен
своему молодому плану и провел его до конца без больших изменений». Эти
слова можно с полным основанием отнести и к жизни самого Владимира
Ивановича Вернадского.
Владимир Вернадский всегда тянулся к искренним, интересным, увлеченным
людям. Он восхищался Андреем Красновым и быстро с ним подружился. Под его
руководством вместе с группой гимназистов Вернадский стал совершать
экскурсии в окрестностях Петербурга. Друзья наблюдали жизнь природы,
определяли растения и насекомых, собирали гербарии. «Впервые в этих
экскурсиях,— писал Вернадский,— открывался нам по нашей воле, а не по воле
школы... один из основных источников воспитания и жизни — мир природы».
Юные натуралисты устраивали научные заседания. Кто-нибудь делал
доклад, делясь своими наблюдениями, а также сообщая сведения, почерпнутые
из научной литературы Автором наиболее обстоятельных и оригинальных
докладов, по общему мнению, был Андрей Краснов. Владимир Вернадский любил
слушать его. Радуясь и гордясь за друга, Владимир невесело сознавал свою
неспособность выступить так же хорошо. Он тоже делал сообщения, однако не
умел побороть робости, да и не имел таких знаний, как некоторые товарищи,
которые уже два-три года занимались природоведением.
КРАТКО О СТУДЕНЧЕСТВЕ
Самоуверенностью Владимир не отличался. Он привык честно и очень
строго судить о своих достоинствах и недостатках.
В последствие свою профессию он выбрал самостоятельно: решил поступать
Страницы: 1, 2