Дата добавления: март 2006г.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Новосибирская государственная академия экономики и управления Институт экономики, учета и статистики кафедра экономической теории РЕФЕРАТ по международным экономическим отношениям по теме: "Международный туризм : состояние и перспективы развития " Выполнила : студентка гр. 607 Вахлялина М. В. Проверила : Аникеева Л. Ю. Новосибирск 1998 Содержание
"Международный туризм : состояние и перспективы развития " 1 Введение. Роль туризма в мировой экономике 3 Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация 4 Глава 2. Развитие международного туризма 4
Глава 3. Организация международного туристического бизнеса 7 Глава 4. Всемирная туристская организация (ВТО) 8 Глава 5. Перспективы развития международного туризма 10 Заключение 12 Список литературы 13 Введение. Роль туризма в мировой экономике
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений- 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн. , а оборот туриндустрии- 2, 1 млрд. долларов США , то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8, 6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. (См. гл. 4) Многие высокоразвитые страны Запада , такие, как Швейцария , Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.
Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости. Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Кроме того, понятие “туризм” имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. В положении о лицензировании международной туристической деятельности(от 12. 12. 95 №1222) установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия)граждан РФ , иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания". В настоящее время туризм классифицируется:
По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др. ; по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный; по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный; по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон; по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный; по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан). Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться. Глава 2. Развитие международного туризма
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% —на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл. 1 приведены данные о международном туризме в 1990 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей. К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др. Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.
По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10, 1% всемирного ВВП и 10, 5% рабочих мест. Таблица 1 Международный туризм в 1990 г. * № Регион и страна Количество прибыв-ших туристов Доходы от иностранного туризма, млн. дол Расходы туристов за границей, млн. дол. Сальдо, млн. дол. Тыс. чел % Весь мир 454875 100. 0 255006 237916 Азия 62495 13. 7 41044 43746 В том числе: 1 . Гонконг 5933 1, 3 5032 .... .... 2. Израиль 1063 0, 2 1382 1485 -103 3. Индонезия 217 0, 5 2105 886 +1219 4. Индия 1707 0, 4 1437 425 +1012 5. Иордания 2633 0, 6 500 419 +81 6. Кипр 1561 0, 3 1258 162 +1096 7. Китай 10484 2, 3 2218 470 +1748 8. Южная Корея 2959 0, 6 3559 3166 +393 9. Макао 1138 0, 2 139 708 -569 10. Малайзия 7446 1, 6 1667 4473 -2806 11. Сингапур 4842 1, 1 4362 1381 +2981 12. Таиланд 5299 1, 2 4326 854 +3472 13. Турция 4799 1, 1 3349 520 +2829 14. Япония 1879 0, 4 3578 24928 -21350 Север. Америка 84104 18. 9 61824 54420 В том числе: 15. Багамские о-ва 1562 0, 3 1333 196 +1137 16. Доминик. Респ. 1533 0, 3 750 144 +606 17. Канада 15 258 3. 4 6374 8390 -2016 18. Мексика 15695 3, 4 5324 5379 -55 19. Пуэрто-Рико 2554 0, 6 1367 647 +720 20. США 39 772 8, 7 40 579 38 671 +1908 Юж. Америка 8634 1, 9 5781 5651 В том числе: 21. Аргентина 2728 0, 6 1975 1171 +804 22. Бразилия 1079 0, 2 1444 1559 -115 23. Уругвай 1267 0, 3 261 111 +150 Африка 17 728 3, 9 6801 3932 В том числе: 24. Марокко 4024 0, 9 1259 184 +1075 25. Тунис 3204 0, 7 953 179 +774 26. ЮАР 1029 -0, 2 815 1065 -254 Европа 276755 61. 0 132977 124034 В том числе: 27. Австрия 19011 4, 2 13017 6212 +6805 28. Бельгия 3163 0, 7 3575 5445 -1870 29. Болгария 4500 1, 0 394 .... .... 30. Великобритания 18021 4, 0 13935 17614 -3679 31. Венгрия 20 510 4. 5 1000 600 +400 32. Германия 17 045 3, 7 10 683 29 836 -19153 33. Греция 8873 2, 0 2587 1088 +1499 34. Дания 1257 0, 3 3322 3676 -354 35. Ирландия 366 0, 8 1447 1159 +288 36. Испания 34300 7, 5 18593 4254 +14339 37. Италия 26679 5, 9 19742 13826 +5916 38. Нидерланды 5795 1, 3 3615 7340 -3725 39. Норвегия 1955 0, 4 1517 3413 -1896 40. Польша 3400 0, 7 266 220 +46 41. Португалия 8020 1, 8 3556 867 +2689 42. Румыния 6533 1, 4 106 103 +3 43. Бывший СССР 7204 1, 6 270 .... .... 44. Франция 53157 11, 7 20185 12424 +7761 45. Чехословакия 8100 1, 8 470 636 -166 46. Швейцария 13 200 2, 9 6839 5989 +850 47. СФРЮ 7880 1. 7 2774 149 +2625 Океания 5159 6579 6133 В том числе: 48. Австралия 2215 0, 5 3635 4120 -485 *Statistic Yearbooc, 1990/91 - New York, 1993
Страницы: 1, 2