Рефераты. Прогулки по Риму

Прогулки по Риму

Дата добавления: март 2006г.

    ПРОГУЛКИ ПО РИМУ

История Рима началась с обычного для Средиземноморья города-государства с республиканской формой правления. В результате длительных и упорных войн римлянам удалось сперва подчинить себе соседние народы ( этрусков, собинов и др. ), а потом распространить свою власть на весь полуостров. Огромное значение для судьбы Рима имела победа над Карфагеном - его главным конкурентом в борьбе за контроль над купеческими морскими путями. Что до римского искусства, то и тут не обошлось без захвата и грабежа: римляне покорили не только этрусков, но и греческие колонии на юге Апеннинского полуострова, а затем, войдя во вкус, завоевали и саму Грецию с Македонией в придачу. С этого момента отношения греков и римлян вошли в весьма своеобразную фазу: с одной стороны, победители-римляне всячески притесняли бедных греков, облагали их данью и даже забирали в рабство, а с другой - пылко восхищались греческими храмами, статуями, греческим театром, живописью и литературой. Среди образованных римлян считалось дурным тоном не понимать греческого языка, а римская молодежь из лучших семейств наперебой стремилась попасть в обучение к греческим философам ( не беда, если для этой цели греческого мудреца приходилось иной раз обращать в рабство ). Римляне присвоили себе даже греческих богов, поменяв только ради приличия их имена на римские: придумать собственную мифологию оказалось для них непосильной задачей. так что влияние сначала Этрурии ( страны этрусков ), а потом Эллады на искусство и культуру Рима при всем желании нельзя назвать второстепенным.

Итогом не только политического, но и духовного подчинения Этрурии Риму стала бронзовая статуя оратора Авла Метелла - типично римское произведение, в котором только надпись на этрусском языке ( вскоре, кстати, забытом ) указывает на его истинное происхождение.

    3 в. - первые три четверти 1 в. до н. э.

Искусство времен римской республики в изрядной степени затмевается произведениями более позднего периода, однако кое-какой след это время в истории искусства все-таки оставило. Впоследствии Рим значительно перестраивался, но некоторые памятники монументального зодчества сохранились. Самыми известными из уцелевших построек являются три крупных храма, посвященных богине Весте ( 2-1 вв. до н. э. ). Один из них римляне возвели на форуме Романум в центре города, другой - на так называемом Бычьем форуме ( на берегу Тибра ), а еще один - в трех десятках километров от Рима, в местечке Тиволи. Кроме одинаковой формы, все три храма получили от строителей и одинаковый ордере коринфский

    ( самый нарядный из греческих ордеров ).

Римская республика отнюдь не была свободна от множества государственных чиновников. Чтобы разместить где-то часть из них Юлий Цезарь в середине 1 в. до н. э. на том же форуме Романум велел построить крупное административно-судебное здание, получившее название базилика Юлия. Базилика - это длинное прямоугольное здание с колоннами внутри.

Основав республику, древние римляне сразу же позаботились о государственной символике. Как известно, символом Рима является волчица, бронзовое изображение которой граждане города и пожелали поместить в самый главный римский храм. Однако поскольку на заре становления великого государства сколько-нибудь приличных скульптуров или художников в нем еще не было, то бронзовое изваяние Капитолийской ( т. е. стоявшей на Капитолии ) волчицы любезно изготовили этрусские мастера.

Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков, который был среди них весьма распространен. каждый уважающий себя римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше - целую галерею скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу покойных. Римские мастера просто снимали со своих моделей гипсовые маски ( посмертные ), по которым специально обученный раб изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Естественно, подобная технология не прибавляла изображению жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.

Впрочем, по мере того как римское государство развивалось и богатело, росли и его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение - тогу.

Что касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи, уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н. э. Речь идет о детали фрески из гробницы , открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в три яруса, представляла сцену битвы ( с крепостной стеной и вождями враждующих племен ). От более ранней римской живописи сохранились только письменные рассказы, из которых известно, что в конце 4 в. до н. э. в Риме жил популярный живописец Фабий, покрывший фресками стены храма богини Спасения.

Владел кистью и известный трагический поэт середины 2 в. до н. э. Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме. Портретные или аллегорические изображения можно видеть на вилле в Боскореале ( середина 1 в. до н. э. ), а также на стенах помпейских вилл, среди которых самой знаменитой считается "Вилла мистерий". "Вилла мистерий", насчитывающая 60 комнат, получила свое название по росписи стен одного из залов. Считается, что образцом для подражания римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник ( мистерию ) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка ( весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее ), припавшая к креслу женщины властного облика.

    27 г. до н. э. - 14 г. до н. э.

Водин прекрасный день ( в 30 годы до н. э. ) вдруг выяснилось, что республиканская форма правления для Рима больше не годится. Римляне путем завоеваний слишком расширили свою территорию, чтобы продолжать удерживать в подчинении многочисленные народы иначе, чем посредством могучей военной машины. Настала пора империи.

После довольно продолжительных гражданских войн к власти пришел Октавиан Август. Октавиан постеснялся сразу разгонять республиканские учреждения и объявил себя чем-то вроде почетного консультанта при римском сенате. Называлась эта соеобразная форма правления принципиатом, причем она римлянам так понравилась, что в благодарность они буквально засыпали Октавиана всевозможными почестями и даж присвоили ему титул "Август" ( что означает - "возвеличенный богами" ). Сутверждением Августа и наступлением после долгих внутриримских смут сытого и богатого мира Рим дорвался наконец до настоящей роскоши. Тон задавал сам император, который хотел превратить Рим в некое подобие Афин классической эпохи. Чтобы римляне почаще вспоминали о мире ( а значит, и о нем, императоре, этот мир обеспечившем ), Октавиан велел построить на Марсовом поле специальный алтарь Мира.

Алтарь Мира ( 19 - 9 гг. до н. э. ) представляет собой прямоугольную площадку ( 10х11 м ), в центре которой помещен на ступенях сам алтарь-малоинтересное, в общем-то, сооружение для официальных церемоний. Однако вокруг алтаря выстроена толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи. Изобразительное искусство времен принципиата сделало в области скульптурно портрета заметный шаг вперед. Император вовсе не собирался остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел скульптурам изобразить собственную персону и членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство все-таки сохранялось, однако письменные источники свидетельствуют, что Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной, мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из Прима Порта.

Август изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с тем величественной позе, позаимствованной, без сомнения, из произведений Поликлета. Октавиан был приемным сыном Цезаря ( что и помогло ему стать императором ), и авторитет популярного в народе погибшего правителя в какой-то мере переносится на самого Августа. В подражание греческим скульптурам статуя Августа была раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность. Октавиан до такой степени не страдал застенчивостью, что в некоторых скульптурных портретах позволял изображать себя в виде Юпитера, так что статую можно было использовать для поклонения в храме, причем вполне узнаваемая голова императора венчала мощный торс атлета, Октавиану, может быть, и не принадлежавший. В классическом духе создавались и портреты жены Августа Ливии, его сподвижника и зятя Агриппы ( построившего в Риме баню, водопровод ), а также многих других римлян попроще.

Так под влиянием греческого искусства 5 в. до н. э. , но с поправкой на римские императорские амбиции в эпоху принципата августа сложился римский классический стиль, нашедший отражение не только в официальных скульптурных портретах, но и в архитектуре и внутреннем убранстве жилых помещений. Во время принципата Рим пережил настоящий строительный бум: Август построил новый форум ( форум августа ), несколько базилик, храм марса Ультора ( на форуме Августа ) и множество других зданий. К этому же времени относится и возведение общественных терм ( бани ) Агриппы, акведука Клавдия и театра Марцелла - единственного сохранившегося здесь античного театра.

Начало меняться и внутренне оформление римских вилл: стенные росписи стали еще более пышными с множеством декоративных элементов. Впрочем, в конце концов римлянам надоело ощущать себя в гигантских залах или среди рощ и садов и захотелось побольше уюта. В результате на рубеже н. э. в моду вошел так называемый третий декоративный стиль, известный также под названием "египтизирующего". Теперь росписи не "раздвигают" стены, а, напротив, подчеркивают их плоскости. Название "египтизирующий" этот стиль получил потому, что иногда ( например, в "Доме Орфея" в Помпеях ) в нем используются древнеегипетские элементы - сфинксы и женские фигурки. Росписи становятся более камерными, рассчитанными на то, чтобы их рассматривали с близкого расстояния. Что же касается тем живописных фрагментов, то ими по-прежнему остаются излюбленные римлянами греческие мифы ( "Вилла наказанного Амура" в Помпеях ).

    1 - 3 вв. н. э .

Несмотря на множество трудностей, римляне сумели создать одну из самых знаменитых цивилизаций, ставшую образцом для подражания в разное время для многих других народов. Императорская форма правления помогла Риму добиться славы и могущества, которые, естественно, оказали огромное влияние и на искусство этого периода. Монументальная скульптура начинает отличаться особым, истинно римским величием, что же до архитектурных памятников, то они строятся с таким размахом и из таких ценных материалов ( мраморная облицовка различных цветов, позолота, рельефы и т. д. ), что продолжают поражать воображение и через много веков после постройки.

Октавиан Август нашел себе достойных продолжателей в лице следовавших за ним императоров из дома Юлиев Клавдиев Тиберия, Калигулы, Клавдия и особенно Нерона. Именно во время их правления римляне начали украшать стены и потолки своих домов разнообразными росписями в так называемом "четвертом помпеянском стиле", отличавшемся совсем уж неправдоподобной роскошью. По существу, четвертый стиль являлся чем-то средним между вторым и третьим - далекие перспективы с нимфами, амурами и нарисованными фасадами фантастических дворцов в сочетании с различными медальонами, гроздьями винограда невообразимой величины, лентами и гирляндами. Своим появлением четвертый стиль обязан повальному увлечению римлян театром ( это неправда, будто римляне ломились на одни только гладиаторские бои, игнорируя высокое искусство: театральные постановки тоже были среди них очень популярны ). Дело в том, что именно такими, преувеличенно помпезными ( чтобы их хорошо было видно из задних рядов ) делались театральные декорации, оказавшие сильное влияние на оформление жилых и парадных помещений.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.