При этом вполне справедливым представляется введение прогрессивной платы за использование туристских ресурсов, имеющих историческую и архитектурную ценность, а также за коммерческую деятельность на территории монастырей, архитектурных ансамблей и исторических мест.
В случае, если деятельность предприятия тем или иным образом наносит ущерб исторически ценным объектам, необходимо предусмотреть штрафные санкции, достаточные для его возмещения.
Вместе с тем стоит подумать о льготах для предприятий, способствующих сохранению памятников архитектуры, выделяющих средства на их реконструкцию, в том числе в виде пожертвований и благотворительных взносов. Аналогичный механизм взаимодействия необходим при использовании природных ресурсов и ведении природоохранной деятельности. К сожалению, пока еще незаслуженно мало внимания уделяется органами власти экологическому законодательству. Грамотно применяя его, можно добиться значительных и регулярных поступлений в бюджет и значительно улучшить экологическую обстановку на своей территории.
Но для этого необходимо первоначально разработать соответствующие методики определения вредного воздействия, его оценки и перевода ущерба в штрафные санкции.
В зависимости от вида деятельности предприятия, принадлежности (или не принадлежности) к муниципальной собственности строятся отношения местных органов с хозяйствующими субъектами. Они представляют собой широкий спектр– от сугубо договорных до отношений “наибольшего благоприятствования”. Управляющее воздействие, направленное на мотивацию различных экономических интересов, приводит к повышению уровня развития малого предпринимательства в сфере туризма, что безусловно самым положительным образом сказывается на экономическом состоянии регионов и стран в целом. (14. С. 44– 45) Активизировать формирование рыночных отношений в экономике России, принести быструю финансовую отдачу должно преимущественное развитие отраслей, восприимчивых к новым для нашей страны формам собственности. В полной мере это относится к туризму, резеры которого велики.
Мировой опыт показывает, что наиболее благоприятной экономической средой для развития туризма является рынок. Естественно, что и сама эта отрасль, и входящие внее предприятия, ориентируясь в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включающего многие сферы и отрасли, в той или иной мере обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования, которые сфера туризма уже в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствует не только созданию новых рабочих мест, повышению профессионализма, совершенствованию технологий, предоставлению новых комплексов разнообразных услуг, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции в этой cфере.
С экономичесой точки зрения привлекательность развития туризма как составногй части сферы услуг –в более быстрой окупаемости вложенных в нее средств и в получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Так, на долю международного туризма приходится около 7% доходов от мирового экспорта. При этом в абсолютном выражении они уступают только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автотранспорта, почти вдвое превышая доходы от экспорта металлоизделий, втрое– теле-радиоаппаратуры, более чем втрое – от экспорта зерна и газа. Если обратится к статистике по нашей стране, то в 1992 году по сравнению с 1989 годом валютные поступления упали с 1, 5 млрд. До 200 млн. Дол. ларов в год . В это же время резко увеличилось количество наших сограждан, выезжающих за границу. В 1991 г. Их численность составила 10, 8 млн. человек, а их расходы за границей–2, 1 млрд. Долларов США, исходя из средних расходов на поездку, составивших в 1991г. Около 190 долларов. Резкая смена направлений туристических потоков имела место после отмены в 1988г. Государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма в стране.
Динамика показателей была снижена также из-за разрыва традиционных связей между странами бывшего СССР, очагов напряженности на популярных у туристов маршрутах, отсутствие координации между регионами, ужесточения пограничных и таможенных формальностей и т...
В это время приорететное развитие получили новые формы управления и хозяйствования. Финансовое бремя было перенесено с“плеч” государства и акцент сделан на использование внутренних резервов предприятия. Механизм хозяйствования предполагал работу по двум моделям: первой, основанной на нормативном распредеклениии прибыли. , и второй, основанный на нормативном распределении дохода.
Хозрасчетные отношения, на которые была переведена отрасль в соответствии с Постановлением Президиума ВКП СССР №3-4 от 18 марта 1991 г. “О преобразовании туристко-экскурсионных объединений, предприятий и организаций профсоюзов в систему акционерных обществ”, потребовали повышения роли коммерческой деятельности, являвшейся стержнем социально-финансовой деятельности предприятий. Таким образом, основными задачами развития сферы туризма стали: расширение объемов реализации услуг, максимальное использованиеимеющейся материальной базы, продление сезона работы, предоставление туристам широкого набора дополнительных платных услуг, создание модернизировнаной системы продажи путевок и туров, изучение спроса на туристический продукт для различных социально-демографических и пофессиональных групп населения и др. И уже в 1991г. , согласно статистическим данным, было зарегистрированно свыше 1000 фирм, работающих в сфере туризма, а в середине–более 1500. В основном это небольшие фирмы, занимающиеся приемом и обслуживанием иностранных туристов. Специализация фирм зависла от их местонахождения и расположения региональными туристическими ресурсами. Их число не увеличело объемы иностранного туризма в Россию, а лишь перераспределило раннее сформированные потоки потоки. Система показателей развития туризма
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.
Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субектов (агенств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п. ).
Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие: Объем туристского потока; Состояние и развитие материально-технической базы туризма; Финансово-экономическую деятельность туристской фирмы; Развитие международного туризма.
Туристский поток-это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).
Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе: Д=r*t, Где Д-количество туродней, чел-дней; r-количество туристов, чел. ;
t-средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе , дней.
Туристский поток- явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности. Первый способ: Кн=Dmax/Dmin*100 , Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;
Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dmin- количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел-дней. Второй способ: Кн=Dmax/Dгод*100, Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;
Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dгод-годовое количество туродней, чел-дней. Третий способ: Кн=Dmax/Dсм*100, Где Кн-коэффициент неравномерности туристского потока, %;
Dmax-количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней; Dсм-среднемесячное количество туродней, чел-дней.
Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев: Dcм=Dгод/12
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе. К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостинниц, санаториев и т. п. ,а также число коек, предоставляемых местными жителями, число мест в торговых залах предприятий питания для туристов, число мест отведенных для туристов в театрах, число ванн отведенных для туристов в водолечебницах, и т. д. Мощность коечного фонда определяется по формуле: Мк=Кг*365+Кс*t, Где Мк-общее количество койко-мест, ед. ; Кг-число койко-мест круглогодичного использования, ед. ; Кс- число койко-мест сезонного использования, ед. ; t- число дней сезонного использования, дней.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др. ); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборачиваемых средств и др. ); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др. ).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
Количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;
Суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок; Количество туродней по иностранным туристам.
Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Для каждой страны или региона развитие туризма имеет как преимущества, так и недостатки. 2. 3. Туризм в Самарской области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5