По мере осуществления программы реформ уже к концу 1997 инфляция была снижена до минимума и в настоящее время составляет 1-2% в год (в 1994 - 1600%, в 1995 - 85%, в 1996 - 28%), укрепился манат (девальвация 2-3% в год), а суммарный рост ВВП за 1995-2001 составил 40%. При этом активизируются усилия, направленные на снижение безработицы и устранение кризиса в отраслях экономики, не связанных с нефтью. Важным шагом на пути экономических преобразований явилось принятие закона о земельной реформе, который ввел частную собственность на землю для граждан страны. После 1995 было ликвидировано более 1300 колхозов и совхозов и создано ок. 35 тыс. фермерских хозяйств. Для поддержки реформ в сельском хозяйстве в 1999 принят закон об освобождении на 5 лет производителей сельскохозяйственной продукции от налогов, о списании долгов по налогам в бюджет и о продаже по льготным ценам топлива.
После провозглашения независимости была проведена приватизация торговли. В настоящее время в частном секторе сосредоточены бoльшая часть розничной торговли, объекты общественного питания и службы быта. Начата приватизация средних и крупных промышленных предприятий. Ведется подготовительная работа по приватизации важных объектов стратегического значения (металлургии, машиностроения, топливной отрасли, нефтехимической промышленности).
2000 год отмечен строительством важных производственных объектов: сдана в эксплуатацию Еникендская ГЭС, пущена в строй газотурбинная электроустановка на Бакинской ТЭЦ-1, заработала буровая установка Гуртулуш, начаты реконструкция ГРЭС Северная и строительство автомобильной дороги Алят - Газимагомед и др.
Трудовые ресурсы. Традиционно в республике наибольшее число квалифицированных специалистов составляли русские и армяне, которые с 1988 начали покидать Азербайджан. В 1991 из 3,9 млн. трудоспособного населения имели работу 2,7 млн. человек, но лишь четверть незанятых получила официальный статус безработных. В 1994 реальный уровень безработицы составил 24,6%. Последующая стабилизация экономики позволила снизить безработицу к концу 1997 до 2,5% (по неофициальным данным уровень безработицы гораздо выше). Многие азербайджанцы работают в России, Казахстане, Туркмении в сфере торговли и нефтегазовом секторе. В отраслевой структуре занятости преобладает сфера услуг (52,6%), затем следуют сельское, лесное и рыбное хозяйство (32,1%) и промышленность (15,3%).
Транспорт. Протяженность железных дорог - 2125 км, причем более половины из них электрифицирована. Две железнодорожные магистрали, по которым осуществляются основные грузовые и пассажирские перевозки, соединяют Азербайджан с соседними государствами - Россией и Грузией: Баку - Махачкала (Дагестан) и Баку - Тбилиси (Грузия). Менее загруженные железные дороги между Баку и Нахичеванской Республикой, а также между Баку и Ленкоранью. Железнодорожное сообщение с Ереваном и Ираном прекращено. Примерно треть железнодорожных путей сильно изношена и требует реконструкции, поэтому на многих участках скорость движения поездов ограничена (путь до Тбилиси занимает 20 часов).
Параллельно основным железнодорожным магистралям следуют шоссе: вдоль Каспийского моря из России через Баку в Иран и из Баку к грузинской границе. От города Евлах (на магистрали Баку - Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. После 1991 объем дорожно-ремонтных работ был сокращен. В настоящее время ок. 60% дорог нуждаются в ремонте и реконструкции. Тем не менее между Баку и крупными городами республики, а также с Дербентом, Тбилиси, Тегераном и Стамбулом налажено регулярное автобусное сообщение.
Баку - портовый город и перевалочный пункт в основном для нефти, нефтепродуктов, леса и пиломатериалов. Порт имеет 17 причалов (5 предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 - для перевозки леса и других грузов, 2 - пассажирских). Порт может обслуживать суда грузоподъемностью до 12 тыс. т и располагает крытыми складскими помещениями площадью 10 тыс. кв. м и открытыми - площадью 28,7 тыс. кв. м. Торговый флот насчитывает 55 судов общим водоизмещением 248 155 брутто-регистровых тонн (каждое водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн) и включает 12 грузовых, 40 нефтеналивных танкеров, 2 парома и 1 пассажирское судно. Грузы направляются в Туркмению (порт Туркменбаши, бывш. Красноводск) и в Иран (порты Энзели и Бендер-Торкемен). Пассажирское судно курсирует в Туркменбаши примерно три раза в неделю с 300 пассажирами на борту.
Азербайджан располагает 1130 км трубопроводов для транспортировки сырой нефти, 630 км - для транспортировки нефтепродуктов и 1240 км газопроводов. По основному трубопроводу нефть через территорию Грузии поступает в Батуми, а оттуда идет на экспорт - либо в сыром виде, либо после переработки на Батумском нефтеочистительном заводе. Два газопровода следуют параллельно нефтепроводу в Тбилиси, а оттуда на север через Большой Кавказ в Россию и Западную Европу.
Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные рейсы в Москву, другие города России и страны СНГ.
Азербайджан занимает важное стратегическое положение на пути из Европы в Азию, на так называемом Великом шелковом пути. В 1993 ЕС была принята специальная программа создания транспортного коридора из Европы через Черное море и Кавказ в Центральную Азию, расширение региональной торговли и восстановление связей, утраченных после распада СССР. В 1998 12 государств в рамках развития этой программы подписали многостороннее соглашение, так называемую Бакинскую декларацию, об экономическом сотрудничестве с целью восстановления и развития транспортной инфраструктуры. Новый «Шелковый путь» стал реальностью, а объем торговли по нему уже превысил первоначальные планы. Одним из последних успешных проектов стал Таузский мост в Азербайджане, реконструкция которого позволила удвоить объем торговли между Азербайджаном и Грузией.
В последние годы растет объем транспортных перевозок. Так, в 2000 автомобильным транспортом было перевезено 80 млн. т грузов и 880 млн. пассажиров. Около 55% грузоперевозок и 84% пассажироперевозок осуществляется транспортными средствами негосударственного сектора.
Внешняя торговля. Распад единого экономического пространства бывшего СССР привел к существенным изменениям в торговой ориентации Азербайджана. Торговля с Россией и Украиной сократилась, одновременно увеличился объем торговли с Турцией, Ираном и ОАЭ. В 2000 объем внешнеторговых операций оценивался в 2796 млн. долл. (увеличение на 88% по сравнению с 1999). Доля экспорта составила 63,3%. Положительное сальдо - 680 млн. долл. Торговый оборот со странами дальнего зарубежья вырос в 2,2 раза и составил 80,7% от общего объема внешней торговли, а со странами СНГ увеличился на 18%.
Основные внешнеторговые партнеры Азербайджана - Турция, Россия, Иран, ОАЭ, Туркменистан, Германия, Украина, Грузия, Казахстан и США.
Банковская система. Функции центрального банка страны выполняет Азербайджанский национальный банк (АНБ). В первые годы переходного периода негативное влияние на финансовую систему оказала политика свободного кредитования. В 1996 АНБ восстановил контроль за ростом денежной массы и ввел более жесткие банковские правила. В настоящее время в Баку действуют несколько иностранных и смешанных банков: «Бейбанк» (Турция), Иранский национальный банк и британский Банк Среднего Востока, «Азертюркбанк» (с участием крупнейшего государственного банка Турции «Зирайет»). Крупнейшими азербайджанскими банками являются Международный банк, Азербайджанский агропромышленный банк и частные банки - «Азкомбанк», «Бакобанк», «Ренессанс», «Инпатбанк» и «Гунай».
Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений. В сентябре 1994 было подписано соглашение об инвестировании 8 млрд. долл. в освоение Чирагского и глубоководного Гюнешлийского месторождений. Была создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). В ноябре 1995 было подписано, а в феврале 1996 ратифицировано соглашение о разведке Карабахского морского месторождения с объемом инвестиций 3 млрд. долл. В соответствии с соглашением была создана Каспийская международная нефтяная компания (КМНК). По окончании разведочного бурения в 1999 компания пришла к выводу о нерентабельности разработки месторождения и прекратила свою деятельность. 15 мая 2001 было ратифицировано соглашение между Азербайджаном и Турцией о поставке природного газа морского месторождения Шахдениз в Турцию. Планируется строительство газопровода Баку - Тбилиси - Арзрум. Для реализации этого проекта требуется 2,6 млрд. долл. инвестиций.
В настоящее время основными инвесторами в Азербайджане являются нефтяные компании. 90% акций АМОК принадлежит иностранным инвесторам: «Бритиш петролеум» (Великобритания, 17,1%), «Амоко» (США, 17,0%), «Лукойл» (Россия, 10,0%), «Пенсойл» (США, 4,8%), «Юнокал» (США, 10,0%), «Статойл» (Норвегия, 8,6%), «Иточу ойл» (Япония, 3,9%), «Рамко» (Великобритания, 2,1%), ТПАО (Турция, 6,7%), «Эксон» (США, 8,0%), «Делта-Нимир» (Саудовская Аравия, 1,7%). Инвесторами проекта «Шахдениз» являются: объединение «Бритиш петролеум»/«Статойл» (Великобритания/Норвегия, по 25,5% каждая), ГНКАР (Азербайджан, 10%), «Лукойл» (Россия, 10%), «Эльф-Акитэн» (Франция, 10%), Иранская холдинговая компания (Иран, 10%), ТПАО (Турция, 9%).
Вслед за вступлением «Иточу ойл» в АМОК представители нескольких крупных японских корпораций посетили Азербайджан с целью изучения возможностей инвестирования. Значительные японские инвестиции ожидаются в Нефтегазовую компанию Азербайджана.
Система образования и наука. Всеобщее начальное обучение было введено в Азербайджане в 1928. В том же году был осуществлен переход с арабской системы письменности на латинскую, а в 1939 - на кириллицу. Число грамотных среди взрослого населения до 1917 составляло ок. 10%, в 1939 - 82,8%, а в 1959 достигло 97%. В 1959 было введено обязательное восьмилетнее образование, а в 1966 - всеобщее среднее образование. В настоящее время в средних общеобразовательных школах обучается ок. 1,9 млн. школьников.
В Азербайджане действуют ок. 50 высших учебных заведений, в которых получают образование примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны - Азербайджанский государственный университет им. Расулзаде (основан в 1919, ок. 11 тыс. студентов), Институт нефти и химии (основан в 1920, ок. 15 тыс. студентов), Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.В.Ахундова, Азербайджанский государственный институт иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н.Нариманова, Консерватория им. У.Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже и др. В последние годы появилось несколько частных (первый из них - Хазарский университет, основан в 1991, обучение ведется на английском языке) и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991, насчитывает ок. 1000 студентов). В Кавказском университете обучение ведется на турецком языке. Имеются также филиалы Дагестанского и Днепропетровского университетов. Большинство вузов находится в Баку.
Основные научные исследования проводятся в институтах Академии наук Азербайджана, созданной в 1945 (в Институте философии и права, Институте истории, языка и литературы им. Г.Низами, Институте экономики, а также в институтах естественного и технического профиля). Крупнейшая библиотека Азербайджана - Государственная библиотека им. М.Ахундова, крупнейшее хранилище документов - Национальный архив.
Страницы: 1, 2, 3