Рефераты. Британская энергетическая стратегия

p align="left">Импортная цена на газ на спотовом рынке Соединенного Королевства составляет более 600 дол. за 1000 м3, что делает его исключительно привлекательным товаром для производителей энергоресурсов. С учетом того, что на Россию приходится только 2% газа, потребляемого в Британии, вполне понятен интерес россиян как лидеров на мировом газовом рынке к приобретению британских розничных активов. Следует отметить, что четыре из шести крупнейших британских энергораспределительных компаний, контролирующих 94% британского розничного рынка электроэнергии и 99% рынка газа, принадлежат инвесторам из континентальной Европы (табл.). Такая ситуация не вызывает возражений со стороны британских регулирующих органов, которые полностью полагаются на мощь британского судопроизводства в рамках правовой системы ЕС (четыре из шести крупнейших юридических компаний мира -"Clifford Chance", "Linklaters", "Freshfields Bruckhaus Deringer" и "Allen & Overy" -- имеют британское происхождение).

Доля рынка и государственная принадлежность крупнейших британских энергораспределительных компаний (%)

Энергораспределительная компания

Материнская компания

Доля на рынке газа

Доля на рынке электроэнергии

"British Gas"

"Centrica" (Великобритания)

53

22

"Powergen"

"E.ON" (Германия)

14

20

"Scottish and Southern Energy"

"Scottish and Southern Energy" (Великобритания)

10

16

"nPower"

"RWE" (Германия)

9

15

"Scottish Power"

"Iberdrola" (Испания)

9

13

"EDF Energy"

"EDF" (Франция)

4

8

Однако попытки России развивать двусторонние отношения в газовой сфере, в частности, через покупки акций газораспределительной компании "Centrica", наталкиваются на последовательный отпор со стороны британских официальных кругов, которые усматривают в этом угрозу оказаться в зависимости от России как стратегического поставщика газовых ресурсов. Официальный Лондон не скрывает своего негативного отношения к строительству Северного трубопровода; обеспокоенность вызывают и вопросы ценообразования в России, в первую очередь -- низкие тарифы на внутреннем рынке и ценовая политика по отношению к странам бывшего СССР. Это беспокойство аргументируют тем, что низкие цены станут препятствием для выхода на рынок иностранных инвесторов, а в России, будто бы, не хватит собственных ресурсов для освоения новых месторождений, что может негативно сказаться на глобальном предложении энергоносителей в будущем.

В мае 2006 г. "Financial Times" опубликовала статью российского министра промышленности и энергетики В. Христенко, в которой он, вслед за министром иностранных дел С. Лавровым, отвечал на обвинения вице-президента США Д. Чейни в "энергетическом шантаже и запугивании". В. Христенко призвал Запад "признать достижения России в продвижении к рыночным принципам и демократии". Министр заявил, что российское "сотрудничество в энергетической отрасли свободно от призраков советской эпохи" и что "в общих интересах... избавиться от устаревших представлений и общими усилиями формировать новую концепцию энергетической безопасности".

Тем не менее потепления в британско-российских отношениях пока что не ощущается. Во время войны в Грузии премьер-министр Великобритании Г. Браун совершенно однозначно охарактеризовал состояние сотрудничества с Россией: "Ни одной стране нельзя давать возможность затягивать на шее Европы энергетическую "удавку", и события этого августа показали, насколько важна для нас диверсификация источников энергетических поставок".

Более оптимистично относится к вопросу сотрудничества с Россией Э. Бьюкенен, Глава Британского регулирующего органа в сфере энергетики. Выступая на конференции по вопросам обеспечения энергетических поставок 21 мая 2007 г. в Лондоне в Королевском объединенном институте по вопросам исследований в сфере обороны и безопасности, он, в частности, отметил, что в будущих отношениях между ЕС, Великобританией и Россией в энергетической сфере существуют разные варианты. С одной стороны, он не исключает, что Россия, воспользовавшись своим положением главного поставщика энергоносителей в ЕС, может завладеть внутренним британским рынком. С другой, по его мнению, создание энергетической сети в Великобритании и других странах ЕС на основе использования современных технологий может дать значительные преимущества в диалоге с Россией. При этом Э. Бьюкенен обращает внимание на то, что Россия, сталкиваясь со сложными проблемами выхода на британский рынок, может предпочесть сотрудничество с Китаем.

Такое положение дел, кажется, не очень волнует Россию. Пока британские чиновники настойчиво предупреждают о приближении экологических катастроф, призывая развивающиеся страны отказаться от энергоемких производств и перейти на торговлю "воздухом" в виде квот на выбросы углекислого газа, российский капитал прокладывает "октановые" пути на британском розничном рынке. В 2006 г. "Газпром" все-таки вышел на него, купив небольшую частную компанию "Pennine Natural Gas Limited" в северо-западной Англии, а также 50% акций "Wingas Storage UK" (группы BASF, имеющей лицензию на разработку газового месторождения в графстве Линкольншир на востоке Англии, с целью его превращения в подземное газовое хранилище). По оценкам британских аналитиков, доля "Газпрома" на британском розничном рынке в среднесрочной перспективе может вырасти до 10--15%.

Согласно расчетам Международного энергетического агентства, необходимый объем мировых инвестиций в развитие энергетического сектора в период 2005--2030 гг. должен составить 20 трлн. дол.. Стимулируя инвестиции в развитие национальной энергетики, британские чиновники делают ставку на динамичный рост количества малых и средних компаний, которые инвестируют в энергетический сектор, а также в неосвоенные резервы в Северном море, для разведки и добычи которых необходимы технологии бурения на значительных глубинах. Кроме того, закрытие АЭС требует больших инвестиций в строительство хранилищ для отработанного ядерного топлива. Однако убедить бизнес вкладывать средства в технологии, на основе которых можно модернизировать британскую энергетическую инфраструктуру с целью сохранения окружающей природной среды, непросто, поскольку их коммерческая привлекательность пока остается достаточно сомнительной. Вместе с тем промедление может обернуться катастрофой для дальнейшего развития страны, граждане которой привыкли к комфортной и богатой жизни.

После Второй мировой войны Великобритания постепенно переориентировала свое производство из сферы промышленных товаров в сферу услуг. В 1970--2003 гг. доля обрабатывающей промышленности в отраслевой структуре британского ВВП сократилась с 33 до 15,7%, а доля деловых и финансовых услуг, включая доходы от недвижимости, увеличилась с 18 до 30,7%. В целом на сферу услуг сегодня приходится почти 80% ВВП страны. В современной Великобритании потребляют гораздо больше, чем производят. Она имеет второе по абсолютным показателям отрицательное сальдо в торговле товарами после США в мире, величина которого увеличилась в 10 раз за последние 10 лет. При этом банковский долг домашних хозяйств самый большой в мире и составляет более 180% от дохода после уплаты налогов. Таким образом, даже если британцы и были бы готовы умерить свои "потребительские аппетиты", отказ от долговой экономики погрузил бы страну в экономический хаос.

Как свидетельствует приведенный анализ, традиционные энергетические источники Великобритании постепенно исчерпываются, а инвестиции в новые технологии пока что не решают проблем обеспечения энергетического баланса. Состояние отношений Великобритании со странами, богатыми ресурсами, также не добавляет оптимизма. Приход к власти новой политической команды во главе с бывшим министром финансов Г. Брауном, которая не имеет достаточного опыта во внешней политике, может лишь ухудшить и без того сложные отношения страны с внешним миром. Но, кажется, британцы, как всегда, нашли нестандартное решение проблемы, видя выход из сложившейся ситуации в... "глобальном потеплении".

Соединенное королевство с необычайной настойчивостью призывает мировую общественность к активным действиям по предотвращению катастрофических последствий изменения климата. Такая политика стала центральным элементом энергетической стратегии британского правительства. С целью своевременного реагирования на изменение климата в Великобритании разработана мощная законодательная и регулятивная база, приняты стратегии и программы, которые призваны стать путеводителем для других стран, проведен целый ряд фундаментальных исследований по этой проблеме.

Одно из таких мегаисследований под названием "Экономика изменения климата" было проведено под руководством главы экономической службы британского правительства, бывшего главного экономиста Всемирного банка Н. Стерна. Оно содержит не только апокалипсический сценарий мирового развития, согласно которому человечеству придется направлять до 20% ВВП на преодоление последствий изменения климата, если оно своевременно не начнет добывать энергию из воздуха, но и привлекательные коммерческие перспективы от перехода на модель экономики с использованием энергии с низкой долей углерода. В нем просматривается гениальное, с точки зрения британцев, решение собственной энергетической проблемы: пока остальные страны будут заняты разработкой и внедрением "зеленых" технологий, они будут потреблять остатки мировых запасов нефти и газа.

Британское правительство прилагает значительные усилия, чтобы как можно больше стран включились в разработку возобновляемых источников энергии. Причем собственно прогресс самой Великобритании в данном направлении весьма умеренный: доля возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления составляет только 1,5% против 9,2% в целом для стран ЕС-27. По прогнозам Министерства торговли и промышленности Великобритании, до 2020 г. доля возобновляемых источников энергии вырастет до 5% в общей структуре энергопотребления страны.

Следует заметить, что "Бритиш Петролеум" -- крупнейшая британская и европейская энергетическая компания -- одна из первых предложила инновационные технологии для противодействия "глобальному потеплению". Взбудоражив такими сообщениями в прессе общественность, она, однако, продолжала скупать активы добывающих компаний, трубопроводы и розничную сеть нефтегазового сектора в разных уголках мира. Главным образом это происходило за счет сокращения инвестиций именно в сектор исследований и разработок внутри страны (на это, в частности, ссылаются в докладе британскому правительству под редакцией Р. Ламберта).

Заслуживает внимания и то, что 38% в структуре потребления энергоносителей в Англии приходится на транспортный сектор, в котором львиная доля -- на автомобили и самолеты. При этом Великобритания остается одним из самых привлекательных мест в Европе с точки зрения расположения заводов ведущих автомобильных компаний мира, которых насчитывается более 40, причем в последние годы интерес иностранных инвесторов к развитию этой отрасли в Соединенном Королевстве растет. Что касается авиации, то и эта сфера активно развивается. Примером тому служит открытие в 2008 г. пятого терминала аэропорта "Хитроу".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.