Рефераты. Дальний Восток

p align="left">Быстро растёт алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината - «Мир» и «Айхал», строится новый комбинат. Район служит крупнейшим поставщиком алмазов. Основной район добычи - Вилюйский, а крупнейшие месторождения - Мирный, Удачное, Айхал. На Дальнем Востоке разведаны редко встречающиеся в России месторождения слюды-флогопита на территории Верхнего Алдана в Томмоте.

2. Добыча благородных металлов и алмазов

2.1 Из истории освоения

Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX в., примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В России первый алмаз был найден в 1829 г. Несколько позже были обнаружены речные россыпи с небольшим количеством мелких алмазов. Однако, несмотря на не прекращающиеся 150 лет поиски, значительных россыпей в нашей стране найдено не было. Прорыв России в число алмазодобывающих стран произошёл в 50-60 гг. XX в. и связан с открытием якутских месторождений. За 40 лет в Якутии открыты ещё десятки месторождений. Россия стала одной из ведущих стран по добыче замечательного камня. Первое собственное серебро в России было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1704 г. Однако его добывалось ничтожно мало. Коренной перелом в серебряной индустрии наметился только в 60-х гг. XX в., когда освоили многочисленные месторождения Дальнего Востока. До XX в. основными производителями металла были Бразилия и Россия. Основными его источниками в течение последних 50 лет являются три горнорудных гиганта: Южная Африка (рудники Бушвельда -- 50% мировой добычи); Канада (рудники Садбери) и Россия (Норильские рудники) -- вместе 10-12% мирового производства. Интерес к Дальнему Востоку возрос, когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развёрнуты геологические, географические экономические и другие исследования. Всё это дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появились промышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширились промыслы пушнины, и морского зверя (котиков), увеличилось сельскохозяйственное производство, возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нём сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока (золото, цветные металлы, пушнина, лососевые рыбы), которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике Дальнего Востока. Востока занимали иностранные монополии, безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население.

2.2 Состояние ресурсной базы

По данным 1989 г. многие десятилетия страны Американского континента поставляют более 55% всего серебра ежегодно. Большая часть оставшихся 45% приходится на Австралию и Россию. Платина и металлы платиновой группы (палладий, родий, осмий, рутений и иридий) были последними благородными металлами, освоенными человечеством. Платиноиды всегда встречаются вместе и накапливаются в горных породах, образовавшихся из мантийных магм. Уровни содержания платиноидов чрезвычайно низки. Наиболее распространённые среди них платина и палладий имеют среднее содержание в земной коре всего 0,0000005%, а другие и того меньше.

Общие черты состояния алмазной промышленности

Основные промышленные месторождения России сосредоточенны в трех крупных территориально разобщённых алмазоносных регионах - республике Саха (Якутия)- 82,4% запасов и 99,7% добычи, Архангельской области - 17,5% запасов, Пермской области - 0,1% запасов и 0,3% добычи. Как уже было сказано, в нынешних рыночных условиях необходима чёткая политическая и стратегическая программа, которая могла бы наладить проблему, существующую в России.

Состояние минерально-сырьевой базы

Разведанные и утвержденные запасы алмазов в России кратно превышают запасы промышленных категорий, погашенные алмазодобывающими предприятиями за весь период существования в Якутии алмазной отрасли (с января 1957г и по настоящее время) Реализация прогнозных ресурсов кратно увеличит месторождения разведанных алмазов. В данный момент существует прогнозная оценка алмазных ресурсов, но, к счастью, эта оценка намного занижает реально существующие запасы алмазов в земной коре на территории Российской Федерации. Это можно подтвердить лишь только тем, что только за последнее время в России было найдено, разведано и зарегистрировано новых перспективных месторождений в новом алмазоносном районе Западной Якутии. «В Западной Якутии открыта новая кимберлитовая трубка, обещающая стать крупным источником добычи алмазов, сообщил председатель Российского комитета по геологии и использованию недр Виктор Орлов. Это уже второе алмазное месторождение, обнаруженное в этом районе. В 1994 году была найдена алмазоносная трубка, названная Ботуобинской. Велика вероятность открытия алмазных трубок в Красноярском крае, сказал он. Суммируя успехи геологов за период с 1991 по 1995 год», В. Орлов сообщил, что в России было обнаружено 234 месторождения углеводородного сырья, в том числе 184 нефтяных. В прошлом году соответствующие показатели составили 25 и 19. Большое значение для региона имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов. Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы, Алдана, Зеи, Амура, Селемджи, Буреи, на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня.

2.3 Характеристика металлургической промышленности

Сырьевая база металлургической промышленности обладает рядом особенностей. Крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные - от 1до 5%, свинцово-цинковые - от 1,5 до 5,5%, никелевые - от 0,3 до 5,5%, оловянные - от 0,01 до 0,7%, молибденовые - от 0,005 до 0,04%). Практически для получения, например, 1 т меди требуется переработать не менее 100 т руды, никеля - до 200 т, олова - до 300 т. Расход сырья на 1 т готовой продукции в сотни раз превосходит объем готового изделия, а при производстве редких металлов - в десятки и даже сотни тысяч раз. Исключительная многокомпонентность сырья (например, уральские медные колчеданы содержат медь, железо, серу, золото, кадмий, серебро, селен, теллур, индий, галлий и другие элементы, в общей сложности до 30, например, карабашские руды в Челябинской области). Огромная топливоёмкость и электроемкость сырья в процессе его переработки (для производства никеля - до 55 т топлива на 1 т готовой продукции; для цинка - до 3 т; черновой меди - до 3,5 т; глинозема - до 12 т и т.д.). Для производства 1 т алюминия требуется до 17 тыс. кВт*ч электроэнергии, 1 т титана - до 20-60 тыс. кВт*ч, магния - до 20 тыс. кВт*ч и т.д. Особенности сырьевой и топливно-энергетической баз оказывают сильное влияние на размещение цветной металлургии, которая является: материало- и энергоёмкой отраслью промышленности. В связи с этим размещение цветной металлургии зависит главным образом от сырьевой базы. При этом обогащение непосредственно привязано к местам добычи руд цветных металлов, за исключением тех случаев, когда вблизи отсутствуют достаточно надёжные источники водоснабжения. Это обусловлено тем, что обогащение руды требует большого количества воды (8-10 тыс. м 3 на 1 т. полиметаллических руд, 15-20 м 3 на 1 т. медно-никелевых и прочих руд - содержащих благородные металлы). Особенностью цветной металлургии, как уже было отмечено, является высокая энергоёмкость сырья в процессе его подготовки к металлургическому переделу и переработке. В связи с этим в отрасли различают топливоёмкие и электроёмкие производства. Высокая топливоёмкость (50-55 % на 1 т. готовой продукции) характерна, например, для производства никеля, глинозёма из нефелинов (11,5 т. на 1 т. готовой продукции), черновой меди и др. Повышенной электроёмкостью отличается производство алюминия (17-18 тыс. кВт*ч на 1 т. готовой продукции), магния (18-20 тыс. кВт*ч), кальция (30-50 тыс. кВт*ч), титана (20-60 тыс. кВт*ч) и др. В целом же по отрасли доля топливно-энергетических затрат составляет от 10 до 50-65% общих затрат на 1 т. производимой продукции. Эта особенность сырьевой базы обуславливает размещение цветной металлургии в регионах, наиболее обеспеченных электроэнергией. Восточная Сибирь и особенно Дальний Восток характеризуются высоким уровнем развития цветной металлургии. Она является одной из важнейших отраслей промышленности Дальнего Востока, на его долю приходится основная часть общероссийской добычи оловянных руд, золота, серебра, свинцово-цинковых руд, вольфрама, ртути. Предприятия золотодобывающей отрасли характеризуются наиболее стабильными уровнями добычи полезных ископаемых, по сравнению с компаниями по добыче других благородных металлов, а также наиболее устойчивым финансовым положением, что обеспечивается масштабными объёмами производства и возможностью маневра, значительными финансовыми ресурсами. В подавляющем большинстве случаев только они могут получать сверхприбыли. Примером служат 15 золотодобывающих компаний, в которых золото является профильным производством, ежегодно производящих около 45% мирового объема добываемого драгоценного металла.

2.4 Характеристика алмазной промышленности

Состояние минерально-сырьевой базы

Разведанные и утвержденные запасы алмазов в России кратно превышают запасы промышленных категорий, погашенные алмазодобывающими предприятиями за весь период существования в Якутии алмазной отрасли (с января 1957г и по настоящее время) Реализация прогнозных ресурсов кратно увеличит месторождения разведанных алмазов. В данный момент существует прогнозная оценка алмазных ресурсов, но, к счастью, эта оценка намного занижает реально существующие запасы алмазов в земной коре на территории Российской Федерации. Это можно подтвердить лишь только тем, что только за последнее время в России было найдено, разведано и зарегистрировано новых перспективных месторождений в новом алмазоносном районе Западной Якутии. «В Западной Якутии открыта новая кимберлитовая трубка, обещающая стать крупным источником первых, территория, на которой мы живем, - это огромное жизненно важное пространство, где велик ресурсный потенциал. Здесь, на площади около 7 млн. кв. км, что составляет 41% территории страны, расположены 13 субъектов Федерации. В регионе разведаны залежи железа, марганца, олова, свинца. Этот «послужной» список можно продолжить. Представляют интерес значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона алмазные, лесные, рыбные, углеводородные и другие ресурсы Дальнего Востока и Забайкалья. Спору нет - все это плюсы. В то же время, где еще вы найдете столь низкую плотность населения (здесь проживает чуть больше 6% российского населения), отток жителей, особенно северян, которые покидают обжитые места? Слабое хозяйственное освоение нашей территории, недостаток транспортных коммуникаций - проблемы, которые заметны невооруженным глазом. И все это на фоне глобализации мировой экономики, нарастающего сырьевого дефицита, особенно в развитых сопредельных государствах - в Японии, Китае, Республике Корея. Происходит перегруппировка транснациональных компаний в пользу АТР. В 90-е годы объем иностранных инвестиций в страны зарубежного Дальнего Востока (Китай, Тайвань, КНДР, Республика Корея, Япония) возрос в пять раз! Среди двухсот крупнейших корпораций мира доля американских транснациональных компаний по обороту сократилась в последнее десятилетие 20-го века с 43% до 29%. За это же время доля транснациональных компаний Японии возросла с 22% до 36%.

Таким образом, центр тяжести мирового экономического развития перемещается в страны АТР. К нашим восточным границам. Чем мы можем ответить на эти внешнеэкономические вызовы? Какие потенциальные возможности использовать, чтобы не превратиться в сырьевой придаток, не потерять свою территориальную целостность (о таких крайне нежелательных последствиях негативного варианта развития российского Дальнего Востока открыто говорилось на конгрессе)? Нельзя не заметить, что история с установлением российско-китайской границы в районе Хабаровска, а также притязания Японии на российские Курилы наглядно отражают этот процесс. Вот почему вектор всех принятых в ходе конгресса решений был направлен на то, чтобы Дальний Восток нашел достойное место в общем процессе развития производительных сил АТР. Существует важный показатель динамики развития национальных экономик. Он является непременным знаком совершенствования технического прогресса. Речь идет о величине энергетической составляющей в конечной цене национального продукта. Над снижением этого показателя бьются все крупнейшие мировые державы. Назрела необходимость всерьез заняться разработкой национальной программы энергосбережения в России, исходя из объективных ее особенностей, природно-климатических условий, пространственной протяженности. Эта программа также должна обеспечить равную привлекательность экспорта энергоресурсов относительно их реализации на внутреннем рынке. «Добиться снижения величины энергетической составляющей в конечной цене отечественной продукции» - так записано в итоговом документе конгресса. Не случайно в основе содержания выступлений с трибуны, в центре споров в кулуарах конгресса лежала проблема энергосбережения. Чего бы мы ни касались - добычи ли полезных ископаемых, выпуска промышленной продукции или работы транспорта, - в основе улучшения качества и экономического роста всех без исключений отраслей хозяйства лежит энергетический ресурс. И в этом плане у нашего государства не остается ничего другого, кроме как осуществлять ускоренное хозяйственное освоение своих обширных территорий, а ключевую роль в решении этой задачи играет интенсивное транспортное освоение Дальнего Востока и Забайкалья.

Дальний Восток сегодня актуален, перспективен, он позволяет развивать производительные силы на много десятилетий вперед. Важно, что мы делаем это не разрозненными усилиями, а сложением возможностей и федерального центра, и региона, и крупных финансово-промышленных групп, используя механизмы частного государственного партнерства. Яркий пример тому - перспективы развития морского торгового порта Ванино.

Или взять хотя бы Байкало-Амурскую магистраль. Она проектировалась и строилась в расчете на перевозку 27 млн. тонн ежегодно, что тогда считалось огромным достижением, прорывом. А сегодня мы говорим о 60-70 млн. тонн. И это перспектива ближайших 10-12 лет. Но для этого нужно заранее прорабатывать стратегические решения. Причем поодиночке такие задачи не смогут решить ни отдельные частные инвесторы, ни государство в целом, ни тем более сам по себе регион. Только вместе, в одной связке удастся получить желаемый результат. У Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина и военная тематика с истребителями пятого поколения, и среднемагистральный самолет «СуперДжет-100», в июне триумфально прогремевший в Ле-Бурже и получивший контракты более чем на 200 млн. долларов. Заказы на эту машину уже расписаны до 2010 года и будут поступать дальше, в чем у нас нет сомнений. Там же, в КнААПО, выпускают самолеты-амфибии «Бе-103», «Су-80» для малых аэропортов. Если сейчас на предприятии соотношение оборонной и гражданской продукции 90 на 10, то в ближайшие два года оно поменяется кардинально и составит 50 на 50. Вторая специализация города - судостроение. Амурский судостроительный завод, десять лет живший в проблемах и нехватках, все же остался на плаву. Предприятие будет работать на освоение шельфа Сахалина, выпускать танкеры-химовозы, суда сейсморазведки, буксиры и другие суда гражданского назначения. И не только для России, но и на экспорт: в Германию, Вьетнам, Индию.

Третье направление в Комсомольске-на-Амуре - это металлургия, завод «Амурметалл», который при поддержке своего основного акционера поднялся с колен, работает устойчиво, расширяет производственные мощности. И, наконец, нефтеперерабатывающий завод в составе «Роснефти». Он обрел второе дыхание, у его руководства масса планов по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, по отгрузке в морские порты, по экспорту. В перспективе - создание «Евразхолдингом» в г. Амурске комбината по глубокой переработке древесины и выпуску бумажной продукции. Хорошие возможности для развития и у Ургала, где сегодня добывается более 2 млн. тонн угля. Компания «СУЭК» входит туда с большими планами и значительными инвестициями. Речь идет о наращивании добычи до 5-7 млн. тонн. У ряда компаний, как российских, начиная с «Русала», так и зарубежных, есть серьезные планы по строительству здесь алюминиевого завода. Основной довод - близость морских портов. Это удобно и для импорта глинозема, и для отгрузки алюминия. По Ургалу напрашивается три варианта, и все три выгодные: или он поставщик угля для энергетики, если будет принято решение о строительстве алюминиевого производства, или становится экспортером угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, или отсюда можно экспортировать электроэнергию в Китай, что тоже очень актуально. Что касается самого Хабаровска, то он уже сейчас является логистическим центром Дальнего Востока, где сходятся практически в одной точке различные транспортные магистрали: водные, железнодорожные, трубопроводные, воздушные. Здесь же формируются пассажиропотоки и потоки грузов, распределяемые по всему Дальнему Востоку. Интересные идеи есть у нас и по сотрудничеству с Китаем. Губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев предложил формировать зону совместного освоения, транзитную зону в районе острова Большой Уссурийский. Он находится почти на равном расстоянии и от российского берега Амура, и от китайского. Как делаем? Мы со своей стороны, а китайцы со своей подводим к острову транспортные магистрали. Ставим мост, по которому направляем грузы с Транссиба, БАМа, автомагистрали Чита - Хабаровск, с воздушного транспорта. Кроме того, одна из британских компаний приняла решение строить в районе существующего моста через Амур складской комплекс на 100 тыс. кв. м. Географическое положение, развитая транзитно-транспортная инфраструктура, богатые природные ресурсы (мы, например, третьи в России по заготовкам леса, по добыче драгоценных металлов) и, конечно же, квалифицированные кадры. Численность населения у нас небольшая, но мы входим в пятерку регионов, где процент высокообразованных людей особенно велик. В крае 33 высших учебных заведения, которые готовят специалистов по всем направлениям. Тот факт, что в крае много предприятий ОПК, говорит о том, что рабочие и инженерные кадры у нас на высоте. Мы подумываем о том, чтобы наладить экспорт образовательных услуг, и это не утопия. Сегодня в ВУЗах края обучаются более полутысячи студентов из-за рубежа, а мы можем нарастить эту цифру в десять, а то и в двадцать раз. Наш конек - технические специальности. В Японии с удовольствием берут наших ребят - специалистов по IT-технологиям. 2 августа Правительством РФ одобрен проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года. Мы также ожидаем принятия двух других важнейших для нас документов: стратегии развития Дальнего Востока и Восточной Сибири до 2025 года и плана социально-экономического развития территории. Состоятся «круглые столы» по энергетике и газохимии, по лесному делу, по транспорту, по инновациям, по вступлению России в ВТО и нашему сотрудничеству со странами Северо-Восточной Азии и АТР в целом. Специальная дискуссия будет посвящена демографии, эта проблема актуальна, она нас волнует. Потому что без ее решения проблемы Дальнего Востока не сдвинуть: отток населения все еще имеет место и остановить его не так-то просто. Особое внимание в программе форума уделяется экологии Амура как фактору взаимодействия в Северо-Восточной Азии. Кардинальные решения по Дальнему Востоку принимаются, вот-вот будут приняты. Укрепим энергетику, разовьем транспортную инфраструктуру, кадры закрепим. Вектор развития России четко указывает на Дальний Восток. И государство проявляет конструктивную инициативу, поддерживая этот вектор. Сегодня здесь для инвесторов много интересного.

3. Экологические проблемы Дальнего Востока

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты. Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения среды.

Заключение

Таким образом, нельзя не заметить, что история с установлением российско-китайской границы в районе Хабаровска, а также притязания Японии на российские Курилы наглядно отражают этот процесс. Вот почему вектор всех принятых в ходе конгресса решений был направлен на то, чтобы Дальний Восток нашел достойное место в общем процессе развития производительных сил АТР. Существует важный показатель динамики развития национальных экономик. Он является непременным знаком совершенствования технического прогресса. Речь идет о величине энергетической составляющей в конечной цене национального продукта. Над снижением этого показателя бьются все крупнейшие мировые державы. Назрела необходимость всерьез заняться разработкой национальной программы энергосбережения в России, исходя из объективных ее особенностей, природно-климатических условий, пространственной протяженности. Эта программа также должна обеспечить равную привлекательность экспорта энергоресурсов относительно их реализации на внутреннем рынке. «Добиться снижения величины энергетической составляющей в конечной цене отечественной продукции» - так записано в итоговом документе конгресса. Не случайно в основе содержания выступлений с трибуны, в центре споров в кулуарах конгресса лежала проблема энергосбережения. Чего бы мы ни касались - добычи ли полезных ископаемых, выпуска промышленной продукции или работы транспорта, - в основе улучшения качества и экономического роста всех без исключений отраслей хозяйства лежит энергетический ресурс. И в этом плане у нашего государства не остается ничего другого, кроме как осуществлять ускоренное хозяйственное освоение своих обширных территорий, а ключевую роль в решении этой задачи играет интенсивное транспортное освоение Дальнего Востока и Забайкалья.

Список используемой литературы

1. Баканов М.И.Экономическая география. - М.: Экономика, 2000.

2. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Экономическая география. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2007.

3. Ворот И.В. Экономика - М.: Высшая школа, 2004.

4. Крейнина М.Н. Экономическая география- М.: Экономика, 2006.

5. Мелентьева В. Производительные силы Дальнего Востока// Аудитор. - 2005. - № 9 - 10.

6. Раицкий К.А. Экономика. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.