Рефераты. Демографическая ситуация в Байкаловском районе

p align="left">В Свердловской области нашли способ улучшить демографическую ситуацию - дать матерям медали «За доблесть» и немного денег.

Круглую медаль, с изображением женщины с младенцем, будут вручать свердловчанкам, уже начиная с 2007 года. Знак отличия имеет 3 степени. "Материнская доблесть" 3 степени будет вручаться тем женщинам, которые родили или усыновили и воспитывают от 5 до 7 детей, младшему из которых уже исполнился год. Знак отличия 2 степени - матерям с 8-9 детьми, 1 степень- тем, у кого 10 и более детей.

При этом в законопроекте отмечено, что матери, чьи дети имеют судимость, претендовать на награду не могут.

К знаку отличия прилагается и единовременное финансовое поощрение. Получательницам знака отличия 3 степени в размере 25 тысяч рублей, 2 степени- 50 тысяч рублей, 1 степени- 100 тысяч рублей.

Примечательно, что претендовать на получение знака отличия могут даже иностранные граждане. Важно, чтобы многодетная мать постоянно проживала вместе со всеми своими несовершеннолетними детьми в Свердловской области.

Комментируя принятие данного законопроекта, спикер обл. думы Николай Воронин отметил, что это решение очень своевременно и соответствует тем задачам, которые были озвучены неделю назад президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Разработчик законопроекта Вячеслав Тепляков заявил, что учреждение знака отличия "Материнская доблесть" поможет улучшить демографическую ситуацию в области.

В 2008 году численность снизилась на 4121 человек. ( прил. 10-12)

3 Причины сокращения численности населения

3.1 Стрессы переходного периода

Тенденция к снижению продолжительности жизни в России обозначилась в середине 60-х гг. прошлого века. Кратковременное повышение продолжительности жизни, пик которого пришелся на 1986-1988 гг., наблюдалось в период антиалкогольной компании в годы перестройки. В начале 1990-х гг. произошел резкий скачек смертности.

Существуют две точки зрения относительно влияния социально-экономического кризиса 1990-х гг. и реформ на рост смертности. Согласно одной из них, высказываемой многими российскими и зарубежными исследователями, повышение смертности на начальном этапе годы реформ было причинно связаны с кризисом. Передаточным звеном между кризисом и смертностью стали стрессы, связанные с крушением привычного уклада жизни; свой вклад внесли кризис системы здравоохранения, общее ослабление правопорядка и рост преступности.

Согласно второй точке зрения, «реального превышения смертности в первой половине 90-х гг. либо практически вовсе не было, либо оно было очень небольшим». Сторонники данной концепции объясняют рост смертности в первой половине 1990-х гг. увеличением к началу этого периода численности лиц, подверженных повышенному риску смерти, «за счет тех, кто избежал смерти в период низкого потребления алкоголя» в середине 1980-х гг.

С последней точкой зрения трудно согласиться по следующим причинам.

1) В 1991 г. в России умерло 872,9 тыс. человек; в 1994-1226,5 тыс. человек. Повышение смертности, таким образом, было вполне реальным, спорить есть смысл лишь о его причинах.

2) Тот факт, что некоторые люди, умершие в 1992-1994 гг., были ранее спасены от смерти антиалкогольной компанией, не отменяет причинно-следственной связи между кризисом 1992-1994 гг. и их кончиной. Если человек с ослабленным (алкоголизмом или другими причинами) здоровьем, попав в более суровом и вредные условия, то причинами его смерти логично признать и ослабленное здоровье, и это условия, а не только ослабленное здоровье.

3) В начале реформ наблюдался значительный рост смертности от инфекционных болезней, болезней органов дыхания и пищеварения не только во взрослых, но и в детских возрастах, что не может быть объясненный только повышенной смертностью лиц, страдавших от алкоголизма.

На мой взгляд, резкие колебания смертности в середине 80-х гг. прошлого века причинно связаны с реформами. В одних случаях связь была непосредственной (ослабление контроля за качеством спиртных напитков, рост числа отравлений суррогатами алкоголя; рост безработицы и бездомности рост числа убийств и самоубийств и т.д.), в других случаях реформы стали катализатором обнаружившихся задолго до них неблагоприятных тенденций. Косвенным подтверждением влияния экономического кризиса на продолжительность жизни является и скачек смертности в 1999 г., последовавший после финансовых потрясений осени 1998 г.

Кризис особенно тяжело отразился на средней продолжительности жизни мужчин. Для России характерен исключительно высокий разрыв (в 2005 г.-13,5 года) между продолжительностью жизни женщин и мужчин (в мире в целом около 4 лет, в развитых странах - около 7 лет). В России исключительно велика также доля смертей от так называемых внешних причин: травм, отравлений, убийств, самоубийств (12,5% всех смертей в 2006 г.). Единственной положительной тенденцией является быстрое снижение младенческой смертности: её коэффициент (в расчете на 1000 родившихся) снизился с 17 в 1991 г. до 10,2 в 2006 г. (для сравнения: минимальные значения этого показателя в мире сейчас составляет около 3).

Как уже отмечалось, экономический кризис 1990-х гг. внес свой вклад в повышение смертности. Опосредствующими звеньями при этом явились стресс, отрицательно сказавшиеся на здоровье и продолжительности жизни, недостаточное финансирование здравоохранения, правоохранительной деятельности и т.д. Следует отметить, что в Болгарии, Венгрии, Словакии, Чехии, Польши, Румынии окончание трансформационного экономического кризиса повлекло за собой перелом тенденции: стагнация продолжительности жизни сменилась её ростом. В России этого не произошло. Следовательно, необходимо искать и еще какие-то, не связанные с экономическим кризисом, причины стагнации продолжительности жизни.

3.2 Уровень жизни

Лежащим на поверхности объяснениям является, казалось бы, уровень жизни Россиян, который, несмотря на экономический подъем в начале хх1 в., по-прежнему оставляет желать лучшего. Международные сопоставления действительно свидетельствуют, что между уровнем жизни в стране, измеряемым её ВВП в расчете на 1 жителя, и ожидаемой продолжительностью жизни наблюдается прямая и достаточно тесная корреляционная зависимость. Однако Россия в известной степени является исключением из этого правила. Занимая 59-е место в мире по уровню ВВП (в ППС) на 1 жителя, Россия находится лишь на 136-м месте по ожидаемой продолжительности жизни женщин. Многие страны, заметно уступая России по показателю среднедушевого ВВП, значительно опережают её по показателям ожидаемой продолжительности жизни. Иными словами, как ни скромны среднедушевые объёмы товаров и услуг, производимые сегодня в России, они, как показывает опыт других стран, всё же достаточны для того, чтобы обеспечивать намного большую продолжительность жизни, чем та, что имеет место в сегодняшней России. Следовательно, надо искать и какие-то другие причины кризиса продолжительности. ( прил. 13-15)

3.3 Государство и общество

Государство и его институты всегда играли в жизни России особую роль, отличную от той, что принадлежала им в западных обществах. Ввиду этого влияние государства на демографическое развитие оказалось более сильным, чем в большинстве западных стран (за исключением, может быть, Франции и Швеции с их особой демографической и социальной политикой). В советский период это проявилось в неожиданно сильном увеличении рождаемости после принятия мер демографической политики в начале 1980-х гг., о чем уже шла речь. Столь неожиданным едва ли не для всех специалистов оказалось сильнейшее, хотя и кратковременное, воздействие антиалкогольной компании в годы перестройки на уровень смертности.

Неожиданно сильные демографические отклики на эту инициативу государство было, в сущности, закономерным проявлением огосударствления всей общественной жизни. На Западе демографическое поведение населения редко являло собой непосредственную реакцию на действия государства. В России, напротив, ход демографических процессов во многом определялся именно характером адаптации населения к изменениям государственных институтов способностью или неспособностью различных групп населения адаптироваться к таким изменениям и способами адаптации, которые при этом выбирались.

К концу 1980-х гг. качество функционирования государственных институтов вызывало всеобщее недовольство. Однако «разгосударствление» социальной жизни также повлекло за собой массу отрицательных последствий. Государственные и негосударственные организации часто оказывались не более эффективными, чем их государственные предшественники, система в целом- хаотичной и непонятной рядовому гражданину. Вполне очевидно, например, что негативные последствия кризиса государственного здравоохранения были усугублены слабостью негосударственных здравоохранительных институтов, отсутствием у значительных по численности групп населения возможности или привычки использовать негосударственные здравоохранительные услуги. Резкое ослабление государственного контроля в сочетании со слабостью институтов гражданского общества, несомненно, внесли свой вклад в рост смертности от дорожно-транспортных происшествий, убийств, отравлений и травм.

В начале 1990-х гг. большие надежды возлагались на быстрый рост сети ассоциаций граждан, способных взять на себя ряд функций, выполнявшихся в светской системе государственными и партийными органами. Такие ассоциации граждан, как показывает опыт других стран, действуя на «низовом» уровне, способны осуществлять взаимопомощь и представительство интересов лиц, страдающих определенными заболеваниями, спортивно-оздоровительную, природоохранную и иную деятельность, направленную на укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни.

Хорошо известен, из мировой практики и еще один путь, участия негосударственных организаций в формировании общественного здоровья - принятие ассоциациями производителей добровольных обязательств по обеспечению определенного уровня качества товаров и услуг, охране окружающей среды и т. д.. К сожалению, надеждам на быстрое становление гражданского общества и социально ответственного бизнеса в России не суждено было сбыться. Это отрицательно сказалось на качестве предоставляемой товаров и услуг, состоянии здравоохранения, правопорядка, природной среды и, в конечном счете, на продолжительности жизни населения.

3.4 Роль культуры, ценностей и норм

Кризис продолжительности жизни в России охватил период, включающий советскую эпоху, период экономического спада 1990-х гг. и подъема начала хх1 столетия. Наличие кризисных явлений, наблюдавшихся в столь разных условиях, позволяет предположить, что в их основе наряду с факторами, непосредственно связанными с социально-политической конъюнктурой, лежит и нечто более общее, не зависящее непосредственно от господствующего социально-экономического строя и политической системы. Это, в свою очередь, требует обратить внимание на роль культуры, норм и ценностей в демографическом кризисе.

Культура, среди прочего, представляет собой определенный набор способов адаптации человека и общества в целом к социальной и природной среде. Если продолжительность жизни ненормально низка, то этот набор нельзя признать удачным, в нем надо что-то менять. Несправедливо, да и вряд ли продуктивно обвинять в кризисе продолжительность жизни российскую культуру в целом. Более точным представляется иной подход- выделить в рамках столь многослойного и сложного феномена, как культура, те блоки, которые функционируют недостаточно эффективно, те элементы и связи, которые негативно влияют на продолжительность жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.