Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне-лей значительно расширило возможности транспор-тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи-лась, но остается важной в перевозке массовых про-мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око-ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет-ся Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе-ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте -- Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп-ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По раз-мерам морских перевозок выделяется Атланти-ческий океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутренний водный: по грузообороту выделяют-ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан-ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства -- великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт -- самый молодой и ди-намичный. Занимает первое место в межконти-нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико-британия и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зави-сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре-одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про-кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас-тет отрицательное воздействие транспорта на при-роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви-ды загрязнений). Многие страны приним^лот меры по защите окружающей среды от негативного воз-действия транспорта.
3. По статистическим данным определите естест-венный прирост для указанных стран. Естествен-ный прирост является разницей между рождае-мостью и смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учи-тывая, что на естественный прирост влилет соци-ально-экономический фактор и уровень жизни на-селения. Нельзя забывать о механическом прирос-те населения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль,
Билет .№ 6
1. Закономерности размещения иинеральных ре-сурсов и страны,
выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресур-сов.
2. Общая экономико-географическая характеристи-ка одной из
стран Западной Еиропы (по выбору учащегося).
3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух
стран (по выбору учителя).
1. Минеральные ресурсы-- это природные веще-ства минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, : материалов и слу-жащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая нерав-номерность размещения, невозобновляемость кон-кретных месторождений, возмож аость восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используетсл более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.
Закономерности размещения минеральных ре-сурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочное происхождения встречаются в пределах осадочного чехла плат-форм, в предгорных и краевых П]югибах. Магмати-ческие полезные ископаемые -- в складчатых об-ластях, местах выхода на поверхность (или близ-кого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних, платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, обзазуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чекол древних плат-форм, их внутренние и краевые прогибы). Круп-нейшие угольные бассейны рас доложены на тер-ритории России, США. ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском зали-ве, Мексиканском заливе, Западной Сибири.
К рудным относятся руды металлов, они при-урочены к фундаментам и щитам древних плат-форм, есть и в складчатых областях. Страны, вы-деляющиеся по запасам железной руды, -- Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто на-личие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.
Нерудные полезные ископаемые имеют широ-кое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сы-рья, формирование крупных территориально- произ-водственных комплексов. Важно рациональвое ис-пользование ресурсов -- извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полгая пе-реработка, комплексное использование сырья и т. п.
Соединенное Королевство Великобритании и Се-верной Ирландии состоит из четырех крупных тер-риторий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Вели-кобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, про-изошла промышленная революция. Страна владе-ла огромными колониями, что давало преимуще-ства для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со все-ми районами земного шара. Важна роль и благопри-ятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).
Сейчас Великобритания остается одной из веду-щих держав мира. Высокоиндустриальная ж'ржава, крупный экспортер капитала, создатель и козрдина-тор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) -- своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими ко-лониями .
Структура британской промышленности типич-на для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машино-строению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-сайд и до). Хорошо развитые черная и цветная ме-таллургии работают в основном на импортном сы-рье (Шеффилд и города побережья). После от-крытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.
Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специа-лизирующиеся на молочном животноводстве. Ос-новное отравление растениеводства -- обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболов-ство. осе овные рыболовные порты расположены на восточном побережье.
Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транс-порт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим про-мышленным городам. Великобритания имеет круп-ный морской и пассажирский флот. Развит авиаци-онный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положевие страны.
В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица -- Лондон, которая одновременно явля-ется одним из крупнейших портов в мире. Актив-ная морская торговля и столичная роль -- «лицо» южной части страны. Юго-восток -- главная зона зерновых и технических культур. Развито живот-новодство. На побережье -- порты, военные базы, курорты. Саутгемптон -- самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть госу-дарства -- родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металло-обрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти не-прерывная полоса промышленных городов со ста-рыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии -- судостроение, сейчас быстро раз-вивается химическая промышленность в результа-те разработки месторождений нефти и газа Север-ного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной -- молоч-ное животноводство и рыболовство. Ольстер -- эко-номически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.
Задачи региональной политики -- подъем депрес-сивных старопромышленных районов и сглажива-ние диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наи-более отсталых районов; ограничение роста и «раз-грузка» некоторых крупнейших городов и город-ских агломераций.
3. Для анализа необходимо определить пути сооб-щения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система скла-дывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны раз-ные конфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транс-портная система развивающихся стран нередко име-ет древовидную форму, «точкой роста» которой слу-жит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории. В развиваю-щихся странах, как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учиты-вать, что на них влияют разные факторы -- при-родный, исторический, экономический, политиче-ский и т. п.
Билет .№ 7
1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности.
Проблемы рационального исполь-зования.
2. Топливио-энергетическая промышленность. Состав, значение в
хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
3. Характеристика по картам ЭГП страны (по вы-бору учителя).
1. Земельные ресурсы -- вид природных ресурсов;
поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени терри-ториальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель -- их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12