Рефераты. Экономическая география: предмет, методы исследования и задачи

p align="left">Агропромышленный комплекс страны находится сейчас на распутье: колхозная система практически деградировала, фермерство только начало создаваться. И эта неопределенность является главной особенностью нынешнего кризиса в сельском хозяйстве.

Фермерских хозяйств зарегистрировано около 320 тыс., но фактически работают около 100 тыс. Фермеры со своими небольшими наделами могут вести хозяйство с прибылью в случаях, если:

успели взять кредит до 1992 года и купить и установить технику до инфляции,

заняли определенную нишу, т.е. производят продукцию, востребованную на рынке,

хуторские хозяйства.

13. Региональная политика государства

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций.

Важным элементом региональной политики должен стать экономический федерализм, он содержит два основных положения:

1) сближение уровней социально-экономического развития республик и регионов РФ;

2) создание единого экономического пространства России.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В некоторых регионах, являющихся субъектами федерации, доля собственных налогов, направляемых в госбюджет, совсем невелика в сравнении с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти различия целиком зависят от величины доходов регионов. Свердловская область, Башкортостан, Татарстан являются донорами, а Дагестан - депрессивный район.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

- Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

- Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

- Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

- Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

- Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

- Развитие межрегиональных и региональных систем - транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

- Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.

Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере - обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. С этой целью была принята Федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. 717.

Необходимо укрепление экономических основ федерализма. Решение этой задачи предполагает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики).

14. Специализация и комплексное развитие экономики регионов в условиях перехода к рыночной экономике

Специализация производства позволяет производить однородную и массовую продукцию, необходимую обществу для удовлетворения своих потребностей. Крупносерийное производство такой продукции в сочетании с наличием местных природных и трудовых ресурсов, а также за счет внедрения современных технологий позволяет не только обеспечить внутренние потребности, но и дать продукцию на вывоз. Специализированные производства, при всех прочих равных условиях с другими, отличаются высокой рентабельностью и экономической эффективностью.

Экономическая эффективность специализации в регионах определяется самообеспечением, т.е. регион становится независимым. Комплексная экономика должна за счет имеющихся в регионе условий и ресурсов обеспечивать собственной продукцией наибольшую часть своих потребностей (так возникло понятие самообеспечения). Однако такая экономика сформирована у нас лишь в нескольких наиболее развитых районах европейской части (Центральный, Поволжский, Северо-Западный).

Еще одним важным показателем оптимальности является использование современной техники и передовых технологий, благодаря чему эти регионы производят конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, в них же оседает основная масса прибыли, полученная от реализации готовой продукции, а вместе с тем здесь складывается благоприятная обстановка для расширенного воспроизводства (Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономические районы).

Для успешного решения этих задач должно быть соблюдено еще одно условие - сбалансированность природных, энергетических и людских ресурсов.

Для промышленности России характерны следующие особенности: 1) преобладание тяжелой промышленности над отраслями, производящими товары народного потребления; 2) расширение и углубление межотраслевых связей, что привело к формированию межотраслевых промышленных комплексов (топливно-энергетического, химико-лесного и др.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.